Экономические циклы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:00, контрольная работа

Описание работы

Для рыночной экономики характерны малые и большие циклы. Это форма экономического движения.
Циклические колебания тесно связаны с инвестиционной деятельностью для цикличности характерны: инвестиционный мультипликатор и акселератор. Цикличность – это важнейшая закономерность экономического развития.
Экономические циклы — циклические изменения экономической конъюнктуры, регулярные колебания уровня деловой активности от экономического подъема (бума) до спада (экономической депрессии).

Содержание

Введение 3
Признаки цикличности развития экономики 5
Промышленный цикл и его фазы. Большие циклы Н.Д.Кондратьева 8
Государственное антициклическое регулирование 12
Заключение 16
Список используемой литературы 17

Работа содержит 1 файл

экономические циклы.docx

— 37.65 Кб (Скачать)

Кондратьев Н.Д. признает не всегда достаточную сопоставимость этих данных и ограниченность периода наблюдения (с конца XVIII века). Тем не менее, уже  в книге 1922 г. четко формулируются  представления о больших циклах, обнимающих около 50 лет: с 1789 г. по 1849 г. (с пиком в 1809 г.); с 1849 г. по 1896 г. (с  повышательной волной до 1893 г.); "с 1896 г. мировое хозяйство вступило в новый блестящий период повышательных  конъюнктур большого цикла" - вплоть до кризиса 1920 г., вслед за чем начинается понижательная волна большого цикла.

Тогда же Н.Д. Кондратьев сформулировал  прогноз: "Подъемы малых циклов наступающего периода будут лишены той интенсивности, какой они  обладают в период повышательной  волны большого цикла. Наоборот, кризисы  наступающего периода обещают быть более резкими, а депрессии малых  циклов более длительными". Глубочайший  мировой кризис 1929-1933 гг. и последовавшее  за ним не очень интенсивное оживление  подтвердили правильность этого  прогноза.

 

Государственное антициклическое регулирование

 

В преодолении кризиса  в  современных  условиях     значительную  роль

играет  антикризисная политика.

      В экономической литературе существуют  разные подходы к этому вопросу.

       Борьба  с разными перепадами  экономической конъюнктуры  –   это  самая

трудная из проблем, которые   приходится  сегодня решать  правительствам.  К

концу  ХХ  века,  многие  страны    научились  сглаживать   пики   колебаний

экономической конъюнктуры и предотвращать  экономические кризисы.

          Для  решения  этой  задачи      используются     много   разнообразных

экономических инструментов в зависимости  от  двух  основных  подходов неокейнсианского и неоконсервативного.

 

Например, сторонники неокейнсианских рецептов наибольшее внимание уделяют:

1) бюджетной политике (главным  образом это связано с увеличением  или уменьшением расходов государства);

2) налоговой политике (манипуляции  с налоговыми ставками в зависимости  от состояния экономики).

Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют наибольшее внимание проблеме денег и кредита. Поэтому в последние годы неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, которые во главу угла ставят объем денежной массы и его регулирование.

По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах – в политике регулирования  экономики в целом и в области  сглаживания циклических колебаний.

Несмотря на различия указанных  двух направлений регулирования  экономики, есть общее понимание, что, во-первых, государство в состоянии  сглаживать циклические колебания  и, во-вторых, государство должно это  осуществлять в целях достижения и поддержания экономической  стабильности. Существует и общее  понимание того, какова должна быть в целом политика государства, направленная на сглаживание амплитуды циклических  колебаний.

В фазе спада все мероприятия  государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает:

1) снижение ставок налога;

2) предоставление налоговых  льгот на новые инвестиции;

3) проведение политики  ускоренной амортизации.

При этом сторонники неокейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете – и производства.

Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике.

Кредитно-денежная политика в этот период (фаза спада) преследует те же цели, что и налогово-бюджетная  политика и предполагает проведение политики увеличения кредитов. ЕЕ цель – оживление экономической жизни  в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика "дешевых денег". Это  означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в перспективе ведет к усилению инфляции.

Что же происходит в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения "перегрева экономики” проводит политику сдерживания, включающую противоположные  мероприятия в области налогово-бюджетной  и кредитно-денежной политики.

Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется  повышением ставок налогов, сокращением  государственных расходов, ограничениями  при проведении амортизационной  политики. Именно на налогово-бюджетную  политику ориентируются теоретики  неокейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит и спроса, что ведет, в конечном счете, к некоторому спаду экономической активности.

В кредитно-денежной политике начинает проводиться политика "дорогих  денег", что означает прямо противоположные  меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае политика "дорогих денег" может через  сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы.

В целом политику, которую  должно проводить государство в  целях сглаживания амплитуды  циклических колебаний, можно охарактеризовать как политику противодействия, т.е. мероприятия, направленные на смягчение  циклических явлений, должны идти в  направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической  конъюнктуры. В период спада государство  проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в  период “перегрева” экономики –  стремится сдерживать деловую активность.

Таким образом, нами были рассмотрены  лишь общие ориентиры антициклической политики. Но усугублению конъюнктурных колебаний способствуют и такие явления как инфляция, монополизация экономики, нарушение хозяйственных пропорций и т.п. Поэтому все те мероприятия, которые проводятся в целях их преодоления (антиинфляционная политика, борьба с монополизмом и т.п.), тоже можно рассматривать как частные случаи регулирования экономического цикла.

 

Заключение

 

В  экономике  России  не  было  «правильных»  циклов,  а   циклические колебания имели в основном внеэкономические причины.

Современная  российская экономика  находится на  этапе  становления  рыночных отношений.

Чтобы цикличность в России  стала  реальностью,  должны  осуществиться крупные инвестиционные вливания в производство, которые в условиях научно  – технического прогресса    и стихийного рыночного механизма  функционирования экономики способны  вызвать  колебательные  движения        в  экономическом росте и экономическом развитии.

      В государственной  политике воздействия   на циклическое   движение   в таких условиях      окажется  возможным     использование  модели   делового цикла   с применением идей  эффекта  акселератора    и мультипликатора.

      Становление  циклической   формы   движения   отечественной   экономики связано с проблемой    экономического роста. Его тип  зависит  от  того,  на какие рынки,  на какой спрос ориентирована экономика.  Россия  ориентируется на внешний рынок     и внутренний рынок.

       Для России наиболее реальна смешанная модель экономического роста. Чтобы  экономика  России  стала  наиболее  устойчивой,   она   должна   быть ориентирована   на   повышение   эффективности   капитала   через   активные нововведения.

Для этого  правительственная  программа  должна  обрести  долгосрочные цели, а все      институциональные    изменения –  направлены  на  повышение эффективности хозяйства. Сильный и  продолжительный  подъем    производства возможен       только  в   рамках   сильной   экономики,   основанной    на инновационном развитии, на реализации  долгосрочных   стратегических  планах государства.

КТЗ-I

Численное значение какого из следующих показателей уменьшается после начала подъема и растет после наступления спада:

А. Объем товарных запасов в обрабатывающей промышленности;

Б. Объем ВНП;

В. Средняя продолжительность рабочей  недели;

Г. Курсы ценных бумаг.

Ответ: А

 

КТЗ-II

Циклы длительностью в 45-60 лет исследовал:

А. Саймон Кузнец;

Б. Карл Маркс;

В. Джон Кларк;

Г. Николай Кондратьев;

Д. Корадо Джини.

Ответ: Г

 

Список  используемой литературы

 

  1. Гранвилл Б. Вопросы экономики. 2001;
  2. Добрынин А. И., Тарасевич Л. С. "Экономическая теория"
  3. Иванов Ю. Особенности современного экономического развития России. - Вопросы экономики, 2002
  4. Кондратьев Н. Д . "Проблемы экономической динамики"
  5. Макаров Д. Экономический кризис в России. - Вопросы экономики, 2002,
  6. Мамедов О. Ю. Современная экономика.

Информация о работе Экономические циклы