Экономические учения Т. Мальтуса

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 07:42, реферат

Описание работы

После Д. Риккардо классическая политэкономия вступила в полосу разложения. Этот период характеризовался пересмотром исходных постулатов, отказом от некоторых из них и включением новых. Он охватывал 30-70-е годы XIX века. Одна линия развернувшейся эволюции была представлена рядом экономистов-современников Д. Риккардо: это Т. Р. Мальтус, Дж. Милль, Дж. Мак-Куллох, Н. Сениор - в Англии; Ж. Б. Сэй, Ф. Бастиа - во Франции; Г. Ч. Кэри - в США. Другая линия, завершавшая классическую политическую экономию, связана с учением К. Маркса.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….......3

2. Краткий биографический очерк. Основные этапы биографии.......................4

3. Теория народонаселения……………………….…………………....................6

4. Теория стоимости, доходов и прибыли……………………………………...10

5. Классическое мальтузианство и неомальтузианство……………………….12

6. Теория реализации……………………………………………………………14

7. Заключение……………………………………………………………………16

8. Список использованной литературы………………………………………...17

Работа содержит 1 файл

МАЛЬТУС.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

     Почти идентичными по существу были и теории стоимости Т.Мальтуса и Д.Рикардо. В одном из очередных изданий "Начал политической экономии" Д. Рикардо, сравнивая свое определение стоимости с определением Т. Мальтуса, отметил, что издержки производства какой-либо вещи и ее стоимость тождественны (количественно совпадают), если в них включается прибыль. Вместе с тем роль труда в качестве единственного источника стоимости у Т. Мальтуса, по существу, затушевывалась.

     В этом направлении действовала и  мальтусовская трактовка прибыли, которую он рассматривал как самостоятельную часть цены, порождение всего авансированного капитала. Т. Мальтус исходил из того, что, авансируя капитал, предприниматель авансирует и прибыль как часть издержек производства. Прибыть у Т. Мальтуса выступает как независимая от труда, как самостоятельная составляющая цену товара надбавка к цене товара. Возникает она в обращении в качестве излишка в результате продажи товара выше его стоимости.

     Что касается доходов, то Мальтус считал необходимостью их равномерного распределения  во всех слоях общества. Он считал полезным деление общества на богатых и бедных, поскольку возможность улучшения своею состояния и боязнь оказаться в рядах бедняков являются двигателем улучшения благосостояния общества в целом.

                                          
 
 
 
 
 
 
 
 

               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 Классическое мальтузианство и неомальтузианство 

     Принято различать классическое мальтузианство и его позднейшие модификации, которые, в свою очередь, существуют в виде мальтузианства, продолжающего классическую линию, и неомальтузианства. Центральным политическим тезисом классического мальтузианства является утверждение о тщетности усилий по преумножению средств существования людей, поскольку это, по мнению Мальтуса, в конечном итоге только увеличивает число потребителей.

     В двадцатом веке ввиду обнаруженной несостоятельности арифметической прогрессии Мальтуса. У.Томпсон (США), Г.Ражо (Франция), Э.Ист (США), К.Вит-Кнудсен (Дания) и некоторые другие, стремясь отстоять основные идеи классического мальтузианства, пытались показать, что теория Мальтуса не сводится лишь к прогрессиям, что главным тезисом мальтузианства выступает именно природный характер демографического развития.

     Обновленным вариантом теории Мальтуса выступает  неомальтузианство. Неомальтузианство не ограничивается чистой теорией, в своих практических рекомендациях это течение выделяет в первую очередь биологическую сферу воспроизводства человеческого рода и отодвигает на задний план как незначимые мероприятия по преобразованию, повышению эффективности экономики, подъему уровня жизни населения. Таким образом, неомальтузианство игнорирует социальную сторону процесса воспроизводства людей. Ведущие современные демографы США оценивают воздействие именно на биологический механизм рождаемости, как «основной элемент» стратегических программ по отношению к народонаселению мира, на деле игнорируя необходимые общественные, экономические преобразования.

     В обыденном представлении идеи неомальтузианства трансформируются в отказ от детей в браке. Эта идейное течение зародилось в конце девятнадцатого века в форме, так называемых, неомальтузианских обществ, лиг, союзов и т.п. Если классическое мальтузианство полностью игнорирует и отрицает воздействие социальных факторов на народонаселение, то в неомальтузианстве это воздействие признается, однако приравнивается к воздействию биологических факторов. Так, например, американский демограф Дж. Шпенглер предпринял попытку примирить биологическое и социальное в мальтузианстве. В его теории Мальтус представляется в качестве поборника повышения занятости населения и даже как революционер. Причем, революционное зерно мальтузианской теории усматривается Шпенглером в тезисе о половом влечении, отрицательные последствия которого якобы мобилизуют людей на ликвидацию разрыва между темпами роста населения и увеличения объема продовольствия.

     В конце ХХ века активное распространение  концепций неомальтузианства различного толка, таких как теория «оптимума  населения» Г.Брауна, Дж.Боннера, утверждения  Г.Тейлора и П.Эрлиха о росте  народонаселения как единственной причине экологического кризис и т.п., связано с ускоренным ростом народонаселения Земного шара (преимущественно в развивающихся странах), обострением экологической проблемы, увеличением разрыва в уровнях развития между развитыми индустриальными странами и развивающимися странами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           Теория реализации 

     Важный  аспект, в котором Т.Мальтус пошел  дальше Д.Рикардо и других экономистов  той поры и который остался  в истории экономической мысли, — это его исследование проблем  реализации совокупного общественного продукта.  

     Т. Мальтус не понял разницы между  трудом, заключенным в товаре, и  содержащимся в нем оплаченным трудом. Эту разницу он и рассматривал как источник прибыли исходя, таким  образом, из поверхностного представления  об этой экономической категории. На вопрос о том, кто оплачивает данную часть издержек производства, призвана была ответить теория "третьих лиц" Мальтуса, ничего не производящих, а только потребляющих. [4, с.104] Этими непроизводительными потребителями, призванными спасать нацию от разорения и гибели, Мальтус считал роскошествующих землевладельцев, духовенство, всякие деклассированные элементы и тому подобные общественные группы, не занимающиеся никакой производственной деятельностью. [4, с.105] Он выводил такую необходимость из недостижимости доߙтаточного спроса и полной реализации производимого общественного продукта без посильного и столь же необходимого участия в этом наряду с производительными классами и непроизводительных классов. Т. Мальтус, в частности, в соответствии со своей социальной и классовой ориентацией стремился доказать, что не только чиновничество, военные, священнослужители, но и землевладельцы не противоречат интересам остального общества, а напротив, оказываются весьма полезны, способствуют его экономическому процветанию. Без непроизводительных потребителей, к которым он относил перечисленные выше слои общества, образующие совокупность "третьих лиц", реализация общественного продукта, по его мнению, оказывалась невозможна. Их участие содействует созданию и реализации производимого в обществе продукта. [5, с.66]

     Таким образом. Т. Мальтус утверждал, что  достигнуть достаточного уровня спроса и полной реализации производимой продукции  невозможно без участия в этом процессе не только производительного класса, но и непроизводительного, то есть "третьих лиц", создающих необходимый дополнительный спрос на всю массу произведенных в обществе товаров. Он отвергал мысль об общественном паразитизме непроизводительного класса.

     В отличие от Д. Рикардо Т. Мальтус не отрицал возможности экономических кризисов перепроизводства. Он отмечал возможность возникновения не только частных, но и общих кризисов. [5, с. 67]

     Пробел  теории реализации Т. Р. Мальтуса состоит  в том, что он не объяснил, откуда «третьи лица» возьмут финансовые средства для оплаты прибыли. Если, например, предположить, что такие средства поступят им в виде ренты, налогов, десятины и т.п., то это означает ничто иное, как вычет из доходов рабочих и капиталистов; величина суммарного спроса (или, как сказали бы современные макроэкономисты, величина совокупного спроса) не изменится. Однако заслуга Т. Р. Мальтуса состоит в самой постановке проблемы реализации, нашедшей развитие в трудах тех, кто явился творцами и продолжателями Кейнсианской революции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  Заключение 

     Экономические теории Мальтуса продолжают изучаться  не только как концепции, представляющие собой прошедшую эпоху, но и как концепции, чьи положения остались верными по сегодняшний день, несмотря на противоречия с другими теориями классиков экономики.

     Многообразие  экономических теорий, их взаимообогащение - закономерность устойчивого развития экономики. На современном этапе  экономика в нашей стране имеет  массу нерешенных задач, трудностей и противоречий в своем развитии. Одним из первых шагов в решении этих проблем является исследование экономических теорий, выявлением тенденций их развития, анализ различных экономических систем и разработка на их основе современных экономических технологий. А концепции Мальтуса содержат довольно поучительные положения, к тому же многие из которых получили подтверждение в ходе мировой истории.

     То, что Мальтус называл предупредительным  препятствием, приняло во многих развитых странах такие размеры, что социологов и экономистов занимает не опасность безграничного размножения, а опасность регулярно и повсюду уменьшающейся рождаемости. Задача заключается в том, чтобы отыскать причины этого явления. Все, впрочем, согласно признают, что причины эти социального характера. Надо отметить, что Мальтус не отрицал этой возможности для общества будущего. 
 
 
 
 
 
 
 

                            Список использованной  литературы 

  1. Научитель М.В. История экономических учений, Учебник, М., Интеграция, 2005. - 345 с.
  2. Ядгаров Я. С. История экономических учений, учебник для вузов, 3-е издание, М., ИНФРА-М, 2000. - 320 с.
  3. Родионова Т.Н. Учебное пособие по курсу истории экономических учений, СПб.,  2000. – 120 с.
  4. Агапова И.И. История экономических учений, М., 2000. – 226 с.

5.  Булатов А.С. Экономика, учебник, М., БЕК, 1997. – 202 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экономические учения Т. Мальтуса