Экономические блага и их классификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:50, контрольная работа

Описание работы

Аналогичные примеры можно привести из области потребления. Получив заработную плату, индивид может потратить деньги на приобретение не только средств к существованию, но и нематериальных благ, например поэтического сборника, обладание которым ни в коей мере не увеличивает его материального благосостояния.
Почему же эти нематериальные блага получают денежную оценку, и следовательно, становятся объектом экономических исследований? Потому что они обладают полезностью для индивида, и следовательно, обладают экономической ценностью.

Содержание

1.Введение.
2.Понятие «благо».
3.Экономические блага.
3.1.Классификация экономических благ.
3.2.Характеристики экономических благ.
3.3.Круооборот экономических благ.
4.Заключение.
5.Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория 1.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

В экономической  теории такие «жертвы» называются издержками. Издержки – это любые затраты физических, интеллектуальных или денежных ресурсов, производимые с целью получения экономических благ. 
 
 
 
 
 

3.1.Классификация экономических благ. 

Весь  мир созданных людьми полезных вещей  и услуг можно подразделить на два класса. Они в свою очередь раскладываются на отдельные виды. Первый класс образуется в зависимости  от форм собственности. Он включается три вида:

Первый  вид – товары индивидуального  потребления. Они называются, блага потребительские и производственные, или блага прямые и блага косвенные. Иногда их называют блага низшего и блага высшего порядка, или предметы потребления и средства производства.

Предметы  потребления – это произведённые предметы, используемые для непроизводственного, прежде всего, личного потребления. Предметы потребления, как следует из их названия, предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Это те самые конечные товары и услуги.

Средства  производства – совокупность средств  труда и предметов труда, используемых в процессе производства материальных благ; составная часть производительных сил общества и национального  богатства страны, это используемые в процессе производства ресурсы (станки, машины, оборудование, здания, земля, профессиональные  навыки и квалификация).

 Средства производства в зависимости от выполняемой роли в производстве подразделяются на средства труда и предметы труда. Средства труда переносят свою стоимость на продукцию по частям, постепенно изнашиваясь, а предметы труда – сразу в течении одного производственного цикла. Средства производства (основные фонды и оборотные средства) имеют стоимостную оценку.

О степени  экономического развития страны человек  в первую очередь судит по объёму, разнообразию и качеству предметов потребления и по степени обеспеченности ими жителей.

Чтобы выполнять главную функцию экономики, нужно создавать блага второго  рода – средства производства (хлопок, нефть, металл, древесину, станки и т.п.). Без них нельзя изготовить предметы потребления.

Все создаваемые  материальные блага рано или поздно исчезают при их использовании, потреблении, поэтому необходимо непрерывно возобновлять процесс создания новых предметов  потребления и средств производства взамен выбывающих, т.е. воспроизводить их. В ходе воспроизводства экономических благ люди получают из окружающей природной среды вещества и энергоносители и, в конце концов, возвращают обратно ненужные отходы производства и потребления.

Они имеют следующие социально-экономические признаки:

  • такие товары делимы, т.е. существуют в виде сравнительно малых единиц, которые доступно отдельным покупателям;
  • обладателем вещи становится лишь тот, кто желает и в состоянии уплатить за неё.

    Второй  вид – государственные, или общественные, блага. Общественными называются такие блага, главной характеристикой которых является неисключаемость из потребления и неконкурентность в потреблении. Те общественные товары и услуги, которые полностью отвечают данными свойствами, называются чистыми общественными благами. Классическим примером является национальная оборона, городское освещение, маяки, научные знания (при бесплатном образовании) и т.д.

    Чистые  общественные блага обладают двумя  свойствами в ярко выраженной степени. У смешанных общественных благ одно или оба свойства могут быть выражены слабее. Пример смешанных общественных благ – автомобильные дороги.

 Общественные  блага по существу не являются товарами: они создаются не для рыночной продажи потребления. Эти блага имеют такие черты:

    • полезные вещи неделимы, поскольку состоят из столь крупных единиц, которые невозможно предоставить отдельным лицам;
    • все жители страны имеют возможность использовать полезные свойства и выгоды данных продуктов и услуг;
    • подобные вещи и услуги создаются в государственном секторе.    

Для производства общественных благ в оптимальном  количестве нужно взимать плату  со всех граждан страны, что под  силу только государству, обладающему  инструментами налогообложения  и механизмом перераспределения в виде государственного бюджета.

Производство  общественных благ является одной из важнейших функций государства.

Третий  вид экономисты западных стран назвали  квазиобщественные, или квазигосударственные (от лат. Quasi – якобы), блага и услуги. Они могут быть платными. К этому виду относятся: а) библиотеки, музеи; б) профилактическое медицинское обслуживание; в) пожарная охрана, полиция и др. На данные блага и услуги могут быть установлены цены, а частные собственники (или владельцы общей долевой собственности) могут за плату обеспечивать ими потребителей. Однако такие собственники не берут на себя весь объём производства таких благ. Эту задачу выполняет государство, чтобы не допустить недостатка общественно полезных вещей и услуг.

Второй  класс благ состоит из вещей, которые различаются в зависимости от характера удовлетворения потребностей. Они делятся на такие виды:

Первый  – взаимозаменяемые товары. Если растёт покупка одного из них, то снижается  продажа другого. Примерами могут  служить, положим, пары продуктов: сливочное масло маргарин, чай и кофе.

Второй  – взаимодополняемые блага. Они  сопутствуют друг другу, и потребность  в них одновременно увеличивается  или в одно и то же время падает. Это, скажем, автомашина и бензин, компьютер  и дискеты.

Третий  – независимые товары. Потребности в этих вещах никак не связаны (например, бананы и рыба, трикотажные изделия и наручные часы).

Данная  характеристика товара была вполне достаточна для простого и развитого товарного  хозяйства вплоть до второй половины ХХ века. Но в последнее время в условиях образования государственного сектора потребовалась новая классификация экономических благ. Помимо товаров в неё вошли и нерыночные продукты.

Всё это  многообразие экономических благ может  быть классифицировано и по другим основаниям.

По своим  натуральным характеристикам блага  подразделяются на вещественные и информационные объекты, частные и коллективные действия. Благо, имеющее вещную форму, называют продуктом, а если оно становится предметом вделки на рынке – товаром. Любое действие, направленное на удовлетворение человеческих потребностей, называют услугой. И продукты, и услуги в целом обозначают термином «продукция». Иными словами, этот термин представляет собой синоним слова «блага».

По степени  удалённости от конечного потребителя различают, с одной стороны, потребительские блага, а с другой – ресурсы. Потребительское благо может, использовано для удовлетворения человеческих потребностей непосредственно или с минимальной обработкой самим конечным потребителем. Ресурсы же – это блага, необходимые для производства потребительских благ (факторы производства). Использование ресурсов называют промежуточным потреблением.

По длительности использования блага классифицируются на долговременные, используемые многократно (такими являются, например, здания, книга или компьютер), и кратковременно, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, молоко, спички и т.д.). Среди благ выделяют взаимозаменяемые, или субституты (рыба и мясо, поезд и самолет, кино и театр), и взаимодополняемые, или комплементы ( автомобиль и бензин, бумага и ручка, компьютер и дискета).

При классификации  по характеру потребления различают  два вида благ: частные и коллективные. Частное благо делимо, и каждая его единица может быть потреблена только одним человеком. Коллективные блага потребляются, как правило, совместно. При этом увеличение количества потребителей этого блага (до определенного предела) не влечет снижения полезности, доставляемый каждому из них. Иными словами, их производство или распределение сопряжено с положительными внешними эффектами. Это свойство коллективных благ называется несоперничеством в потреблении.

Очевидными  примерами частного блага являются, например, порция бифштекса или стакан минеральной  воды. Два человека не могут съесть один и тот же кусок бифштекса – они должны предварительно поделить его между собой. Но эти двое спокойно могут ехать на одном и том же автобусе или любоваться одной и той же клумбой цветов. При этом полезность, доставляемая этими благами каждому из них, будет ни чуть не меньше (а может даже и больше) полезности, которую они получили бы, пользуясь этими благами в одиночку. Таким образом, услуга перевозки на автобусе, как и цветочная клумба, является, по сути, коллективным благом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2.Характеристики  экономических благ. 

Редкость  – характеристика экономических  благ, означающая, что запасы этих благ меньше потребности в них. Поскольку  блага редки, неизбежной оказывается  конкуренция за их использование.

Редкость  экономических благ может быть преодолена, особенно в условиях научно-технической  революции, создающей полезные вещи, которые превосходят природные продукты.

Вторая  характеристика экономических благ – это ценность блага. Чем большую  экономическую ценность имеет благо, тем полезнее и редко оно. Также чем выше интенсивность потребности в благе, которая зависит от наличного качества, тем больше экономическая ценность.

Ценность  блага – это способность блага  обмениваться на другие блага в некоторой  пропорции.

Ценность блага, его свойство, благодаря которой оно может удовлетворять ту или иную потребность людей, делают благо потребительной ценностью. Потребительная ценность может непосредственно удовлетворять личную потребность человека или служить средством производства материальных благ. Например, хлеб, масло, картофель и т.д., удовлетворяют потребность в пище, ткань – потребность в одежде и т.д. Но всякое благо, имеющее потребительную ценность, является товаром.

Чтобы благо могло стать товаром, оно  должно быть предназначено для обмена. Необходимо отметить, что потребительная ценность блага должна удовлетворять потребности не того, кто его произвёл, а поступать для потребления другим людям, через обмен и удовлетворять потребности других членов общества.

Сторонники  трудовой теории стоимости понимали, что без потребительной ценности, без ценности блага невозможно вообще существование категории товара.

Ведь  в каждом конкретном случае при выработке  хозяйственных решений бизнесменом  или в процессе индивидуального  потребления постоянно происходит сопоставление ценности различных благ.

Вообще  без сопоставления потребностей, без оценки ценности тех или иных материальных и духовных благ каждый раз, когда требуется принятие хозяйственного решения, никакая экономическая  деятельность была бы возможна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3.Кругооборот  экономических благ. 

Все создаваемые  экономические блага рано или  поздно исчезают при их использовании, потреблении, поэтому необходимо непрерывно возобновлять процесс создания новых  предметов потребления и средств  производства взамен выбывающих, т.е. воспроизводить их. В ходе воспроизводства экономических благ люди получают из окружающей природной среды вещества и энергоносители и, в конце концов, возвращают обратно ненужные отходы производства и потребления.

Экономические блага совершают движение по так называемому экономическому кругообороту: производство – распределение – обмен – потребление.

Эта последовательность представлена на следующей схеме:

  

                                  ПРОИЗВОДСТВО 
 
 

ПОТРЕБЛЕНИЕ                                          РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

 

                                          ОБМЕН 
 

Распределение – отрезок кругооборота, который  начинается в производстве. Для создания многообразия вещей, необходимо разместить работников и орудия труда по разным видам хозяйственной деятельности. Когда распределяется доход, полученный в процессе деятельности, то определяется доля каждого человека в производственном богатстве. Она зависит от количества изготовленных  благ.

Информация о работе Экономические блага и их классификации