Экономические теории древнего мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 08:31, реферат

Описание работы

Цели данного реферата являются раскрытие вопроса о значении, роли и реализации экономических теорий в мире, где экономика не существовала как отдельная наука, но получала такое же широкое распространение, как сегодня.
Задачи: Рассмотреть экономическую теорию Древнего мира, оценить ее значение для будущего формирования экономики как науки.
Предметом исследования будут являться деятельные процессы того времени, а также историко-экономическое развитие Древнего мира.
Для начала, определимся, что такое экономическая теория.
Экономическая теория - это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Экономическая теория Древнего Востока……………………….5
1.1. Древний Китай………………………………………………………………5
1.2. Древний Египет……………………………………………………………..8
1.3. Древняя Индия ……………………………………………………………...10
ГЛАВА 2. Экономическая теория Античности…………….........................13
2.1. Древняя Греция……………………………………………………………..13
2.2. Древний Рим………………………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

реферат по экономике.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

1.3. Древняя Индия

 

Основным занятием населения  бассейна реки Инд в XXIII-XVIII вв. до н. э. в районе городов Мохенджо-Даро и Хараппи было земледелие. Выводилась пшеница двух сортов, ячмень, кунжут, бобовые. Есть данные о возделывании риса, финиковых пальм. Зародилось и примитивное хлопководство. Возделывалась земля при помощи легкой бороны грубого плуга с лемехом из кремнистого сланца. Во время жатвы пользовались медными серпами. Из домашних животных были известны овцы, козы, коровы, собаки, кошки. Занимались куроводством. Уже приручали слонов. Занятия сельским хозяйством и ремеслом создали основу для развития торговли. При развитии торговых сношений с государствами Месопотамии использовалась иероглифическая письменность.

О высокой культуре городского строительства свидетельствовали трехэтажные дома с водопроводом и канализацией. Вторым важнейшим периодом в истории Древней Индии является "Ведийский период". Он назван так в связи с созданием племенам ииндоариев во второй половине II - начале I тыс. до н. э. священной литературы вед. Индоарии, появившись на севере Индии, расселились в бассейне реки Ганг. С этого времени начинается второй крупнейший цикл социально-экономической и социально-политической истории Индии. В долине Ганга образуются первые государства.

Основным памятником религии, фольклора  индоариев стала "Ригведа". Она  включила всю сумму знаний человека того времени об окружающем мире: богах  и демонах, космосе, социальном устройстве, этике, хозяйственной жизни. Считается, что "Ригведу" можно отнести  к памятникам экономической истории Древней Индии.

Социальное расслоение в деревне  усиливается с развитием земледелия, так как все шире используется чужой труд. Распространяется домашнее рабство. Самоуправление общины все  больше ограничивается.

На всю последующую экономическую и политическую историю Индии большой отпечаток наложило образование в конце II тыс. - первой половине I тыс. до н. э. наследственного варнового (кастового) строя. Это явилось апогеем развития ведийского периода Индии. Отныне сложилось четыре основных замкнутых слоя (касты) общества: брахманы – жрецы и учителя, составляющие верховную касту, кшатрии – воины и правители из племенной военной аристократии; вайшьи – полноправные общинники, земледельцы и ремесленники – основной трудовой люд; шудры – рабы, иноплеменники, разорившиеся общинники (неравноправная категория населения), обязанные служить трем первым кастам.

Подъем сельского хозяйства  послужил основой для демографического взрыва в Северной Индии. Несколько  позже Геродот назвал индийцев самым многочисленным народом из всех живущих. Другой стороной этого процесса была урбанизация.

Интересной и важнейшей  особенностью социально-экономического развития Индии "буддийской" и последующей "классической" эпохи являются зарождение и экономическое укрепление цеховых организаций ремесленников (шреней).

Встречались в этой стране и рабы, которые использовались в  домашнем хозяйстве. Все большее выделение частной собственности происходило в городе. Наиболее богатыми были верхи городского населения: купцы, ростовщики, главы ремесленных корпораций.

Вплоть до наших дней сохраняет свое значение хлопчатобумажная отрасль экономики. Помимо хлопчатобумажных тканей изготавливали пеньковые, шерстяные, шелковые. Но в целом производство оставалось натуральным всю эпоху Древнего мира. И все же развитие торговли, товарно-денежных отношений свидетельствовало о ростках рыночного хозяйства.

Важным источником экономической мысли в Индии является трактат "Артхашастра" (IV в. до н. э.), который называют "Наукой о выгоде". Создание экономического трактата приписывается брахману Каутилье - главному советнику царя Чандрагупты I. Состоит он из свода правил, многие из них адресованы царям. С целью достижения хозяйственной выгоды для государства их призывали усилить роль государства в экономической жизни, укрепить государственный аппарат. Ведущей отраслью производства Индии того времени было сельское хозяйство. Поэтому "Артхашастра" призывала правителей и чиновников заселять и обустраивать новые земли. Если земледельцы обязывались платить все налоги государству(1/6 от всех доходов), то им предоставлялись земельные участки во временное пользование. В земледелии применялся труд наемных работников. В ряде статей речь идет как о царской, так и общинной земле, о роли ирригационных сооружений. Оросительные сооружения должны были находиться на учете главного сборщика податей. Разрешалось часть оросительных сооружений отдавать в аренду отдельным лицам, что свидетельствовало о зарождении товарных отношений. Значительная выгода государству приносилась ремесленниками. В трактате обращается их внимание на профессиональный подход к делу: "доспехи, одежды и веревки" должны были выделываться "специалистами". Предполагалось "тяжелые рудники", где добывалось сырье для ремесленных изделий, отдавать в издольщину или в аренду.

ГЛАВА 2.   Экономическая теория Античности.

Формирование классового общества и государства в античном мире - в Древней Греции и в Древнем Риме шло независимым от стран Древнего Востока путем. Процесс классового развития и экономической дифференциации приводил к быстрому разрушению родового строя. Античные государства были созданы в интересах укрепления господства рабовладельцев, они способствовали классовой организации свободных граждан, противостоящей рабам, формированию общества, в котором богатство и частная собственность покоились на эксплуатации громадной массы рабов. Только свободный человек мог быть собственником, только собственник считался полноправным свободным гражданином. Различие между свободными и рабами, низведенными до положения "говорящих орудий", в античном обществе проявлялось более резко, чем в древневосточном мире. В таком обществе объектом систематической эксплуатации могли быть только иноплеменники, стоящие вне общины. Поэтому формирование рабовладельческого строя было связано с крупными войнами и территориальными захватами, обеспечивавшими большой приток пленных, которые пополняли число рабов, и награбленных материальных ценностей.

2.1. Древняя  Греция.

Экономическая мысль  Древней Греции представлена в трудах Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

В историю Древнего мира эти мыслители вошли как величайшие философы. Однако в их трудах присутствуют и экономические суждения, основанные на анализе экономических явлений (таких, как домашнее хозяйство, торговля, производство товаров, деньги, капитал, приносящий проценты и т. д.);. Деление общества на рабов и рабовладельцев античные мыслители считали естественным явлением.

Ксенофонт (430–25–355 гг. до н.э.) автор многих произведений, посвященных государственному устройству Афин, Спарты, истории Греции, воспоминаниям о своем учителе Сократе. Экономическим вопросам посвящены два его труда: «О доходах» и «Экономикос», содержащий советы по рациональному ведению хозяйства.

Свой труд «О доходах» Ксенофонт посвятил исследованию способов улучшения финансовой и налоговой  систем в Афинах. Он полагал, что  государственные доходы Афин могут  быть увеличены двумя способами: за счет введения налога на иностранцев и за счет расширения добычи серебра. Для этого необходимо увеличить приток иностранцев в Афины и увеличить количество рабов на серебряных рудниках, купив их у других государств. На рудниках должны работать только рабы под руководством греков.

В Экономикосе, предположительно написанном им в период с 401 по 399 гг. до н.э., Ксенофонт дал подробные  советы по рациональному ведению  домашнего хозяйства, которое он отождествлял с рабовладельческим  хозяйством. Ксенофонт считал, что организация земледелия может быть только рабовладельческой, основанной на эффективной эксплуатации труда рабов. В своем труде он дал подробные советы, как нужно обращаться с рабами, чтобы рабы беспрекословно выполняли распоряжения рабовладельца и навсегда оставались рабами. Ксенофонт первым из древнегреческих мыслителей исследовал процесс разделения труда, рассматривая его преимущественно с позиции влияния разделения труда на потребительную стоимость, а не на меновую.

Платон (427–347 гг. до н.э.) – один из выдающихся греческих мыслителей, происходил из старинного афинского аристократического рода. Знакомство с Сократом (470–399 гг. до н.э.) направило его на путь серьезного изучения философии.

Идеальное государство, по мнению Платона, должно основываться на справедливости, так как только она способна обеспечить человеку и обществу возможный максимум счастья. Поэтому государством должны управлять справедливые и разумные люди – философы. Их задача заключается в созерцании образа жизни граждан и проведении в жизнь справедливого и разумного.

 Философы – правители государства, обязаны жить коммуной, они не должны иметь ни детей, ни семей, чтобы не ослаблять свой разум и волю заботами материальной жизни.

Следующим социальным слоем  политии являются воины, охраняющие государство. Воины, как и философы, также не должны иметь ни детей, ни семей.

Третий слой идеального государства составляют остальные  граждане – земледельцы, купцы, ремесленники и т. д., объединенные термином «ремесленники» (демиурги). Их деятельность контролируется специальными чиновниками (агораномами). Основная задача ремесленников – обеспечить государство необходимыми материальными благами. Мысли и желания граждан также регулируются законами. В отличие от философов и воинов ремесленники имеют право на частную собственность и семью.

Рабы не входят в третье сословие, так как не считаются  гражданами политии.

Таким образом, главный  принцип построения идеального государства  Платона основан на идее разделения труда. Платон относился к разделению труда как к естественному явлению, основанному на разносторонности потребностей людей и односторонности их дарований.

В сущности, «идеальное государство» Платона имело много общего с  организационным строем древнеспартанской  общины, что для Греции классического периода развития было уже пройденным этапом.

Аристотель (384–322 гг. до н.э.) жил в эпоху начавшегося  кризиса рабовладельческого строя, в период завоевания Македонией всех греческих городов. Величайшая заслуга  Аристотеля заключается в том, что он в своих произведениях систематизировал, обобщил и значительно продвинул все известные современные ему знания, в том числе и по экономическим вопросам. Основное произведение Аристотеля – «Политика», посвящено государственному устройству, основанному на рабовладении.

Идеальное хозяйство  по Аристотелю – это натуральное  рабовладельческое хозяйство с  мелкой торговлей, без купцов, кредита  и ростовщичества. Однако Аристотель не мог игнорировать реальную экономическую  действительность: развитие товарного  производства, основанного на труде рабов в сельском хозяйстве и в ремесленных мастерских, бурное развитие торговли и торгового мореплавания, высокого уровня накопление денежного богатства земельной, торговой и денежной аристократией.

По мнению Аристотеля, экономия – это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством необходимых для жизни продуктов, потребительных стоимостей. Она основана на сельском хозяйстве. Экономия включает в себя и обмен, но только для удовлетворения личных потребностей человека. Хрематистика занимается обращением товаров ради обогащения, т. е. это деятельность, направленная на извлечение прибыли, накопления богатства, или, иначе, это «искусство» вложения и накопления капитала. Основу хрематистики составляет торговля, кредит и ремесло.

К хрематистике Аристотель относил и ростовщичество, относясь к нему резко отрицательно, поскольку  в движении ростовщического капитала совершенно отсутствует его связь  с производством, с созданием  потребительных стоимостей. Таким образом, из всех отраслей приобретения эта отрасль наиболее противоречит природе.

Отделив торговлю, обслуживающую  потребности натурального рабовладельческого хозяйства, от торговли в рамках товарного  производства, Аристотель сделал ряд  важных научных выводов:

1) о различиях между простым товарным обращением: меновой торговлей (Т – Т) и товарной торговлей посредством денег (Т – Д – Т) и обращением капитала, купеческой торговлей с целью получения прибыли (Д – Т – Д);

2) о возникновении  обмена не на первой стадии  развития общины, т. е. в семье, а лишь на границах общины;

3) о существовании  некой общей субстанции, позволяющей  приравнивать и качественно соизмерять  товары друг с другом.

Аристотель за много  веков до становления экономической  науки, смог правильно поставить сложнейшие экономические вопросы и предпринял попытки исследования законов хозяйственной жизни, тем самым открыв перспективу будущему развитию науки.

2.2 Древний Рим.

 

До нас дошли три  древнеримских сочинения, специально посвященных этим вопросам: «О земледелии» Катона Старшего, «О сельском хозяйстве» Варрона и «О сельском хозяйстве» Колумеллы.

Эти три автора писали в разное время, но их подход к проблеме одинаков. Все сочинения - практические руководства для владельца виллы  средних размеров.

Для древних римлян вообще был характерен практический склад ума. Их практицизм не был узким, но вопросы, волновавшие Платона и Аристотеля, их занимали намного меньше. Проблемы же управления и организации рабовладельческого хозяйства были ими разработаны с присущей римлянам скрупулезностью.

Обоснование древнеримской  формы рабовладения изложены в сочинении "Землевладение" Катоном Старшим, являющимся крупным землевладельцем. Автор относил рабов к орудиям  производства, рекомендовал содержать  их в строгости, в зависимости  от прилежания, рационально эксплуатировать их труд. Он считал целесообразным приобретать рабов в малолетнем возрасте, воспитывая их в повиновении. Предусматривая возможные выступления рабов, Катон советовал поддерживать в их среде рознь, разжигать конфликты, несогласие между ними.

Разработку проблем  латифундийского хозяйства в I в. до н.э. продолжил Варрон в трактате "О сельском хозяйстве". Автор  ищет пути укрепления экономики не только в развитии земледелия, но и  скотоводства, в применении агрономической науки, росте интенсивности производства, совершенствовании методов эксплуатации рабов, в использовании материальной заинтересованности. Его работы связаны не только с сохранением натурального характера рабовладельческих латифундий, но и с повышением их доходности, ростом эффективности производства.

Информация о работе Экономические теории древнего мира