Понятие финансовой деятельности государства, формы и методы ее осуществления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 00:07, контрольная работа

Описание работы

Финансы в обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимы. Но финансы возникают не стихийно, а в процессе планомерной деятельности государства.
Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.1

Работа содержит 1 файл

финансовое право 2.doc

— 112.00 Кб (Скачать)
  1. Понятие финансовой деятельности государства, формы  и методы ее осуществления.
 

   Финансы в обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимы. Но финансы возникают не стихийно, а  в процессе планомерной деятельности государства.

   Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.1

   Характеризуя  финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это  особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства  всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных  функциях в сфере образования, распределения  и использования государственных  денежных фондов (бюджетных и кредитных  ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

     Формы финансовой деятельности государства  разнообразны. В каждой из них практически  выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми.

     Итак, финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и  имеющие юридические последствия  решения государственных органов  и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.

     Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим  свойствам, юридической природе, органам, издающим их, и другим основаниям.

     По  юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные  и индивидуальные. К нормативным  относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений  и содержат общие правила поведения  их участников, т. е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т. д.

   По  юридической природе финансово-правовые акты делятся на:

  • законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;
  • подзаконные.

   Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т. е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

   К финансово-плановым актам относятся:

  • основной финансовый план государства — федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;
  • финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;
  • финансово-кредитные и кассовые планы банков;
  • финансовые планы страховых организаций;
  • финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;
  • финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;
  • сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете.

   Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения — министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия как любой финансово-правовой акт.2

   Финансовая  деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая  система финансовая деятельность проявляется  в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

   Методы  осуществления финансовой деятельности принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.

   Важнейший метод собирания денежных средств  в государственные (Федеральный  бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты — налоговый метод — метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому свойственен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов — покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.

     При распределении и использовании  государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

     Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.

     Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности.3

     Особенностью  финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной  власти в зависимости от установленной  им компетенции. Различают следующие  органы общей компетенции:

     Государственная Дума Российской Федерации: обсуждает  и принимает федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных  налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

     Представительные  органы и органы исполнительной власти общей компетенции всех уровней  осуществляют функции в области  финансовой деятельности наряду с другими  своими функциями в пределах соответствующей территории (утверждение бюджетов соответствующих уровней, установление налогов и сборов, принятие законов по вопросам финансов; а органы исполнительной власти принимают меры по их реализации под контролем представительных органов.

     Президент Российской Федерации как глава  государства: обеспечивает в области  финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти, определяет основные направления  внутренней и внешней политики государства, обращается с ежегодным посланием к Федеральному Собранию (ст. 80 Конституции РФ).

Президент РФ подписывает  и обнародует федеральные законы, издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений. Организации органов финансово-кредитной системы через контрольное управление Президента РФ осуществляют финансовый контроль.

В целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области  финансово-бюджетных проблем в  составе Администрации Президента РФ образовано финансово-бюджетное  управление Президента РФ.

     Правительство Российской Федерации: обеспечивает проведение единой финансовой кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

     Функции финансовой деятельности выполняют  также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.).

     Кроме того, существует система органов  управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Это система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля.

В единую систему  органов государственного управления специальной компетенции входят:

  1. Министерство финансов Российской Федерации;
  2. Федеральное казначейство Российской Федерации;
  3. Центральный банк Российской Федерации (Банк России);
  4. налоговые органы;
  5. государственные внебюджетные фонды.4
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

  1. Центральный банк России как орган  валютного регулирования  и валютного контроля
 
 

     Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка России, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.   

 В соответствии  со статьей 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.   

 Ключевым  элементом правового статуса  Банка России является принцип  независимости, который проявляется  прежде всего в том, что Банк  России выступает как особый  публично-правовой институт, обладающий  исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

  В соответствии со статьей 4 ФЗ № 86 от 10.07.02 г. «О Центральном  Банке Российской Федерации (Банке  России)» Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии  с Правительством Российской  Федерации разрабатывает и проводит  единую государственную денежно  - кредитную политику;

2) монопольно  осуществляет эмиссию наличных  денег и организует наличное  денежное обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает  правила осуществления расчетов  в Российской Федерации;

5) устанавливает  правила проведения банковских  операций;

6) осуществляет  обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет  эффективное управление золотовалютными  резервами Банка России;

8) принимает  решение о государственной регистрации  кредитных организаций, выдает  кредитным организациям лицензии  на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет  надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

10) регистрирует  эмиссию ценных бумаг кредитными  организациями в соответствии  с федеральными законами;

11) осуществляет  самостоятельно или по поручению  Правительства Российской Федерации  все виды банковских операций  и иных сделок, необходимых для  выполнения функций Банка России;

12) организует  и осуществляет валютное регулирование  и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет  порядок осуществления расчетов  с международными организациями,  иностранными государствами, а  также с юридическими и физическими  лицами;

14) устанавливает  правила бухгалтерского учета  и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

15) устанавливает  и публикует официальные курсы  иностранных валют по отношению  к рублю;

Информация о работе Понятие финансовой деятельности государства, формы и методы ее осуществления