Экономические функции, формы и методы вмешательства государства в экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 69.45 Кб (Скачать)

Социальное  государство (государство всеобщего  благосостояния, государство всеобщего  благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Выработка теоретических основ формирования белорусской модели социально-экономического развития потребовала изучения и  обобщения зарубежного опыта функционирования рыночной экономики, сложившихся в мировой практике моделей рыночной экономики, их характеристик и возможностей использования в условиях белорусской экономики.

Как показывает опыт, экономически развитых стран  и, в первую очередь, ведущих стран Европы, их модели формировались в рамках общей рыночной идеологии и под влиянием политических и социальных идей либералов, консерваторов, социалистов, марксистов, коммунистов, которые отражались в моделях рыночных экономик в их многочисленных переплетениях и модификациях. Можно сказать, что современные модели рыночной экономики являются результатом трансформации политических, экономических и социальных институтов послевоенного капитализма в направлении создания социально ориентированного, экономически эффективного варианта смешанной экономики [1]. При этом ни одна модель не повторяет другую, имеет свои собственные отличия. Сегодня можно выделить различные модели рыночной экономики, например, либеральную, социал-демократическую, социально ориентированную.

Социально-ориентированные  модели отличаются высокой долей  государственной собственности, широкими масштабами государственного регулирования, государственной поддержкой малого и среднего бизнеса, высокой долей госбюджета в ВВП, развитой системой социальной поддержки, наличием института производственной демократии.

 В  завершенном виде модель социально  ориентированной рыночной экономики  позволяет сочетать свободную  частную инициативу, конкуренцию  с активной ролью государства,  эффективность с высоким уровнем  социальной защиты населения.

Основываясь на зарубежном опыте, используя приемлемые для нашей республики идеи формирования различных моделей национальных экономик, мы строим свою, белорусскую модель социально ориентированной рыночной экономики. Эта модель сохраняет в себе традиционные принципы функционирования рыночной экономики и специфику нашей национальной экономики, традиции народа, его менталитет. Преобладающими остаются такие черты, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость.

 Концептуальными  основами белорусской модели  выступают: плюрализм форм собственности;  значительная степень участия  государства в обеспечении эффективности функционирования экономики, регулировании доходов населения; занятости; формировании условий, обеспечивающих удовлетворение целого ряда социально значимых потребностей всего населения. При этом учитываются ресурсный потенциал страны, структура, состояние и тенденции развития нашей экономики, а также геополитические, географические, социальные, демографические экологические и другие особенности республики.

Стержнем  формирования белорусской экономической  модели является человек, выступающий  как многосторонняя личность, как  начало и конец экономической системы, ее цель и средство.

Важная  составляющая белорусской модели —  это сильная и эффективная  социальная политика государства. Это не только помощь остро нуждающимся, но и постоянные инвестиции в здоровье граждан, в их профессиональное, культурное, личностное развитие, в их будущее и будущее страны в целом.

Как бы подытоживая характеристики принятой Беларусью модели экономической системы, Э. А. Лутохина отмечает, что социально ориентированная модель это:

— "экономика, формирующаяся под воздействием определенных фиаско рынка и централизованно-плановой системы;

— смешанная  экономика, в основе которой сочетаются разные формы собственности с тенденцией к ассоциативности;

— экономика  с выразительной социальной ориентацией, главной целью и критерием которой служит социальная устойчивость общества;

— экономика, регулируемая сочетанием рыночного  механизма и государства; притом, чем больше мера социальной ориентации, тем выше роль государственного регулирования;

— экономика, функционирующая с использованием принципа социального партнерства"5.

Для нашей  модели развития характерен высокий  уровень социальной защищенности, который создается каждодневным трудом, усилиями всех работающих, гуманным отношением к человеку как главной ценности в нашей стране.

Социально-экономическая  составляющая белорусской модели развития достаточно полно раскрыта в «Программе социально-экономического развития нашей страны на текущее пятилетие» . Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Достижение  поставленной цели будет осуществляться через реализацию следующих приоритетных направлений:

 развитие  человеческого потенциала, включая  повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования;

радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств;

 стимулирование  предпринимательства и деловой  инициативы;

 рост  экспорта товаров и услуг, сбалансированность  и эффективность внешней торговли;

 развитие  импортозамещающих производств; 

 устойчивое  развитие регионов;

 строительство  качественного и доступного жилья; 

 повышение  эффективности агропромышленного  комплекса.

Основными задачами социальной политики государства  являются повышение уровня и качества жизни населения и создание условий  для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

Экономическая политика государства в предстоящем  пятилетии будет сосредоточена на эффективности и качестве, что количественно найдет отражение в росте показателей производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал в ВВП, удельном весе отгруженной инновационной продукции, снижении энерго- и материалоемкости и других.

На основе совершенствования экономических  институтов и механизмов государственного регулирования будут созданы стимулы для экономического роста на основе раскрепощения субъектов хозяйствования, формирования более благоприятного рыночного бизнес-климата, отказа от преимущественно административного управления, развития конкурентной среды и механизмов частно-государственного партнерства.

Точка роста экономики республики в  предстоящем пятилетии — динамичное развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение их свободного доступа  к кредитно-финансовым, материально-техническим, земельным ресурсам и недвижимости, рост инвестиционной деятельности; сокращение административных барьеров для привлечения иностранных инвестиций. Согласно прогнозу доля малого и среднего предпринимательства в ВВП в 2015 году должна составить не менее 30%. 

Основными задачами инвестиционной политики являются: приоритетная реализация инвестиционных проектов, направленных на ускорение инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в мировом сообществе и повысить конкурентоспособность страны, приоритетное выделение инвестиций на создание новых наукоемких и высокодоходных экспортоориентированных видов деятельности. Прогнозируется повысить долю инвестиций в основной капитал за пятилетие до 37,5%.

В развитии отраслей промышленности упор будет  сделан на опережающее развитие производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью: микроэлектроника, приборостроение, точное машиностроение, информационные технологии, телекоммуникации, измерительное и медицинское оборудование, освоение выпуска светодиодной техники.

Трансформационные процессы в сельском хозяйстве будут  осуществляться в соответствии с  Государственной программой развития сельских территорий на 2011–2015 годы и  другими отраслевыми программами. Основной целью развития отрасли остается формирование высокоэффективного, конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны и увеличение экспортных поставок.

Опережающее развитие получит сфера услуг, что  обуславливается, с одной стороны, мировыми тенденциями развития, с  другой стороны, услуги в 2–3 раза менее  энерго- и материалоемкие, некапиталоемкие по сравнению с выпуском товаров. В качестве целевого индикатора предусматривается повышение доли услуг в ВВП с 40,3% до 50%.

Приоритетными направлениями внешнеэкономической  деятельности являются: повышение эффективности  экспорта, освоение новых внешних  рынков сбыта, увеличение доли экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг. Это позволит повысить экспорт товаров и услуг  более чем в 2,2 раза.

Важнейшей целью региональной политики Республики Беларусь является повышение уровня жизни, уменьшение существующих различий между регионами по уровню социально-экономического развития на основе более эффективного использования производственного, ресурсного и кадрового потенциалов регионов за счет углубления специализации экономик регионов, повышения активности и ответственности местных органов управления и самоуправления.

В предстоящем  пятилетии продолжится реализация мер по дальнейшему развитию малых и средних городских поселений. Усилится их роль как центров развития предпринимательства и инновационных технологий, агропромышленного производства, туристско-рекреационной деятельности. (6)

Республика  Беларусь в своей социально–экономической  политике на предстоящее пятилетие исходит из преемственности целей и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Национальная модель социально ориентированной экономики хорошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет и в основном будет сохранена в перспективе.

Вместе  с тем для динамичного развития требуется более активное совершенствование и модернизация действующих организационно–экономических механизмов, экономических институтов и экономической политики, которые позволят повысить эффективность, устойчивость и конкурентоспособность существующей модели развития Республики Беларусь.

Основные  направления совершенствования  предусматривают формирование национальной инновационной системы; создание благоприятных  условий для развития предпринимательской  инициативы и увеличения притока  инвестиций в экономику; развитие государственно–частного  партнерства в целях обеспечения устойчивости государственной финансовой системы; расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально–экономических проблем.

Главная цель — рост благосостояния и улучшение  условий жизни населения на основе совершенствования социально–экономических  отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Информация о работе Экономические функции, формы и методы вмешательства государства в экономику