Экономические блага и их классификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:50, контрольная работа

Описание работы

Аналогичные примеры можно привести из области потребления. Получив заработную плату, индивид может потратить деньги на приобретение не только средств к существованию, но и нематериальных благ, например поэтического сборника, обладание которым ни в коей мере не увеличивает его материального благосостояния.
Почему же эти нематериальные блага получают денежную оценку, и следовательно, становятся объектом экономических исследований? Потому что они обладают полезностью для индивида, и следовательно, обладают экономической ценностью.

Содержание

1.Введение.
2.Понятие «благо».
3.Экономические блага.
3.1.Классификация экономических благ.
3.2.Характеристики экономических благ.
3.3.Круооборот экономических благ.
4.Заключение.
5.Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория 1.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

Российский  Государственный  Открытый Технический  Университет Путей  Сообщения 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по теме:

«Экономические  блага и их классификации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 1-ого курса

                                                                             Бор Е.С. 

                                                                               Проверил: Царицинский В.

          
 
 
 
 
 
 

Казань 2007

Содержание. 

1.Введение.

2.Понятие «благо».

3.Экономические  блага.

3.1.Классификация экономических благ.

3.2.Характеристики  экономических благ.

3.3.Круооборот  экономических благ.

4.Заключение.

5.Список литературы.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение.

Реальная  экономика – это область деятельности людей, в которой создаются нужные им блага. Под благом подразумевается всё то, что удовлетворяет потребности людей, отвечает их целям и устремлениям.

Изучение  некоторых фундаментальных понятий, относящихся к экономике, позволяет  нам вернуться к вопросу о  том, что же представляет собой предмет  экономической теории.

Напомним, что в традиционной экономической  науке, имеющей истоки в трудах меркантилистов, физиократов и классиков политэкономии, предметом исследований считалось  увеличение материального богатства. Экономическая наука должна была ответить на вопрос, как увеличить объём материальных благ, который находится в распоряжении всего общества или (реже) отдельного человека. Не случайно знаменитая книга А.Смита, вышедшая в свет 1776 году, называлась «исследование о природе и причинах богатства народов».

Аналогичные примеры можно привести из области потребления. Получив заработную плату, индивид может потратить деньги на приобретение не только средств к существованию, но и нематериальных благ, например поэтического сборника, обладание которым ни в коей мере не увеличивает его материального благосостояния.

Почему  же эти нематериальные блага получают денежную оценку, и следовательно, становятся объектом экономических исследований? Потому что они обладают полезностью  для индивида, и следовательно, обладают экономической ценностью.

Это наводит  на мысль, что предметом экономической  науки должно быть более широкое  понятие, чем производство материальных благ, а именно – каковы источники  полезности и формы её обретения  индивидом.

Именно  это соображение лежит в основе знаменитого эссе английского экономиста Лайонелла Роббинса (1898 – 1984) «Предмет экономической науки», которое было написано в 1935 году и общепризнано как классическая работа по этой проблеме. Роббинс отмечает, что полезность воплощается в экономических благах, фундаментальной характеристикой которых выступает ограниченность, или редкость. По его словам, совокупность проблем, которыми занимается экономическая теория, может быть проиллюстрирована тем, как индивид делит время между работой ради заработка и отдыхом.

Важно подчеркнуть, что экономическая  наука изучает не просто ограниченные блага, а именно ситуацию выбора между  благами, имеющими альтернативное применение, и отвечает на вопрос: как, по каким  критериям человек делает выбор  между взаимоисключающими благами.

Производство  экономических благ требует взаимодействия между людьми. Оно связано с  разделением труда.

Производство  материальных благ – основа жизни  человека и общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Понятие «благо».

 Средства, которые способны удовлетворить жизненные потребности людей, принести людям пользу, доставлять удовольствие, называются благами.

 А.Маршал  определял благо как «желаемую  вещь, удовлетворяющую потребность». Ж.-Б. Сэй рассматривал блага  «как средства, которые мы имеем  для удовлетворения наших потребностей». А.Шторх подчёркивал, что «приговор, произносимый нашим суждением насчёт полезности предметов… делает их благами». Свойство какого-либо предмета, которое позволяет удовлетворять определённую потребность человека, ещё не делает его благом. На этот факт особое внимание обращает один из виднейших представителей австрийской школы К.Менгер. Так, например, корень женьшеня способен поднять жизненный тонус человека. Но пока людьми не была поставлена в причинно – следственную связь потребность в оздоровлении организма с целительной силой женьшеня, это растение не носило характера блага. Другими словами, способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком.

Блага подразумеваются на два рода:

  1. естественные – земля, леса, полезные ископаемые и все другие блага, созданные первозданной природой;
  2. экономические – продукты, образно говоря, «второй природы», творцом которой является человек.

Значит, главная функция (назначение) практической экономики заключается в создании продуктов, необходимых для жизнедеятельности общества. 
 
 
 
 
 
 

3.Экономические блага. 

Человеку  присуще разнообразные потребности. Это простейшие потребности в  пище, в одежде и т.д., удовлетворение которых необходимо для  поддержания  жизни; более сложные потребности, например в чтении, слушании музыки, занятиях спортом и т.д.; высшие социальные и интеллектуальные потребности (желание принести пользу другим, стремление к познанию и т.д.) и многие другие.

Как возникают  потребности и каким образом  формируется их содержание – это вопросы, которыми занимаются философия, психология и другие науки. Для экономической теории  принципиальное значение имеет безграничность человеческих потребностей. Это значит, что совокупность потребностей каждого человека никогда не может быть полностью удовлетворена. Конечно, те или иные желания можно насытить, да и то состояние насыщения, как правило, продолжается лишь ограниченное время (например, даже после обильной еды человек спустя некоторое время снова начнет испытывать чувства голода). Но полностью и навсегда все потребности человека удовлетворить невозможно. Более того, в процессе развития человечества в целом происходит расширение и усложнение потребностей – достаточно сравнить внутренний мир древнего человека, известный нам из истории и литературы, и внутренний мир наших современников (это не значит, что современники непременно лучше наших предков, но их потребности неизмеримо шире и сложнее). И чем дальше развивается  человечество, тем сложнее становится психологический мир основной массы людей и тем разнообразнее их потребности.

Что же нужно человеку для удовлетворения потребностей? Как правило, для этого  требуется разнообразные объекты, такие как продукты питания, одежда, жилища, книги, CD– диски и т.д. Но и то, что не имеет «материальной оболочки» (например, знания и музыка), так же служит для удовлетворения человеческих потребностей, причем эти духовные объекты чаще всего существуют, хранятся или передаются с помощью материальных носителей. Так, знания хранятся в книгах или на компьютерных дискетах; музыка храниться в записях и передаётся с помощью инструментов и музыкальной аппаратуры.

Для производства того, что служит источником удовлетворением  наших потребностей, требуются  материалы, сырьё, оборудование, в которых мы, таким образом, тоже испытываем потребности. Способность удовлетворять человеческие потребности называется полезностью.

Все то, что обладает полезностью, называется благом. Иными словами, блага– это  окружающие нас материальные и нематериальные носители полезности, которые служат для удовлетворения потребностей.

Таким образом, мы пришли к пониманию того, что существует устойчивая пара категорий: потребности и блага. Каково же их взаимоотношение?

Между потребностями и благами существует определенная взаимозависимость. Поскольку понятие «благо» зависит от наличия тех или иных потребностей то вещественное и нематериальное содержание благ не может быть шире имеющихся потребностей, конкретного человека. Все, что шире этих потребностей, то есть не служит для удовлетворения материальных и духовных нужд человека, по определению не является благом. Так, убежденного вегетарианца мясные блюда не являются благом, хотя они ценятся другими. Со своей стороны, обеспечивая удовлетворения определенных потребностей, блага часто способствуют их развитию и усложнению. Например, если материальный достаток человека обеспечивает ему регулярное, гарантированное и полноценное питание, то он, возможно, станет разнообразить свое меню и употреблять более изысканную или более здоровую с медицинской точки зрения пищу. Таким образом, его потребности будут возрастать.

Во взаимодействии между потребностями и благами  принципиальное значение имеет следующее  обстоятельство. Потребности, как мы говорили, безграничны. Более того, если они удовлетворяются с высокой степени полноты и регулярности, то имеют тенденцию расширятся и усложняться. Но безграничны ли блага, с помощью которых мы удовлетворяем потребности?

Некоторые блага действительно безграничны. Например, это воздух: чтобы  дышать, человеку в нормальных обстоятельствах не надо прилагать какие то специальные усилия или тратить деньги «на покупку» воздуха (хотя сегодня в крупных городах все острее ощущается нехватка воздуха пригодного для дыхания – но мы говорим об обычном, нормальных условиях, в которых тысячелетиями живет человек). Так же практически безграничны запасы песка для жителя пустыни и снега – для жителей Севера.

Но подобных безграничных очень мало. Как правило, это даровые блага природы.

Почти все существующие в мире блага  имеются в распоряжении отдельного человека и всего человечества в целом в недостаточном количестве. Запасы таких благ в принципе некогда не могут полностью соответствовать  нашим безграничным потребностям. На земле имеется определенное количество нефти, которую можно добывать при существующей технологии, определенное количество леса, из которого можно вырабатывать древесину, и определенное, хотя и постоянно меняющееся, количество других ресурсов. То же  самое можно сказать практически про любые потребительские блага как материального, так и нематериального характера. Благ всегда меньше, чем нам хотелось бы.

Недостаток  благ по сравнению с нашими потребностями  называется ограниченностью, или редкостью, благ.

Экономическая теория занимается только ограниченными (редкими) благами. В самом деле, нет никакого смысла продавать или покупать те блага, которые имеются в неограниченном количестве. Не случайны шутливые поговорки, отражающие абсурдно с экономической точки зрения ситуацию: «торговать песком в Сахаре» или «продавать холодильники эскимосам». Впрочем, продавец из подобных сделок извлечёт для себя выгоду, но для покупателя она находится за пределами здравого смысла.

Поэтому экономическими называются ограниченные, или редкие, блага. Экономическими благами  являются природные ресурсы, то есть главным образом материалы и сырьё, служащие для производства других благ, человеческие ресурсы, или способности и умения людей, деньги, предметы потребления и бесконечное множество других объектов. Подчеркнем еще раз, что только факт ограниченности делает благо экономическим. Как только в силу каких-либо обстоятельств возникает недостаток неограниченного блага, оно превращается в экономическое и может стать предметом купли-продажи.

Роман известного писателя – фантаста А.Беляева  «Продавец воздуха» служит выразительной иллюстрацией идеи о том, что «неэкономическое» благо превращается в «экономическое», как только возникает его нехватка («ограниченность»).

Среди экономических благ особое место  занимают ресурсы, или блага, используемые для производства других благ. В экономической теории их обычно называют факторами производства.

В жизни  редко бывает так, чтобы экономические  блага доставались человеку даром. Если отвлечься от явно неэкономических  ситуаций (таких, например, как обеспечение  ребёнка едой и одеждой со стороны родителей), то для получения благ человеку обычно приходится совершать некоторые затраты физического труда, интеллектуальных усилий и внимания, денег и т.д. Эти затраты представляют собой «жертвы».

Информация о работе Экономические блага и их классификации