Экономические реформы переходного периода в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является характеристика экономического реформирования в переходный период, а также современного состояния экономики Казахстана.
Реализация обозначенной цели потребовала постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:
проанализировать экономическую обстановку в Казахстане в предреформенный период;
выявить этапы и результаты макроэкономических реформ, их влияние на экономический рост в начале XXI столетия;
оценить экономические и социальные преобразования: собственности в республике, воспроизводственной структуры экономики страны, финансового сектора;
исследовать современное состояние экономики Казахстана и перспективы ее развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Предпосылки реформирования экономики в период становления независимости Республики Казахстан 6
1.1 Сущность и характер прошлой господствовавшей экономической системы 7
1.2 Предреформенные социально-экономические условия страны 9
2 Экономические реформы переходного периода в Республике Казахстан 13
2.1Этапы государственного регулирования экономики 13
2.2 Основные направления перехода к рыночным отношениям 20
2.3 Формирование новой модели социальной политики государства переходного периода 22
3 Результаты реформирования экономики Республики Казахстан и перспективы развития 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ36
ПРИЛОЖЕНИЕ А 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая черновик.doc

— 539.50 Кб (Скачать)

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 

Казахстан, обретя независимость, последовательно проводит экономические  реформы, которые должны обеспечить достойный уровень жизни народу. Все эти годы шла глубокая перестройка  и адаптация хозяйственных отношений  к новым условиям и требованиям создаваемой рыночной экономики.

Общество находилось в процессе глобального переустройства и самоидентификации, в экономике  происходила смена производственных отношений, существенно трансформировалась роль государства.

В первые годы проведения реформ Казахстан столкнулся с огромным множеством проблем. Отсутствие экономической независимости, коммуникаций, огромная – свыше 2000 процентная инфляция, спад производства, резкое сокращение бюджета, кризис неплатежей, ухудшающаяся социальная ситуация – вот далеко не полный перечень проблем, вставших перед государством.

Но благодаря совместным усилиям всех ветвей государственной  власти удалось удержать и переломить ситуацию, последовательно проводить  в жизнь стратегический курс на укрепление независимости и государственности, осуществление общественно-политических и экономических реформ, направленных на формирование открытого демократического общества и создание эффективной рыночной экономики. Все это время сохраняется внутриполитическая стабильность. По существу, достигнута необходимая стабилизация важнейших макроэкономических индикаторов и созданы предпосылки для уверенного и динамичного притока отечественных и иностранных инвестиций для модернизации национальной экономики, осуществления прогрессивных структурных преобразований и интеграции Казахстана в глобальные мирохозяйственные связи. [4]

Динамика ВВП Казахстана за восемнадцать лет, прошедших с  начала реформ, претерпела существенные изменения. Тенденция снижения объемов производства ВВП наметилась в 1991 году. В 1995 году уровень производства ВВП достиг наиболее низкой отметки – 61,4% к 1990 году. В результате принятых Правительством мер, направленных на снижение инфляции, ускорение приватизации государственной собственности, создание благоприятного инвестиционного климата, в 1996 году удалось преодолеть негативную тенденцию спада и добиться прироста ВВП на 0,5% по сравнению с предыдущим годом, а в 1997 году реальный рост ВВП составил 1,7% к уровню 1996 года. Негативное влияние на экономику Казахстана азиатского и, особенно, российского валютно-финансового кризисов привело к падению объемов производства ВВП. В 1998 году реальный ВВП снизился по сравнению с 1997 годом на 1,9%, что было обусловлено, в первую очередь, сокращением производства в реальном секторе экономики. В 1999 году в Казахстане был получен рекордный урожай зерновых культур, возросли объемы производства в промышленности, строительстве, торговле. В результате прирост ВВП в 1999 году составил 2,7% к уровню предыдущего года. В 2000 году рост реального ВВП по сравнению с 1999 годом составил 9,8%, что свидетельствует об окончательном преодолении кризисных явлений и устойчивом росте экономики страны. Позитивные сдвиги в экономике были связаны со значительным увеличением объемов экспорта, высокими темпами роста объемов инвестиций и промышленного производства. В структуре производства ВВП за годы реформы произошли большие изменения. Удельный вес промышленного производства в ВВП вырос в 2007 году до 28,3% против 20,5% в 1990 году. Вместе с тем, доля сельского хозяйства сократилась за этот период в 6 раз, строительства в 2 раза. В целом

удельный вес производства товаров в структуре ВВП за эти годы снизился с 66,5% до 43,4%.[3]

В то же время доля услуг  в структуре ВВП начиная с 1990 года постепенно росла, достигнув максимального значения в 1997 году – 58,9%. В 2007 году доля услуг составила 54,3%. Увеличение доли отраслей, производящих услуги в ВВП, объясняется, главным образом, опережающим ростом цен на услуги по сравнению с ростом цен на товары, а также быстрым развитием инфраструктуры финансовых и других услуг, характерных для рыночной экономики. Приложение А.

Одним из основных факторов, влияющих на динамику и структуру  использования валового внутреннего продукта, является изменение конечного потребления. Структура использования ВВП за годы реформы характеризовалась высокой долей расходов на конечное потребление (79,5% в 1990 году, 56,2% в 2007 году). В течение этого периода доля расходов на конечное потребление государственных учреждений в структуре ВВП не претерпела существенных изменений, составив в среднем примерно 12%. При этом наблюдается перераспределение расходов: доля расходов учреждений, предоставляющих индивидуальные товары и услуги населению (здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение) сократилась с 72,6% в 1990 году до 48% в 2007 году, а доля коллективных услуг (управление, оборона, общественный порядок и безопасность, наука)

увеличилась, соответственно, с 27,4% до 52%.[3]

Тенденция снижения доли накопления основного капитала в структуре ВВП в 1991-1998 годы была вызвана сокращением инвестиций в основной капитал. В результате улучшения инвестиционного климата и увеличения притока инвестиций в экономику, доля валового накопления основного капитала в ВВП с 1999 года начала расти и в 2007 году составила 30%. Чистый экспорт в республике на протяжении рассматриваемого периода был отрицательным. Переломным стал 1999 год, когда чистый экспорт сложился положительным и составил 2,4% от ВВП, а в 2007 году его доля возросла до 6,7% (рисунок 2).

Рисунок 2. Структура валового внутреннего продукта по конечному  использованию в процентах.

Структура инвестиций показывает, что большая их часть направляется в сырьевые и не торгуемые отрасли  экономики. Увеличивается доля экспорта нефти и газового конденсата в общем экспорте страны.

Реформирование банковской системы привело к тому, что  к началу 1994 года в республике, помимо пяти преобразованных государственных  банков, функционировали 175 коммерческих, включая частные. Тем не менее, в 1992 – 1994 года экономическое положение Казахстана по-прежнему можно было охарактеризовать термином – кризис.

Большое воздействие  на инфляцию продолжают оказывать монетарные факторы. В последние годы денежная масса растет высокими темпами, оказывая инфляционное давление на экономику. В текущем году данная тенденция продолжается. Денежное предложение продолжает расти темпами, значительно превосходящими темпами роста экономики.

Активное участие банков в качестве заемщиков на внешнем  рынке способствовало росту объема кредитования экономики банковским сектором. В свою очередь рост внешнего заимствования банков был обусловлен благоприятной ситуацией на внешнем рынке, характеризующейся низкой стоимостью ссудного капитала.

По сравнению с 2000 годом  внешние займы банков второго уровня в 2004 году выросли в 34,5 раза, а займы небанковского частного сектора по сравнению с 2001 годом выросли в 4 раза. Наряду с ростом внешнего заимствования и объема кредитования растут риски банков и ухудшается качество кредитного портфеля банков второго уровня. Денежная масса на конец 2004 года по сравнению с 1999 годом выросла в 6 раз, кредиты банков второго уровня экономике - в 10 раз, тогда как номинальный ВВП вырос лишь в 2,7 раза. [11]

Проводимая фискальная политика, характеризующаяся как «либеральная», оказала определенное воздействие на макроэкономическое состояние страны в целом. Наблюдаются очевидные предпосылки для возникновения «перегрева» экономики, в частности опережение среднего темпа роста расходов государственного бюджета над темпами роста номинального ВВП.

Высокие темпы роста  экономики наряду с быстрым ростом денежных агрегатов, проведением либеральной  фискальной политики способствовали ускорению  инфляционных процессов.

Ускоренное развитие нефтяного сектора, сопровождаемое высокими мировыми ценами на нефть, проведение активной фискальной политики, ускорение инфляционных процессов и рост денежной массы также способствовали укреплению курса тенге к доллару США, начиная с 2001 года. В свою очередь, укрепление национальной валюты может привести к снижению конкурентоспособности отечественной перерабатывающей промышленности и массовому наплыву импорта.

В целях недопущения  дальнейшего «перегрева» экономики  и повышения макроэкономической устойчивости в среднесрочной перспективе необходимо предпринять комплекс мер.

Необходимо разработать  наиболее приемлемый график добычи нефти  и газа на долгосрочную перспективу  с учетом вовлечения новых месторождений  нефти в эксплуатацию на основе проведения исследований. Нецелесообразно в настоящее время форсирование добычи нефти в Казахстане, необходимо поступающие доходы направлять на реформирование экономики, отход от ее сырьевой направленности, мобилизацию других факторов, которые станут локомотивом реализуемых программ.

В дальнейшем в условиях высоких мировых цен на нефть и притока в страну большого объема иностранного капитала необходимо ужесточение как фискальной, так и денежно-кредитной политики.

В области денежно-кредитной  политики необходимо повысить контроль за ростом денежных агрегатов, а также повышать эффективность воздействия на денежный рынок посредством изменения процентных ставок.

Политика развития финансового  сектора должна быть направлена на дальнейшее развитие рынка ценных бумаг  с тем, чтобы временно свободные  денежные средства населения превращать в источники инвестиций. Кроме того, необходимо предпринимать меры по сдерживанию чрезмерных темпов роста внешнего заимствования банков второго уровня. [4]

В целях построения конкурентоспособной  экономики необходимо развивать сектора экономики в соответствии с конкурентными преимуществами Казахстана, продолжение реформ в сфере инфраструктуры. Большое внимание нужно уделить созданию высокопроизводительной рабочей силы путем реализации стратегий в области образования и здравоохранения. В области развития науки и инноваций необходима серьезная модернизация системы высшего образования и науки. [15]

Достигнутые успехи позволили  по-новому осознать будущее республики, цели развития и способы их достижения. Выход на новый уровень реформ позволил Правительству приступить к разработке, а теперь уже и к реализации стратегии развития Казахстана на период до 2030 года. Стратегия, обнародованная в Послании Президента страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана, является итогом анализа истории, текущих событий, видения будущего. В стратегии были определены цели и приоритеты. При этом одним из важнейших факторов являлось понимание сильных и слабых сторон Казахстана, а также тех возможностей и угроз, которые могут повлиять на развитие нашей страны. Все это связано с географическим и геополитическим положением Казахстана, а также условиями, при которых осуществляется экономическое развитие и государственное строительство.

Суть новой социально-экономической  стратегии и стержень концепции реформирования – в постепенном, поэтапном движении Казахстана к собственному варианту общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни народа и среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной, социально ориентированной, динамичной рыночной экономики при значительной регулирующей роли государства. [13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Начатый в нашей стране переход к рынку предполагал  воссоздать в полном объёме все рыночные отношения с присущими им регуляторами экономики. При этом государство с помощью экономических методов призвано оказывать регулирующее воздействие на сам рынок в интересах всего населения.

Парадоксом переходной экономики является то, что возможности  государства влиять на хозяйственные процессы в этот период уменьшаются (в силу либерализации, приватизации и другое), а потребность в государственном вмешательстве сохраняется на высоком уровне и даже возрастает в связи с общим кризисным состоянием экономики и особенно ряда его секторов (социальная сфера и трудно адаптирующиеся к рынку отрасли), поэтому, роль государства в управлении экономикой остается одной из приоритетных. Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики. Необходимо обеспечение экономического роста, борьба с инфляцией. Государство этим занимается, проводя фискальную и денежно-кредитную политику. Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента – все это делается для регулирования денежного предложения в стране.

В сложившейся экономической  обстановке в период становления  Республики Казахстан выход видится в усилении регулирующей и мобилизирующей роли государства.

В этой связи требуется  более объективная оценка сложившейся  к настоящему времени макроэкономической ситуации и вероятных направлений ее развития в будущем, чтобы закрепить те позитивные тенденции в развитии национальной экономики и предотвратить негативные социально-экономические последствия отдельных просчетов проводимой в республике экономической политики. При оценке экономической ситуации в Казахстане мы исходим из того, что трансформацию экономики советского типа в рыночную имеет свои специфичные закономерности и особенности, которые необходимо учитывать при рыночных преобразованиях и пренебрежение которыми, безусловно, приведет казахстанскую экономику к продолжительной стагнации, а не к устойчивому экономическому росту.

Исходя из всего вышеизложенного, на наш взгляд, следует особое внимание уделить вопросам взаимосвязи между уровнем инфляции и темпами экономического роста, характеру инфляционных процессов и особенно решению проблемы платежного кризиса, а также отдельным системным характеристикам переходной экономики, обуславливающих напряженности в казахстанской экономике. Ответы на эти вопросы позволят выработать адекватные сложившейся ситуации меры по преодолению кризиса и возобновлению экономического роста.

Достижение поставленных целей также будет зависеть от наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием  всех секторов экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Экономические реформы переходного периода в Республике Казахстан