Экономические взгляды социалистов- утопистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:53, контрольная работа

Описание работы

Еще во времена античности отдельные представители передовой общественно-политической мысли пытались заглянуть в общество будущего, основанного на принципах равенства. Однако первые социалистические учения появились в эпоху первоначального накопления капитала. Они теснейшим образом были связаны с движением угнетенных масс за свое социальное освобождение.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….3

1. Утопический Социализм ……………………………..…….……………..4

2. Утопический социализм в России ……………….………..………….6

3. Шарль Фурье ……………………………………………….…………………….8

4. Роберт Оуэн 10………………………………………………………………...12

5. Учение А. Cен-Симона………………………………………………………14
Заключение ………………………………………………………………………….15

Список литературы……………………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 33.70 Кб (Скачать)

     Содержание 

     Введение  ……………………………………………………………………………….3

     1. Утопический  Социализм ……………………………..…….……………..4

     2. Утопический социализм в России ……………….………..………….6

     3. Шарль  Фурье ……………………………………………….…………………….8

     4. Роберт  Оуэн 10………………………………………………………………...12

     5. Учение  А. Cен-Симона………………………………………………………14

     Заключение  ………………………………………………………………………….15

     Список  литературы……………………………………………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Введение 

     Еще во времена античности отдельные  представители передовой общественно-политической мысли пытались заглянуть в общество будущего, основанного на принципах  равенства. Однако первые социалистические учения появились в эпоху первоначального  накопления капитала. Они теснейшим  образом были связаны с движением  угнетенных масс за свое социальное освобождение.

     Утопический социализм выступает идеологической основой этих движений. Но не все  учения о будущем обществе относятся  к утопическому социализму, т.к. существуют определенные признаки, позволяющие  отнести то или иное учение к социалистической утопии. Среди этих признаков можно  выделить наличие идеи ликвидации эксплуатации, достижения не только политического, но и социального равенства, всеобщей обязанности трудовой деятельности, целенаправленного воспитания, общественной собственности и др.

     История утопического социализма делится на три больших этапа:

     - ранний  утопический социализм эпохи  первоначального накопления капитала (XVI - начало XVII века);

     - утопический  социализм эпохи буржуазных революций  и становления капитализма (XVII - XVIII века);

     - утопический  социализм эпохи утверждения  капитализма (конец XVIII начало XIX века).

     В своем  реферате я рассмотрю третий этап развития утопического социализма, а  именно взгляды социалистов-утопистов  в начале XIX века.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Утопический Социализм
 

     Трудно  сказать точно, когда и кем  впервые было употреблено слово "социализм". Принято считать, что это произошло в 1834 г., когда  увидела свет книга французского писателя Пьера Леру "Об индивидуализме и социализме". Тогда же воспользовался этим термином и один из "героев" данной темы Роберт Оуэн.

     Слово социализм не имело тогда строго определенного содержания. Оно обозначало весьма пеструю совокупность убеждения  и надежд на установление справедливого  общественного порядка, в котором  эгоизм и своекорыстие владельческих  классов будут преодолены на началах, исключающих неравенство в распределении  собственности и доходов, - порядка, в котором интересы общества и  личности чудесным образом совпадут.

     Эту совокупность социалистических теорий принято определять понятием "утопических". Слово утопия впервые было произнесено  автором одноименной книги Томасом  Мором в 16 в., он придумал это слово, в буквальном переводе с греческого оно означает - "место, которого нет". Словом "утопический" характеризуют  идеи и представления, осуществление  которых либо невозможно, либо крайне затруднено.

     В чем  причины появления этих идей и  их популярности? Историки объясняют  факт рождения социалистического идеала историческими условиями 19 века: в  экономике развитых государств Европы утверждался капитализм. Его первые шаги сопровождались разрушением традиционных основ жизни многих слоев населения (крестьянства, мелких торговцев, дворянства). Рождался рабочий класс, положение  которого в те годы было чрезвычайно  тяжелым. Погоня за прибылью исключала  саму мысль о необходимости социальной поддержки обездоленных слоев населения. Социалистический идеал возникал как  реакция на трудности и лишения  значительных масс европейского населения, из желания создать общество, в  котором гарантии благополучия были представлены всем.

     Первые  десятилетия XIX века характеризуются  дальнейшим развитием и распространением теорий утопического социализма, что  было обусловлено прежде всего дальнейшим развитием капитализма, промышленными  переворотами, обострением противоречии нового общественного строя, усилением  эксплуатации наемного труда и, как  следствие, социальным движением народных масс, направленным против эксплуатации. Отражением борьбы народных масс за свое социально-экономическое освобождение явились многочисленные социально-политические теории.

     Особое  место в системе социалистического  утопизма принадлежит теориям Сен-Симона (“Женевские письма” - 1802г.); Шарля Фурье (“Всемирная гармония” - 1803 г. и др.), Роберта Оуэна, ибо они явились  одним из теоретических источников марксизма. При анализе учения Сен-Симона, Фурье и Оуэна обращает внимание беспощадная критика ими капиталистических  отношений. При этом нельзя забывать, что капитализм в то время находился  в стадии подъема, а его многочисленные противоречия еще не проявились. Несмотря на это, взгляд на капиталистическое  общество как общество исторически  ограниченное, на смену которому придет социалистическое, показывает гениальность и широту мышления, представителей критического утопического социализма.

     Критический утопический социализм хотел  облегчить положение и освободить сразу все человечество посредством  открытия и пропаганды абсолютной истины.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Утопический социализм в России
 

     Россия  позднее западноевропейских стран  вступила на путь капиталистического развития. Лишь к середине XIX века в  России налицо признаки, характеризующие  кризис феодально-крепостнического строя. В силу этих причин закат западноевропейского  утопического социализма по времени  совпадает с его восходом в  России.

     Социальная  структура российского общества в основном была представлена крестьянством. Именно его интересы представляла передовая  русская социально-политическая мысль  того времени, в лице А.И. Герцена (1812-1870), В.Г. Белинского (1811-1848), Н.Г. Чернышевского (1828-1889), К.А. Добролюбова (1836-1861), учение которых ближе всего стояло к  научному коммунизму, являлось высшей ступенью в развитии утопического социализма. Утопический социализм русских  революционных демократов в целом  нашел свое выражение в так  называемом русском общинном социализме А.И. Герцена. В основе его учения находилось идеалистическое положение  о том, что крестьянская община с  ее традиционными формами владения землей и самоуправления является носителем  социалистических отношений в социально-экономической  жизни России, т.е. основы социалистического  строя заложены в Российской деревне. Взамен капитализма Герцен предлагает социализм, который опирается на крестьянскую общину и ремесленную  артель при демократической народной власти. При этом необходимым условием является уничтожение крепостнических  отношений и самодержавия. Таким  образом, в творчестве Герцена четко  прослеживаются две линии - теоретическая  и практическая, направленные на разработку революционной теории и ее реализацию в специфических условиях России. Социалистические идеи Герцена были развиты с позиций революционного демократизма в творчестве В.Г. Белинского. Основной социальной силой, способной  создать демократическую республику, Белинский считал революционное  крестьянство. Он выступает как открытый сторонник крестьянской революции. Историческая заслуга Белинского в  развитии передовой русской социальной мысли состоит в том, что идею народной революции он тесно связал с идеей социализма, что в корне  отличает его мировоззрение от критического утопического социализма Западной Европы.

     Особое  место в истории утопического социализма занимает учение Н.Г. Чернышевского. В основе его взглядов о социологии, так же как и у Герцена, - общинное землевладение. Исходя из этого, Чернышевский считает, что специфические особенности  России, а именно - традиционная крестьянская община, уменьшают тиски частнособственнических отношений и облегчают переход  к социализму.

     Итак, идеалы социализма в деятельности русских  социалистов-утопистов были неразрывно связаны с идеей крестьянской революции. То, что такая революция  приведет к развитию буржуазных отношений, оставалась вне понимания революционных  демократов, в том числе и Чернышевского, хотя он и предвидел, что процесс  становления социалистических общественных отношений довольно длительный.

     Объективная обстановка того времени еще не позволяла  социалистам-утопистам России сделать  подлинно научные выводы о возможностях победы социализма, путях, методах, формах его завоевания. Несмотря на это, идея создания социализма через революционное  творчество масс была вершиной в развитии социально-политической мысли домарксового периода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.Шарль Фурье 

     «...установить царство правды, справедливости и 

     действительных  добродетелей»

     Ш. Фурье

     Так формирует цель своих многолетних  научных поисков Другой великий  социалист-утопист XIX в. — Шарль Фурье (1772—1837). С большой надеждой он смотрит  в будущее, искренне верит в грядущее справедливое и счастливое общество. Общество, в котором каждый человек  будет полностью раскрепощен, получит  широкие возможности всестороннего  развития, всемерного удовлетворения своих потребностей.

     Пожалуй, ни один из утопистов ни до Фурье, ни после не рассуждал так много  о счастье, неразрывно связывая его  с богатством и наслаждением человека. Утописты гораздо чаще говорили об ограничении потребностей, о подчинении интересов отдельного человека благу  общества. В утопическом коммунизме. XVIII в. проповедовалось равенство  всех в бедности, всемерно осуждались роскошь и богатство как источник всех напастей. А что уж говорить о характерной для христианской этики проповеди аскетизма, смирения, обуздания страстей!

     При строе цивилизации, писал Фурье, наблюдается «противоречие - двух интересов  — коллективного и индивидуального», ибо каждый человек «находится в  состоянии войны с массой и  неблагожелателен к ней в силу личного интереса». Отсюда обман, несправедливость.

     Фурье заявляет, что ни о какой свободе  и правах человека при строе цивилизации  не приходится говорить, ибо пет  условий для нормального существования  бедняков, не. реализуется важнейшее  право — право на труд. «...Первое из естественных прав бедняка —  право на труд! Под этими словами  — естественные права — и разумело не бредни, известные под наименованием  свободы, равенства». А без этого  нет никакой справедливости, полагает Фурье. «...Разве можно видеть какую-либо справедливость в положении вещей, где развитие промышленности не гарантирует  бедняку даже возможность получить работу?». Хозяйство строя цивилизации  бьется в порочном кругу, и нищета масс, эта «злокачественная опухоль», является существенной, неотъемлемой частью социального механизма. «Прогресс  производства и просвещения служит, — писал Фурье,— здесь лишь увеличению общей неправильности отношений  и бедности классов, несущих бремя производства: наши плебеи, наши рабочие, гораздо более несчастливы, чем дикарь...».

     Надо  сказать, у Фурье было своеобразное представление о социально-классовой структуре общества. Чаще всего он делит людей на богатых и бедных, называя их порой так — тунеядцы и люди труда. Порой он говорит о «среднем» классе, использует также понятие «рабочие классы». Иногда классы называются кастами, и число их колеблется от 4 до 16. Но особенно оригинальна трактовка мыслителем так называемых паразитов общества, к которым он относит до двух третей населения. Это паразиты «домашние» (большинство женщин и детей, домашняя прислуга), «социальные» (военнослужащие, чиновники, большинство промышленников и торговцев, агенты транспорта), «второстепенные» (безработные, софисты и т. д.). Все они являются, по убеждению Фурье, паразитами в силу полного несовершенства строя цивилизации.

     Подвергнув  строй цивилизации беспощадной  критике, Фурье пришел к выводу, что тот изжил себя исторически. Следовательно, сам ход исторического развития свидетельствует, по мнению мыслителя, о неизбежности наступления эры всеобщего благоденствия. Новый строй гармонии принесет людям «всеобщее взаимное, доброжелательство, которое может развиваться только тогда, когда весь род человеческий будет богатым, свободным и справедливым». Общественный прогресс он рассматривает как исторический процесс, определяемый реальными интересами людей, т. е. материальными факторами, как движение к наиболее, полному, непрерывно расширяющемуся удовлетворению потребностей человека, к расту 'благосостояния людей при свободном труде и справедливом распределении благ. В центре рассуждений мыслителя — человек и его деятельность, направленная на обеспечение счастья, удовлетворение потребностей.

Информация о работе Экономические взгляды социалистов- утопистов