Экономические реформы переходного периода в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является характеристика экономического реформирования в переходный период, а также современного состояния экономики Казахстана.
Реализация обозначенной цели потребовала постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:
проанализировать экономическую обстановку в Казахстане в предреформенный период;
выявить этапы и результаты макроэкономических реформ, их влияние на экономический рост в начале XXI столетия;
оценить экономические и социальные преобразования: собственности в республике, воспроизводственной структуры экономики страны, финансового сектора;
исследовать современное состояние экономики Казахстана и перспективы ее развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Предпосылки реформирования экономики в период становления независимости Республики Казахстан 6
1.1 Сущность и характер прошлой господствовавшей экономической системы 7
1.2 Предреформенные социально-экономические условия страны 9
2 Экономические реформы переходного периода в Республике Казахстан 13
2.1Этапы государственного регулирования экономики 13
2.2 Основные направления перехода к рыночным отношениям 20
2.3 Формирование новой модели социальной политики государства переходного периода 22
3 Результаты реформирования экономики Республики Казахстан и перспективы развития 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ36
ПРИЛОЖЕНИЕ А 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая черновик.doc

— 539.50 Кб (Скачать)

Особенности казахстанской переходной экономики и ее реформирования в значительной мере предопределяли и многие другие факторы и условия. В частности, к ним следует отнести следующее.

Во-первых, переходная экономика  Казахстана функционирует в условиях распада единого государства – бывшего СССР – и обусловленного им стихийного разрыва сложившихся межреспубликанских, межрегиональных и межхозяйственных связей, распада прежнего единого глубокоинтегрированного экономического пространства, где она находилась в чрезмерной зависимости от экономик других союзных республик. Такого не испытывало ни одно государство с переходной экономикой. Это является еще одним признаком уникальности переходных экономик стран СНГ, в том числе и Казахстана. Его последствием явилось углубление кризиса и усложнение стабилизации производственного процесса.

Во-вторых, страна унаследовала от прежней системы множество  тяжелых финансовых, воспроизводственных, структурных проблем и все  нарастающий экономический и  социальный кризис, обусловленный огромными диспропорциями, образовавшимися между уровнями инфляции, производства и безработицы. В ходе реформ кризис не только углублялся, но и перерос в системный, определенный издержками перехода от одной экономической системы к другой качественно иной системе. Поэтому стране приходится реформировать экономику в условиях системного кризиса в сочетании с антикризисными мерами государства.

В-третьих, трансформационный  процесс в Казахстане начат в  условиях отсутствия рыночных институтов и инфраструктур, острого дефицита качественных законов и законодательных актов, других компонентов рыночной экономики. Институты и инфраструктура, обслуживавшие плановую экономику, не были пригодны не только для обслуживания, но и даже для трансформации. Это еще больше усложнило процесс формирования новых институтов.

Создание рыночных институтов происходило одновременно с реформированием  экономики при острой нехватке опыта, знаний и времени, что вело к крупным  ошибкам и просчетам в экономической  политике страны. Такая стратегия  вынуждала власть действовать в большей мере методом проб и ошибок, из-за чего резко увеличиваются транзакционные издержки переходного периода.

В-четвертых, казахстанская  экономика пребывала в течение  первых двух лет реформ в рублевой зоне, что сделало ее зависимой от финансовой и денежно-кредитной политики России. Объективной причиной такого поворота событий при государственной независимости Казахстана в начале реформ послужили отсутствие опыта проведения валютной политики и достаточных золотовалютных резервов, дефицит времени для их накопления и так далее. Это вынудило Казахстан принять стартовую стратегию реформ, предложенную правительством России. Вследствие этого правительство Казахстана не могло проводить самостоятельную экономическую политику, находилось в полной экономической зависимости от экономической политики Российской Федерации, ибо кто проводит денежно-кредитную политику, тот и регулирует экономику. Тем не менее Казахстан не стремился выходить из рублевой зоны и долго продолжал пребывать в ней, хотя это становилось все более неприемлемым, поскольку в России постоянно происходила жесткая политическая борьба новых реформаторских и старых консервативных сил, борьба демократических и антидемократических сил, последняя из которых состояла из ортодоксальных коммунистов и «красных директоров», занимавших ключевые посты в законодательной и региональной исполнительной власти. В те годы Казахстан следовал за экономической политикой этой страны, не имея возможности даже принимать участие в ее обсуждении.

Однако такая ситуация позволяла правительству Казахстана адресовать всю ответственность за углубление социально-экономического кризиса, его затяжной характер и тяжесть рыночных реформ правительству Российской Федерации, а самому проводить популистскую безответственную денежно-кредитную и финансовую политику, что в конце концов привело к гиперинфляции, спаду производства, процветанию коррупции и экономической преступности.

Таким образом, казахстанская  переходная экономика, как и экономики  всех других стран СНГ, является переходной экономикой особого типа, не похожей ни на одну переходную экономику, имевшую место в истории до сих пор, даже в постсоциалистических восточноевропейских странах и странах Балтии. Ее лучше будет называть переходной экономикой постсоветского типа, которая представляет собой систему экономических отношений, складывающихся на промежутке двух антагонистических по сути и форме типов экономики - плановой и рыночной.

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ  ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

Экономические реформы в Казахстане развиваются весьма тяжело – в истории практически нет примеров более крутой ломки хозяйственных устоев в столь сжатые сроки. В течение многих досоциалистических и социалистических лет развития в составе СССР Казахстан был органической частью единой хозяйственной системы страны, где ему отводилась роль сырьевого придатка со всеми вытекающими экономическими и социальными последствиями.

 Полученная  в  1991 году  независимость  де-юре  дала  ему  суверенный  статус,   приведший   на начальной  стадии  к  беспорядку  и  недостатку  стабильности. 

Этапы государственного регулирования экономики

Как было указано выше, кризис экономики Казахстана, как и всего бывшего Советского Союза, начал проявляться с середины семидесятых годов и выражался в снижении темпов роста и эффективности производства, нарастании технического и технологического отставания от развитых стран. В этой связи в центр экономической политики были поставлены вопросы повышения эффективности общественного производства, в частности путем ускоренного внедрения рыночных методов ведения хозяйства. Предполагалось осуществить достаточно плавный переход от централизованной экономики к рыночной системе ведения хозяйства, были разработаны ряд программ такого перехода.

Первый этап радикальной экономической реформы в Казахстане в этой связи начался в конце 80-х годов и продолжался по 1991 год, когда союзным и республиканским правительствами были сделаны попытки радикально перестроить хозяйственный механизм в целом, отказаться от чрезмерной централизации и предоставить больше прав непосредственно хозяйствующим субъектам. Однако, совершенствование хозяйственного механизма ограничивалось лишь внедрением отдельных мер по расширению прав товаропроизводителей в рамках сохранения достаточно жесткой системы централизованного планирования производства, распределения материально-технических и финансовых ресурсов, не затрагивая при этом саму экономическую систему, а главное, не затрагивая отношения собственности.

Наиболее кардинальным по тем временам стал только Закон О предприятии, положивший начало процессу ослабления директивной планово-распределительной системы, и, как следствие, нарастанию давно обозначившегося кризиса системы производственных отношений. В этих условиях к началу 90-х годов четко обозначился застой, а затем и спад производства, который с каждым годом стал нарастать. [9]

Характерной чертой того времени стало уклонение товаропроизводителей от поставок продукции по госзаказу  по фиксированным ценам, преимущественное использование договорных цен, необоснованное увеличение заработной платы. Это привело к вынужденной эмиссии денег, не подкрепленных соответствующими товарными ресурсами. Таким образом, подавленная инфляция переросла в открытую форму, инфляционные процессы усилились и, соответственно, усилились кризисные явления в экономической и политической сферах.

Этому способствовала и  широко распространившаяся идея о региональном хозрасчете субъектов Союза ССР, которая породила центробежные силы в союзных республиках. Последствием внедрения во всех республиках и даже в отдельных областях и городах программы регионального хозрасчета типа IME, разработанной в Эстонской ССР, стало усиление не только экономической, но и политической автаркии, приведшей к распаду Советского Союза как единого государства.

Второй этап экономических реформ охватывает период 1992 – 1993 года – с момента объявления Казахстаном суверенитета и до введения собственной национальной валюты. Казахстан эти годы полностью зависел от изменений социально-экономической и политической ситуации в Российской Федерации и, в связи с этим, проводимые реформы характеризовались половинчатостью, следовали в фарватере российской политики. В первую очередь это относилось к денежно-кредитной и бюджетной политике, которая в условиях единой валюты диктовалась Центральным Банком РФ.

Наиболее крупномасштабным мероприятием стала либерализация  цен в январе 1992 года. Наличие  нескольких курсов валюты, разная покупательная  способность наличных и безналичных  рублей, усилили инфляционные процессы, возродили бартер, который стал практически основным видом торговли.

Следующий этап экономических  преобразований в Казахстане начался  с введения в ноябре 1993 года национальной валюты – тенге и привлечения широкомасштабной помощи международных финансовых организаций в рамках программ системных преобразований и стабилизационных кредитов.

На этом этапе началось формирование самостоятельной макроэкономической политики, которая, к сожалению, осуществлялась непоследовательно и не комплексно. Непоследовательность, в частности, выразилась в попытке решить проблему неплатежей посредством предоставления предприятиям эмиссионных директивных кредитов для погашения задолженности в растянувшемся во времени процессе либерализации цен, что только усугубило инфляционные процессы.

В июле 1994 году была принята очередная антикризисная программа, главной целью которой было обеспечение к концу 1995 года макроэкономической стабилизации и системных институциональных преобразований. Стратегическими целями этой программы являлись достижение макроэкономической стабилизации, создание условий для нормализации производства и торговли, оживления инвестиционной деятельности. [5]

Как известно, в основе самостоятельной экономической  политики, проводимой Правительством Республики Казахстан, был заложен стандартный пакет антикризисных мер, который рекомендовали Международный Валютный Фонд и другие международные финансовые организации:

  • уменьшение роли государства в непосредственном управлении социально-экономическими процессами в стране, отказ от директивных методов в пользу рыночных механизмов;
  • либерализация цен и заработной платы;
  • либерализация внешнеэкономической деятельности;
  • создание условий развития негосударственного сектора экономики, приватизация государственной собственности;
  • рационализация государственных расходов;
  • сведение до минимума дефицита государственного бюджета;
  • осуществление коренных институциональных преобразований в стране;
  • повышение эффективности финансовой сферы;
  • проведение жесткой антиинфляционной политики. [2]

Эти направления в определенной мере легли в основу антикризисных программ всех постсоциалистических стран, в том числе и Республики Казахстан. При реализации этих программ, в первую очередь, необходимо отметить интенсивную работу по развитию и совершенствованию нормативно-правовой базы экономической реформы.

В соответствии с Программой и Планом действий Правительства с 1995 года по настоящее время более или  менее последовательно проводится курс ограничительной денежно-кредитной  и бюджетной политики, либерализации внешнеэкономической деятельности, реформирования отношений собственности и формирования рыночной инфраструктуры.

В рассматриваемый период времени  был задействован механизм санации  и процедуры банкротства несостоятельных  предприятий. Последовательно проводилась структурная перестройка и демонополизация экономики с целью создания конкурентной среды. В условиях ограниченных инвестиционных ресурсов велось строительство объектов жизнеобеспечения – электроэнергетики, транспорта (включая транспортировку нефти и газа) и связи, переработки сельскохозяйственной продукции, а также строительство приоритетных объектов со строительной готовностью не ниже 85%.

Нужно подчеркнуть, что реализация этой программы осуществлялась более  последовательно и целенаправленно  и, в соответствии с ней, нормативно-правовая база, регулирующая отношения в области налогообложения, бюджетной и банковской сферах, внешнеэкономической деятельности и других, была существенно улучшена.

Бюджетная политика в целом адаптировалась к неблагоприятным экономическим условиям, связанным с резким сокращением доходной части, и была ориентирована на стратегию выживания, финансирования наиболее неотложных социально-экономических мероприятий. Меры по сокращению бюджетных расходов на социальные нужды сопровождались усилением адресности социальной защиты малоимущих слоев населения.

В 1996 году была начата реализация новой  Программы действий Правительства  Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы. В рассматриваемый  период времени были разработаны и приняты такие важные документы как: среднесрочная программа дальнейшего реформирования банковского сектора на 1996 – 1998 годы; программы поэтапной передачи объектов социальной сферы хозяйствующих субъектов на местные бюджеты; развития рынка ценных бумаг; развития страхового рынка; повышения занятости населения; развития малого и среднего бизнеса, поддержки предпринимательства; приватизации и реструктуризации государственной собственности на 1996 – 1998 годы (III этап) и другие, которые были направлены на закрепление уже свершившихся институциональных преобразований и создание предпосылок для инвестиционной и деловой активности. [7]

Ключевым компонентом радикальной  реформы было преобразование государственной  собственности на основе ее приватизации, создание по меньшей мере критической массы частной собственности, что сделало бы процесс реформирования общества необратимым. Безусловно, преобразование собственности чрезвычайно сложный процесс, оно не могло пройти так быстро, как либерализация цен и перестройка бюджетной и денежно-кредитной системы.

Приватизация государственных  предприятий началась в 1992 году с продажи объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и других сфер услуг, то есть объектов так называемой малой приватизации. За первый год было приватизировано около 6200 предприятий, из которых 4200, или 68%, относились к малым предприятиям. За 1992 – 1995 годы приватизировано более 15 тысяч предприятий, из которых около 50% - объекты малой приватизации.

В 1994 году началась так называемая массовая приватизация. Для чего были созданы инвестиционные приватизационные фонды (ИПФ) и проводилось распределение приватизационных чеков среди населения. В основе этой формы приватизации лежали не экономические, а социально-политические мотивы, т.е. попытка реализации принципа социальной справедливости. В отличие от России, где ваучеры изначала имели нарицательную стоимость и их владельцы могли пустить их в обращение, приватизационные инвестиционные купоны в Казахстане могли быть размещены только в ИПФ. Разгосударствление и приватизация предприятий по этой схеме привело к тому, что они вместо инвестиций в обмен на пакеты акций получили ПИКи, а сами ИПФ не располагали средствами для инвестирования производства. Естественно, что такая схема приватизации не привела к появлению реального собственника, тем более, что в целях "борьбы с монополизмом" ИПФ не имели права приобретать на купонных аукционах более 20% акций одного предприятия. Поэтому она не имела успеха и не была экономически целесообразна. [12]

Информация о работе Экономические реформы переходного периода в Республике Казахстан