Понятие финансовой деятельности государства, формы и методы ее осуществления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 00:07, контрольная работа

Описание работы

Финансы в обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимы. Но финансы возникают не стихийно, а в процессе планомерной деятельности государства.
Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.1

Работа содержит 1 файл

финансовое право 2.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

16) принимает  участие в разработке прогноза  платежного баланса Российской  Федерации и организует составление  платежного баланса Российской Федерации;

17) устанавливает  порядок и условия осуществления  валютными биржами деятельности  по организации проведения операций  по покупке и продаже иностранной  валюты, осуществляет выдачу, приостановление  и отзыв разрешений валютным  биржам на организацию проведения  операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18) проводит анализ  и прогнозирование состояния  экономики Российской Федерации  в целом и по регионам, прежде  всего денежно - кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

19) осуществляет  иные функции в соответствии  с федеральными законами.

     Независимость статуса Банка России отражена в  статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)".    

 Нормотворческие  полномочия Банка России предполагают  его исключительное право по  изданию нормативных актов, обязательных  для федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.   

 Банк России  является юридическим лицом. Уставный  капитал и иное имущество Банка  России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.   

 Государство  не отвечает по обязательствам  Банка России, так же, как и  Банк России – по обязательствам  государства, если они не приняли  на себя такие обязательства  или если иное не предусмотрено  федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.   

 В своей  деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.


     Важная  роль в валютном регулировании и валютном контроле принадлежит Центральному банку России, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями

     В ст. 3 ФЗ «О валютном регулировании и  валютном контроле» указаны основные принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации:

1) приоритет  экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение  неоправданного вмешательства государства  и его органов в валютные  операции резидентов и нерезидентов;

3) единство  внешней и внутренней валютной  политики Российской Федерации;

4) единство  системы валютного регулирования  и валютного контроля;

5) обеспечение  государством защиты прав и  экономических интересов резидентов  и нерезидентов при осуществлении  валютных операций.

     В соответствии со ст. 9 ч.2 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» Центральный банк Российской Федерации: 

а) определяет сферу  и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

б) издает нормативные  акты, обязательные к исполнению в  Российской Федерации резидентами и нерезидентами;

в) проводит все  виды валютных операций;

г) устанавливает  правила проведения резидентами  и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;

д) устанавливает  порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в

Российскую Федерацию  иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;

е) устанавливает  общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным

учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

ж) устанавливает  единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

з) готовит и  публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам;

и) выполняет  другие функции, предусмотренные настоящим  Законом.

     Согласно  ст. 5 «О валютном регулировании и валютном контроле» органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

     Для реализации функций, предусмотренных  настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации  и Правительство Российской Федерации  издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Если  порядок осуществления валютных операций, порядок использования  счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются, и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.

     Не  допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и  нерезидентами индивидуальных разрешений.

     Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

     Центральный банк Российской Федерации, Правительство  Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим Федеральным законом, без ограничений.

      Целью валютного контроля является обеспечение  соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

      Основными направлениями валютного контроля являются:

а) определение  соответствия проводимых валютных операций действующему

законодательству  и наличия необходимых для  них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты  и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.5

         Согласно статье 22 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль в Российской Федерации осуществляется

Правительством  Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Органами  валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

      Агентами  валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Контроль  за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

      Контроль  за совершением валютных операций резидентами  и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

      Правительство Российской Федерации обеспечивает разграничение функций и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

      Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля в пределах их компетенции и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля.   

       

Список  используемой литературы

 
  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Ось-89, 2010. – 48 с.
  2. ФЗ № 86 от 10.07.02 г. «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».
  3. ФЗ №173 от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле».
  4. Грачева Е.Ю. Финансовое право. Москва. Проспект, 2004 г.
  5. Крохина Ю. А. Финансовое право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004. - 704 стр.
  6. Фролова Т.А. Банковское дело: конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 2006
  7. Химичева Н.И. Финансовое право. М.: Юристъ, 2004 г.

Информация о работе Понятие финансовой деятельности государства, формы и методы ее осуществления