Экономические функции, формы и методы вмешательства государства в экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 69.45 Кб (Скачать)

По мере развития нашей экономики ответственность  за социальную сферу, обеспечение социальной защиты человека и впредь будет лежать на государстве. При этом следует подчеркнуть, что социальная ориентация нашей экономики не только в помощи нуждающимся. Это и здоровье человека, его профессиональное, культурное, личностное развитие.

Сегодня государство должно решить важнейшую  задачу - формирование человека нового типа -- предприимчивого, деятельного и творческого, желающего работать и зарабатывать, создавать необходимые материальные ценности.

И хотя Республика Беларусь в сравнении  с другими странами мира выглядит даже несколько лучше социальных проблем демографического и экономического характера у нас хватает.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер  законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

 По  мере развития рыночного хозяйства  возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушение в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

 Объективная  возможность государственного регулирования  появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях государственное регулирование является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

 Все  функции государства можно условно  объединить в две группы.Первая  группа включает функции, обеспечивающие  и поддерживающие функционирование рыночной системы.

 Вторая  группа функций государства связана  с усилением и развитием самой  экономической системы. 

 Государственное  регулирование в той или иной  мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов, которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования.

В рамках макроэкономических процессов объектами  регулирования могут выступать: экономический цижл, секториаль-ная, отраслевая и региональная структуры хозяйства, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения, кадры (подготовка, переподготовка), окружающая среда, внешнеэкономические связи. В рыночной экономике важнейшими объектами регулирования на макроуровне выступают тесно взаимосвязанные совокупный спрос, совокупное предложение и совокупное производство.

 Все  меры государственного регулирования  экономики направлены на то, чтобы ориентировать макроэкономическое развитие и поведение в микроэкономике в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач.

 Административно-распорядительные  методы базируются на силе  госудаственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения.

 Административно-распорядительные  методы государственного регулирования  эффективны в сфере контроля  над монопольными рынками, в  области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров жизни населения.

Экономические методы регулирования воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему.

Прямые  методы воздействуют на субъект непосредственно, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.; косвенные — опосредованно, например, через налоги, кредитование.

 Основой  государственного регулирования  экономического развития и темпов  экономического роста в Республике  Беларусь являются формы и  методы их опережающего отображения: прогнозы, долгосрочные концепции, генеральные схемы, проекты развития и т.д. При этом государственное регулирование экономического развития и экономического роста осуществляется в рамках общей концепции стратегического развития республики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Антонова Н.Б.  Государственное регулирование  экономики. Уч. пособие в 2-х  ч. – Мн.: Академия управления  при Президенте РБ, 1999.

2. Антонова Н.Б., Завьялков А.Г., Кандаурова Г.А. Государственное регулирование экономики: Курс лекций. Под общ.ред. Н.Б.Антоновой. – Мн.: Изд-во БГЭУ: ООО "Мисанта", 1996.

3. Базылев Н.  И., Гурко С. П. Макроэкономика: Учебное пособие. – Мн.: БГЭУ 1998.

4. Бартнев С.А. История экономических учений. - М.:Юрист, 2001.

5. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: проблемы новой экономики. М.: Экономика, 2002.

6. К.Макконнелл, С.Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: Республика, 1995.

7. Основы экономической  теории: Учеб.пособие //под ред. А.А. Баканов, В.А. Воробьев и др. - Мн., 1995.

8. Пикулькин А.В. Система государственного управления. Учебник для вузов. – 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 399 с.

9. Проблемы социального  развития Республики Беларусь  в условиях перехода к рыночной  экономике. Сборник научных трудов  под ред. А. М. Стронгиной, Т. И. Какшинской. – Мн., 1998.

10. Филатов А.  Государство и рынок: кто кого // Национальная экономическая газета. №6, 2003.

11. Экономика:  Учебник/ Под ред. Доц. А.С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 1999.

12. Экономическая  теория. Учебник для ВУЗов. //под ред. М.А.Сажиной, Г.Г.Чибрикова. – М.: Издательская группа «НОРМА», 1998.

13. Экономическая  теория: Учебник //под ред. Н.И.Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: БГЭУ, 2002.

14. Переходная  экономика: информация к действию //Национальная экономическая газета, №11, 2003.

15. Проблемы, успехи  и трудности переходной экономики  (опыт России и Беларуси) / Под  ред. М.А. Портного. М.: МОНФ, 2000.

16. Теория национальной  экономики: Учебное пособие. Часть  первая. – Мн, 2001.

Информация о работе Экономические функции, формы и методы вмешательства государства в экономику