Экономические потребности и ресурсы. Производственные возможности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность экономических потребностей и благ, их основные виды. Изучить понятие экономических ресурсов и производственных возможностей.
Для достижения поставленной цели используются следующие методы исследования:
анализ литературы по данной проблеме;
обобщение теории и практического опыта.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…..…..3
Экономические потребности и ресурсы……………...……………4
Понятие экономических потребностей и благ……………...……..4
Классификация экономических благ……………………….…....….7
Понятие экономических ресурсов…………………………....……17
Переплетение, мобильность и взаимозаменяемость ресурсов….22
Производственные возможности…………………………….…..…24
Понятие производственных возможностей. Кривая производственных возможностей………………………….……………….….….24
Закон возрастающих альтернативных издержек. Закон убывающей отдачи………………………………………….………………………………...….26
Компромисс индивида между потреблением и досугом. Компромисс общества между эффективностью и справедливостью…………...27
Затраты и результаты: общие, предельные и средние величины..33
Экономическая эффективность……………………………......……36
Заключение………………...…………………………………………...…..39
Список используемой литературы……

Работа содержит 1 файл

Курсовая (Экон пореб-ти и ресурсы, кривая возм-тей).doc

— 220.00 Кб (Скачать)
       
    1. Понятие экономических ресурсов
 

       В самом общем понимании ресурсы (от франц. ressource – вспомогательное средство) – это денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов. Обычно особо выделяют экономические ресурсы – все то, что необходимо для процесса производства.

       Следует отметить, что наряду с понятием «ресурсы производства» в экономической литературе часто как синоним используется понятие «факторы производства». Фактор (от лат. « factor » – делающий, производящий) – причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты.

       На  самом деле, между ними есть общее  – то, что и ресурсы, и факторы  являются одними и теми же природными и социальными силами, при помощи которых осуществляется производство. Различие между ними заключается в том, что к ресурсам относят те природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство, а к факторам относят уже реально вовлеченные в этот процесс ресурсы. Исходя из этого, понятие «ресурсы» шире, чем «факторы производства».

       На  сегодня в западной экономической теории принято разделять факторы производства на три группы.

  • Земля как фактор производства является естественным ресурсом и включает все используемые в производственном процессе дарованные природой блага (земля, вода, полезные ископаемые и т.д.).
  • Капитал – все то, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг. Такой подход к этой категории синтезирует точки зрения западных экономистов на капитал (например, А. Смит трактовал капитал как часть запаса, используемого в материальном производстве, Д. Рикардо – как средства производства, Дж. Робинсон считала капиталом денежные средства). В марксистской политической экономии капитал понимался иначе – прежде всего как стоимость, приносящая прибавочную стоимость («самовозрастающая стоимость»), как определяющее экономическое отношение, причем отношение эксплуатации.
  • Труд – целесообразная деятельность людей, требующая приложения умственных и физических усилий, в ходе которой они преобразуют предметы природы для удовлетворения своих потребностей. Строго говоря, фактор «труд» включает в себя и предпринимательские способности, которые иногда рассматривают как отдельный фактор производства. Дело в том, что земля, труд и капитал сами по себе ничего создать не могут, пока они не объединены в определенной пропорции предпринимателем, организатором производства. Именно по этой причине деятельность предпринимателей, их способности (предприимчивость) часто рассматриваются в качестве самостоятельного фактора производства.

       Помимо  этих трех основных ресурсов на уровне общества часто принимаются во внимание такие факторы, как общая культура, различающаяся от общества к обществу; наука, имеющая всеобщий, общечеловеческий характер; социальные факторы, прежде всего состояние нравственности, правовая культура.

       Все более весомую роль в условиях перехода к постиндустриальной стадии развития общества играет такой фактор, как информация.

       Информационные  ресурсы – это ресурсы в  виде научной, научно-технической, проектно-конструкторской, технологической, статистической, управленческой информации и других видов духовно-интеллектуальных ценностей, необходимых для создания (производства) экономических благ.

       Поскольку общественное производство осуществляется в форме совместной деятельности людей, возможно выделение двух его сторон:

  • отношение людей к природе;
  • отношение между людьми в процессе производства.

       Первая  сторона общественного производства, которая означает отношение людей  к природе, внешне выражается в процессе труда. Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой. В современном понимании труд есть целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование предметов и сил природы в целях удовлетворения его потребностей. Труд является основой процесса производства.

       Основными элементами процесса труда являются:

  • сам труд как целесообразная деятельность;
  • предметы труда;
  • средства труда.

       Следует отличать труд как фактор производства от рабочей силы. Труд – это прежде всего процесс, в то время как  рабочая сила – это совокупность физических качеств и умственных способностей человека, его способность к труду. Таким образом, труд – есть процесс потребления рабочей силы.

       В процессе труда человек воздействует на определенную часть природы, которую  называют «предмет труда». Предмет труда – это то, на что направлен труд человека (непосредственно природный материал или сырой материал, уже прошедший определенную переработку).

       Воздействие человека на предмет труда осуществляется с помощью «средств труда». Средствами труда называют вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые выступают проводником его воздействий на этот предмет. Средства труда разделяются на две группы:

  • природные, или естественные (земля, лес, вода и т.д.);
  • произведенные, или технические, созданные людьми (машины, оборудование, здания, сооружения).

       Предметы  труда и средства труда в совокупности называют «средствами производства». Вместе они образуют вещественный (объективный) фактор производства. Рабочая сила рассматривается как личный (субъективный) фактор производства. Средства производства и рабочая сила человека составляют производительные силы.

       Производительные  силы – одна из ключевых категорий  марксистской политической экономии. Приблизительный аналог этой категории в экономике – «факторы (ресурсы) производства». Следует заметить, что в марксистской политической экономии приоритет признавался за «рабочей силой», в экономике – утверждается равенство всех факторов производства (труд, капитал, земля).

       В современной российской экономической  литературе ресурсы обычно делят  на четыре группы:

  • природные ресурсы – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества природы;
  • материальные ресурсы – все созданные человеком (т.е. рукотворные) средства производства, которые сами являются результатом производства;
  • трудовые (людские) ресурсы – население в трудоспособном возрасте, способное к труду;
  • финансовые (иначе – инвестиционные, или денежные) ресурсы – денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию или развитие (расширение) производства.

       Значимость  отдельных видов ресурсов изменялась по мере перехода от доиндустриальной к индустриальной технологии, а затем  – от нее – к постиндустриальной технологии. На первом этапе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, на втором этапе – материальным, в постиндустриальном обществе – интеллектуальным и информационным ресурсам.

       В процессе производства люди не только воздействуют на природу, но и вступают в определенные отношения друг с другом. Взаимоотношения людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ называются производственными отношениями.

       Производственные  отношения представляют сложную систему, поскольку производство – не единичный акт, а постоянно повторяющийся процесс непосредственного производства тех или иных благ, их распределения, обмена и потребления. Вне единства этих сфер общественное производство не существует. В сфере производства создается продукт, являющийся предметом распределения, обмена и потребления.

       Таким образом, вторая сторона общественного  производства, охватывающая отношения  между людьми, выражается категорией «производственные отношения».

       Производственные отношения находятся в диалектическом единстве, взаимодействии с производительными силами. Наиболее подвижной стороной общественного производства являются производительные силы. На определенных ступенях развития производительные силы вступают в противоречие с производственными отношениями, которые превращаются в их тормоз.

       Совокупность  производительных сил и производственных отношений составляет способ производства. Способ производства и надстройка (политические, правовые, философские и другие взгляды общества и соответствующие им институты) образуют общественно-экономическую формацию, экономическую систему общества. 

 

       1.4. Переплетение, мобильность  и взаимозаменяемость  ресурсов 

       Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой  экономический ресурс, как знания, используется, когда природные ресурсы стремятся потребить более рационально на основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит прежде всего от полученного ими образования (знаний). Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала. Наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовывать производство товаров и услуг наиболее рационально.

       Экономические ресурсы мобильны (подвижны), так  как могут перемещаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность многих из которых близка к нулю (землю трудно переместить из одного места в другое, хотя и возможно). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в мире в заметных размерах. Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или/и капиталом (это связано с тем, что носителями предпринимательских способностей являются или наемные управляющие, или владельцы капитала). Наиболее мобильны два последних ресурса — капитал (особенно денежный) и знания.

       Переплетение  ресурсов и их мобильность отчасти  отражают их другое свойство — взаимозаменяемость (альтернативность). Если фермеру нужно  увеличить производство зерна, то он может сделать это так: расширить посевные площади (использовать дополнительные природные ресурсы), или нанять дополнительных работников (увеличить использование труда), или расширить свой парк техники и инвентаря (увеличить свой капитал), или улучшить организацию труда на ферме (шире использовать свои предпринимательские способности), или, наконец, использовать новые виды семян (применить новые знания). У фермера есть подобный выбор потому, что экономические ресурсы взаимозаменяемы (альтернативны).

       Обычно  эта взаимозаменяемость не бывает полной. Например, человеческие ресурсы не могут полностью заменить капитал, иначе работники останутся без  оборудования и инвентаря. Экономические  ресурсы заменяют друг друга вначале  легко, а потом все труднее. Так, при неизменном числе тракторов можно увеличить число работников на ферме, обязав их работать в две смены. Однако нанять еще работников и организовать систематическую работу в три смены Судет очень сложно, разве что резко увеличив им заработную плату.

       Предприниматель (организатор производства) постоянно  встречает и использует указанные  свойства экономических ресурсов. Ведь в условиях ограниченности этих ресурсов он вынужден отыскивать наиболее рациональную их комбинацию, используя взаимозаменяемость. [2, С.55-56]

 

       2. Производственные возможности  
 

       На базе экономических ресурсов осуществляется производство экономических благ. При ограниченности (редкости) ресурсов приходится определять, какие именно блага производить и какие для этого есть производственные возможности.  

       
    1. Понятие производственных возможностей. Кривая производственных возможностей
 

       Производственными возможностями называются возможности  по производству благ (выпуску продукции). Необходимость постоянного выбора, какие ресурсы и в каких  количествах использовать для производства благ, ярко демонстрирует модель под названием "кривая производственных возможностей". 

       Упрощенно представим, что страна производит только два товара - автомобили и  самолеты (Приложение 2). Если она сконцентрирует все свои экономические ресурсы на выпуске только автомобилей, она сможет за год выпустить их 10 млн шт. Если ей надо производить также 1 тыс. самолетов, то это возможно при сокращении выпуска автомобилей до 9 млн шт. Для производства 2 тыс. самолетов придется сократить выпуск автомобилей до 7 млн шт., а для производства 3 тыс. самолетов - до 4 млн шт. При производстве 4 тыс. самолетов страна вынуждена вообще отказаться от выпуска автомобилей.

Информация о работе Экономические потребности и ресурсы. Производственные возможности