Формы и методы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:02, реферат

Описание работы

Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления

Содержание

Введение
Понятие формы государства
Методы государственного управления
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 76.00 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное общеобразовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный университет информационных

Технологий, механики и оптики». 
 
 

Институт  международного бизнеса  и права 
 
 
 

Реферат 

По дисциплине: «Правоведение»

На тему: «Формы и методы государства»

  

Выполнила: студентка 3-ого курса очной

формы обучения ИМБИП, группа 3443

Шорохова  К.М.

Проверила:______________________  

Оценка:______________________ 

Подпись:_____________________ 

«___»________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011 
 

Содержание

  1. Введение
  2. Понятие формы государства
  3. Методы государственного управления
  4. Заключение
  5. Список литературы

 

1.Введение                           

    

      Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления

государственной власти.Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут облачиться в одинаковую форму.  Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер  взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

     ФОРМА ГОСУДАРСТВА  - сложное общественное явление, которое

включает  в  себя  три  взаимосвязанных

элемента: форму  правления, форму государственного устройства и форму

государственного  режима.                           

В различных  странах государственные формы имеют свои особенности, характерные

признаки, которые  по мере общественного развития наполняются  новым

содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма

существующих  государств, особенно современных, имеет  общие признаки, что

позволяет дать определение каждому элементу формы  государства. 

 

     2. Понятие формы государства 

     Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

     Выделяют три основных элемента в форме государства:

  • форму правления,
  • форму территориального (государственного) устройства
  • политический (государственный) режим.

     В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.

     Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

     Монархия  обладает следующими юридическими признаками:

     1) это, как правило, единоличное правление;

     2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству;

     Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

     В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

     В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.

     В настоящее время ограниченная монархическая форма правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.

     Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки:

     1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

     2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.

     Республиканская форма правления также относится к одной из древних. Республики были и в рабовладельческом мире, при феодальном строе (аристократическая республика в Древнем Риме или демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).

     Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную. Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.

     В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

     В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

     К числу президентских в настоящее время относятся США, Бразилия, Сирия, Мексика Франция и др. К парламентарным республикам - Италия, Турция, Финляндия и др.

     В "чистом" виде президентские и  парламентарные республики сегодня  встречаются редко. Широко используются смешанные формы, например, полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия и др.), а в парламентарных республиках ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент, в частности, путем установления повышенного кворума (например, ФРГ).

     Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной организации государства.

     Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами.

     Выделяют  две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

     Унитарное государство имеет следующие признаки:

     1) полное территориальное единство государства. Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;

     2) для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;

     3) единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система;

     4) единая система законодательства для всего государства;

     5) одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

     Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

     Федерация - это сложное государство, состоящее из различных  государственных  образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки:

     1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;

     2) возможность установления "двойного гражданства", т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;

     3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;

     4) субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;

     5) двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

     В настоящее время в мире насчитывается  более двух десятков федеративных государств. Они образованы по разным основаниям, имеют различное устройство, различную степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

     По  национальному признаку в основном строились такие федерации, как  бывший СССР, бывшие Чехословакия и  Югославия. Такого рода федерации оказались  нежизнеспособными.

     По  территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индия построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

     Иногда  в качестве формы государственного устройства называют конфедерацию. Однако, строго говоря, она представляет собой не форму внутреннего устройства государства, а международно-правовое объединение суверенных государств. В конфедерацию государства объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства. Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство. В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств. Конфедерация может распасться, или, напротив, преобразоваться в единое государство, как правило, федерацию (Швейцария, США).

Информация о работе Формы и методы государства