Экономические рычаги государственного регулирования экономики РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является всестороннее, комплексное рассмотрение системы и экономических рычагов ГРЭ РК. Задачами данной работы являются: - Изучить причины необходимости и роль ГРЭ в экономике Казахстана, а также его цели, объекты, функции и методы; - Рассмотреть управление экономикой и экономические рычаги ГРЭ в РК.

Содержание

Введение 3
1 Государство в управлении экономикой. Общее понятие о ГРЭ 5
1.1 Причины необходимости ГРЭ и его роль 5
1.2 Цели и объекты ГРЭ 8
1.3 Функции ГРЭ 12
1.4 Методы ГРЭ 15
2 Государственное регулирование экономики в РК 17
2.1 Управление экономикой в РК 17
2.2 Экономические рычаги ГРЭ РК 18
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Реферат Эконом.рычаги ГРЭ РК.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

      Известно, что рыночные механизмы не обеспечивают рационального с общественной точки  зрения распределения ресурсов в  тех случаях, когда речь идет о производстве, сопровождающемся внешними эффектами, или о создании общественных благ. В этих условиях государство берет на себя функцию корректировки распределения ресурсов. Такая корректировка и в переходной, и в рыночной экономике осуществляется традиционными методами. К их числу относятся установление административных ограничений и стандартов, препятствующих загрязнению окружающей среды, система специальных налогов и дотаций, финансирование производства общественных благ или непосредственное управление их производством, когда оно сосредоточено на государственных предприятиях. Спецификой переходной экономики является наличие особых проблем, усложняющих реализацию рассматриваемой функции государственного регулирования.

      Регулирование процесса перераспределения ресурсов и производство общественных благ (национальная оборона, фундаментальная наука, образование, здравоохранение и т. п.) в переходной экономике осложняется из –за высокой инфляции. Как известно, от высокой инфляции больше всего страдают лица с относительно стабильными номинальными доходами, к которым, в частности, относятся работники бюджетных отраслей. Начинается переток квалифицированных научных, педагогических и других кадров в сферы деятельности, приносящие более высокие доходы. Для того чтобы препятствовать этому процессу, сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом политики перераспределения ресурсов на переходном этапе должна быть эффективная система защиты доходов работников бюджетной сферы от инфляции.

      Чем выше темпы инфляции и глубже спад в переходной экономике, тем выше роль стабилизационной функции государственного регулирования. Данная функция реализуется  главным образом посредством  традиционных методов бюджетной, фискальной и кредитно – денежной политики. Основная сложность стабилизационного регулирования на переходном этапе связана с тем, что высокие темпы инфляции связаны здесь с глубоким экономическим спадом. В этих условиях стимулирующая бюджетная, фискальная и кредитно – денежная политика, направленная на преодоление спада, способствует усилению инфляции. И наоборот, ужесточение кредитно – денежной, фискальной и бюджетной политики, направленное на подавление инфляции, способствует углублению падения производства. Перед государством встает сложнейшая проблема сочетания «жесткости» и «мягкости» в экономическом регулировании.

      На  более поздних этапах переходного  периода, по мере преодоления экономического спада и снижения инфляции, все  более актуальной становится функция  стимулирования экономического роста. К этому моменту у государства появляется возможность увеличить финансирование фундаментальной экономики и образования, что способствует ускорению НТП, уменьшить тяжесть налогового бремени, что стимулирует рост деловой активности, более активно использовать налоговую и кредитно – денежную политику как средство стимулирования технического прогресса и роста инвестиций.

      В смешанной экономике правительство  полностью интегрировано в кругооборот  материальных и денежных средств, образующих экономический организм. Весьма интересно повторно проанализировать функции правительства в области перераспределения, распределения ресурсов и стабилизации экономики в свете модели кругооборота.  

1.4 Методы государственного  регулирования экономики 

      Свои  регулирующие функции государство выполняет посредством административных и экономических методов. Для командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов.

      Административные, или прямые, методы регулирования  ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно  установленные цены на товары и услуги – типичные методы административного регулирования в плановой экономике – лишают предприятие альтернативного использования ресурсов. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодными, чем прежде.

      Разграничение между административными и экономическими методами регулирования до некоторой  степени условно. Для того чтобы  задействовать любой косвенный  регулятор, необходимо предварительное  административное решение соответствующих государственных органов, например решение об изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот при продаже Центральным банком государственных облигаций, в этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующие субъекты выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов. Например, административное повышение цен не только прямо определит их новый уровень, но через цены косвенно окажет влияние на состояние спроса и предложения, и в этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических, косвенных регуляторов. Тем не менее, рассматриваемый выше критерий позволяет, как правило, без особых проблем отличать на практике экономические методы от административных. Разграничение между ними принципиально важно с точки зрения природы экономических отношений.

      Административные  методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они  блокируют действие соответствующих  рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем  производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем выше сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.

      Экономические методы регулирования, напротив, адекватны  природе рынка. Они непосредственно  воздействуют на конъюнктуру рынка  и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Экономические методы управления действуют, таким образом, через рынок посредством рыночных механизмов.

      Переход от командной экономики к рыночной сопровождается кардинальными изменениями  в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней  системы административных методов  и созданием новой системы  экономических регуляторов.

      Разрушение  системы административно – командных  методов управления, блокирующих  рыночные механизмы, - необходимое условие  формирования и саморазвития рынка. Демонтаж системы административных регуляторов знаменует собой  начало реальных преобразований на пути к рыночной экономике. Это не означает, однако, полного отказа от использования административных методов в переходной экономике.

      Даже  на завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях сложившейся  рыночной экономики административные методы регулирования имеют немаловажное значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики. Государственные органы директивно определяют цены, объем и ассортимент продукции или предоставляемых услуг для так называемых естественных монополий, устанавливают систему административных ограничений, препятствующих усилению монополизации рынка. Административное регулирование активно используется с целью защиты прав потребителей и охраны окружающей среды.            Важнейшей задачей государства на переходном этапе является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью все страны, осуществляющие переход к рыночной экономике, проводят радикальные реформы кредитной и налоговой системы.

      Создается традиционная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система, в рамках которой Национальный банк посредством экономических нормативов осуществляет регулирование деятельностью широкой сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой процента, изменяя формы обязательных резервов и другие нормативы, установленные для коммерческих банков, осуществляя операции с ценными бумагами. Национальный банк получает возможность проводить активную кредитно – денежную политику.

      Однако  было бы ошибкой полагать, что государственное регулирование заключено в рамки лишь командной или переходной экономики, наоборот, в пределах рыночной экономики регулирующая роль государства становится все более необходима. В условиях рынка перед государством встает трудная задача: с одной стороны, оно с помощью экономических рычагов должно поддержать и облегчить функционирование рыночной системы, с другой стороны, - не разрушить эту систему излишним воздействием. Примеры развитых индустриальных стран, таких как США и Франция, свидетельствуют о том, что достижение такой золотой середины возможно.

      2 Государственное регулирование экономики в РК

2.1 Управление экономикой в РК

     В условиях Казахстана наиболее трудно оценить роль правительства. Слишком  сложным и резким был переход  от системы планирования к так называемой рыночной экономике. По сути дела, никто не знал какую политику проводить, и реформация превратилась в серию далеко не всегда успешных экспериментов. Конечно, стоит разобраться по порядку. Любые действия целесообразно оценивать с точки зрения задач и итогов. Однако итоги плачевны, имея под собой благородные цели, многие реформы оказались либо экономически неоправданными, либо запоздалыми.   Итак, активизация роли государства в управлении экономикой в условиях современного Казахстана приобретает ключевое значение. От этого во многом зависят дальнейшее развитие страны, возможность ее выхода из тяжелейшего общественного кризиса, судьба социально – экономических реформ, перспективы создания экономической системы, обеспечивающей динамический и эффективный рост экономики и достойный уровень благосостояния народа. Важно принять во внимание как общие тенденции мирового развития, связанные с существенными изменениями роли и функций государства, так и специфические особенности нашей страны, ее традиции и нынешние исходные условия.     Национальные экономические интересы Казахстана, сложные проблемы переживаемого ныне трансформационного периода, задачи предотвращения угроз социальной и экономической безопасности – все это предопределяет приоритетное значение разрабатываемой стратегии социально – экономического развития, а также необходимость настройки системы государственного управления экономикой регулирования и ее реализацию.            Суть новой социально – экономической стратегии и стержень концепции реформирования – в постепенном, поэтапном движении Казахстана к собственному варианту общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни народа и среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной, социально ориентированной, динамичной рыночной экономики при значительной регулирующей роли государства.     Каждый год в нашей Республике принимаются новые программные документы и указы, регулирующие различные отрасли экономики и сферы общественной и политической жизни. К примеру можно привести: «Развитие космической деятельности в Республике Казахстан на 2005 – 2007 годы»; «Государственная программа формирования ”электронного правительства” в Республике Казахстан на 2005 – 2010 годы»; «Реформирование и развитие здравоохранения Республики Казахстан на 2005 – 2010 годы»; «Развитие образования в Республике Казахстан на 2005 – 2010 годы»; «Программа ”культурное наследие” на 2004 – 2006 годы»; «Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003 - 2015 годы»; «Государственная программа развития жилищного строительства в Республике Казахстан на 2005 – 2009 годы»; «Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2004 – 2006 годы»; «Программа развития автодорожной отрасли Республики Казахстан на 2001 – 2005 годы» и другие.  

2.2 Экономические  рычаги ГРЭ РК

     Ниже  приведены выдержки из «Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003 - 2015 годы».  Цель: достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике.         1) Тарифная политика и защита конкуренции.

Защита  конкуренции.        Конкуренция - главный механизм эффективного развития и функционирования экономики. Создание условий для эффективной конкуренции, поддержка и защита добросовестной конкуренции должны способствовать реализации основных целей индустриальной и инновационной политики государства - диверсификации экономики и модернизации промышленности.       Основой формирования конкурентной среды на товарных рынках являются разумная инвестиционная политика, а также биржевая торговля. 
       Государственная политика в области конкуренции направлена на решение проблем недопущения недобросовестной конкуренции, чрезмерной концентрации и роста ограничительной практики.    Основными направлениями конкурентной политики будут:    - недопущение злоупотреблений субъектами рынка, занимающими доминирующее положение, путем пресечения действий монополистов по: установлению монопольных цен, необоснованному сокращению производства и поставки монопольных товаров и услуг, включению в договоры дискриминирующих условий, созданию препятствий для входа на товарные и финансовые рынки другим предприятиям, а также осуществление контроля за созданием, реорганизацией, ликвидацией субъектов рынка и их объединений, приобретением акций (долей, паев) в уставном капитале субъектов рынка;            - запрещение недобросовестной конкуренции и антиконкурентных соглашений, устранение или ограничение конкуренции путем пресечения согласованных действий между конкурентами, направленных на установление единых цен и тарифов, раздел рынка по территориальному принципу, ограничение доступа на рынок потенциальным конкурентам или сговор между конкурирующими субъектами рынка;      - недопущение необоснованного вмешательства государственных органов в предпринимательскую деятельность. Пресечение действий государственных органов, направленных на ограничение конкуренции путем предоставления льгот отдельным предприятиям, дачи указаний хозяйствующим субъектам о первоочередной поставке товаров и услуг определенному кругу покупателей, заказчиков.

Тарифная  политика.          В целях успешной реализации Стратегии необходимо отказаться от существующей на сегодняшний день политики искусственного сдерживания тарифов и перейти к политике гибкого тарифного регулирования, направленного на достижение баланса интересов всех участников сферы естественных монополий: самих субъектов и потребителей их услуг. Сегодня развитие промышленного комплекса невозможно без опережающего роста сферы естественной монополии, которая является инфраструктурой экономики. Современное состояние сферы естественных монополий характеризуется высокой степенью изношенности основных средств и оборудования. Практически во всех ее сферах уровень старения как морального, так и физического достиг критического предела. Использование морально устаревшего оборудования приводит к снижению объемов, ухудшению качества предоставляемых услуг и созданию аварийных ситуаций. 
      Кроме того, недостаточность собственных оборотных средств не позволяет осуществить должные капиталовложения (инвестиции), направленные на замену оборудования. Обновление основных фондов является одним из главных факторов эффективности их использования, улучшения качественных характеристик оказываемых услуг и, в конечном итоге, экономического подъема, устойчивого развития индустрии страны. Сегодня методы тарифного регулирования должны обеспечить создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферу естественной монополии и достижения опережающих темпов роста данного сектора экономики, основанного на модернизации производства. Поэтому для обеспечения устойчивого развития индустрии, функционирования субъектов естественных монополий, улучшения качества оказываемых ими услуг, снижения себестоимости и стабильности уровня тарифов на услуги необходимо дальнейшее совершенствование тарифной политики путем:             - внедрения новых методов тарифообразования, стимулирующих инвестиции и обеспечивающих стабильность тарифов в среднесрочном периоде;             - введения международных стандартов учета и соответственно методов раздельного учета затрат по видам услуг и элементам затрат;    - создания информационной базы данных для анализа влияния деятельности естественных монополий на потребителей.

Информация о работе Экономические рычаги государственного регулирования экономики РК