Экономический кризис в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Существенным моментом при анализе переходного периода в методологическом плане является выбор критериев и показателей результатов экономической реформы, причем они должны зависеть от цели реформирования. Если цель проводимых реформ - изменение производственных отношений, то о результатах мы можем судить по качественным и количественным переменам в области введения атрибутов рынка (доля частной собственности в произведенной продукции, темпы приватизации, степень свободы цен, обменного курса, либерализация внешней торговли, степень государственного регулирования экономики, доля госбюджета в перераспределении национального дохода).

Содержание

Введение..............................................................................................................................3
Глава I. Проблемы переходной экономики
1.1 Экономический кризис в Республике Казахстан...………………………...4
1.2 Пути решения проблемы…………………………………………………….5
Глава II. Реформирование экономики на этапе становления государственности
2.1 Макроэкономическое состояние страны………………………………...….8
2.2 Экономические реформы в 1993-1997 гг……………………………...…10
2.3 Экономические реформы 1998-2004 гг………………………………..…21
Заключение…………………………………………………………………………...…27
Список использованной литературы…………….……………………………….…28

Работа содержит 1 файл

Экономический кризис в РК..doc

— 186.50 Кб (Скачать)

Выбор либерально-монетаристской модели Казахстаном был обусловлен необходимостью преодоления кризиса экономики, который начал проявляться еще в СССР с середины 70-х годов и выражался в снижении темпов роста и эффективности производства, нарастании технического и технологического отставания от развитых стран. В этой связи в центр экономической политики не могли быть не поставлены задачи повышения эффективности общественного производства, в частности путем ускоренного внедрения рыночных методов ведения хозяйства, которые должны были способствовать осуществлению достаточно плавного перехода от централизованной экономики к рыночной системе ведения хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II . Реформирование экономики на этапе становления государственности

2.1 Макроэкономическое состояние страны

 

Экономические реформы  в Республике Казахстан в строгом  смысле слова начались в конце 80-х  годов XX столетия (1988 г.) в рамках либерального реформирования экономики СССР. Но они были прерваны в 1991 г. в связи  с развалом Советского Союза.

По моему мнению, либерализация  хозяйственной деятельности, разгосударствление предприятий путем передачи их в  аренду трудовым коллективам, децентрализация  системы управления и материально-технического обеспечения в рамках общесоюзных  программ уже на этом этапе подорвали межреспубликанские хозяйственные связи, нарушили договорно-правовые отношения между различными производственно-технологическими цепями кооперированных отраслей народного хозяйства СССР.

Общесоюзные реформы  привели к спаду производства, обострению дефицита продукции производственно-технического назначения и потребительских товаров, раскручиванию инфляции и развалу денежно-кредитной системы, что проецировалось на экономики всех союзных республик, в том числе и Казахстана.

В 1991 г. экономика Казахстана развивалась синхронно с экономикой СССР, где продолжался спад.

Начало экономических  преобразований в суверенной Республике Казахстан приходится на 1992 г. Они  проводятся поэтапно.

Первый этап реформ охватывает период 1992-1993 гг. - с момента объявления Казахстаном суверенитета и до введения собственной валюты. Экономика страны в эти годы полностью зависела от экономических и политических колебаний в Российской Федерации. Реформы характеризуются половинчатостью, полярностью решений и практических действий, бессистемной денежно-кредитной и бюджетной политикой.

Особенность экономического развития Казахстана в этот период состояла в переходе от структурного кризиса 1990-1991 гг. в системный социально-экономический  кризис, который некоторые авторы справедливо называют трансформационным . Он характеризуется невиданной глубиной и масштабностью охвата. [4, 432 с.].

Начатый в январе 1992 г. процесс либерализации цен, при  фиксированных ценах на энергоносители, которые периодически пересматривались, затянулся до конца 1994 г., что привело к перекосам в осуществлении реформ во всех сферах экономики, в особенности, во внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Либерализация внешней  торговли без свободно формирующихся  цен стимулировала вывоз за пределы республики важнейших видов сырья, зачастую в ущерб республиканскому потреблению, поскольку мировые цены в 2-3 раза превышали фиксированные внутренние. В результате все бывшие государства-партнеры стали возводить внутренние барьеры (квоты, лицензии, таможенные тарифы) на пути движения казахских "стратегических" товаров. Несмотря на это отток такой продукции за рубеж продолжал расти, а валютная выручка аккумулировалась на счетах зарубежных банков.

В Казахстане, ограничение  экспорта носило преимущественно нетарифный характер. Во внешнеторговой политике страны практически не существовало импортных пошлин. Использовались системы лицензирования и квотирования, что по моему мнению, в переходный период к рынку от централизованно-плановой системы, при отсутствии должного контроля над экспортно-импортными и платежными операциями, было необходимой и неизбежной мерой.

Внешнеторговые операции в этот период осуществлялись в условиях гиперинфляции и практически  недействующей системы расчетов по межреспубликанским поставкам. Широкое распространение получили бартерные операции, при этом они имели преимущественно характер неэквивалентного обмена.

Нерешительность с либерализацией цен на энергоносители, при свободных  ценах на другие виды продукции (услуг) и постоянно снижающемся курсе рубля, вызывала необходимость периодически (по 3-4 раза в год) повышать цены на электроэнергию, нефть, продукты ее переработки, чтобы обеспечить рентабельность производящих их предприятий. Это, в свою очередь, побуждало потребителей адекватно повышать цены на свою продукцию и услуги. В конечном итоге, возникал новый виток роста цен на энергоносители, что влекло за собой спиралевидную ценовую реакцию. Подобный процесс "выравнивания цен" стал непрерывным и обрек экономику Казахстана на невиданные темпы инфляции.

В январе 1993 г. была утверждена программа неотложных антикризисных  мер и углубления социально-экономических  реформ, основной задачей, которой было объявлено создание рыночной инфраструктуры и конкурентной среды во всех сферах общественного воспроизводства. [5, 39 с.].

Программа предусматривала, прежде всего, коррективы в отношении  концепции разгосударствления и  приватизации. Правительством Казахстана было признано, что скорейшая распродажа предприятий, включая газовые месторождения  и стратегические отрасли, явилась бы серьезной ошибкой, поэтому программу приватизации предлагалось осуществлять не стихийно, а под строгим контролем со стороны государства.

Экономическая политика Казахстана на данном этапе строилась на следующих принципах:

1)  создание социально-ориентированной смешанной экономики, основанной на синтезе конкурентной рыночной саморегуляции производства и макроэкономического регулирования основных параметров экономического развития со стороны государства;

2) поддержка национального предпринимательства во всех его формах с приоритетами частной форме собственности, в отраслях, непосредственно производящих материальные блага, в сфере услуг, строительстве, транспорте и розничной торговле;

3) реализация "стратегии  быстрого экономического развития", основанной на структурной перестройке производства, преодолении его однобокости при приоритете топливно-энергетического и металлургического комплексов, развитии системы коммуникаций, рынка продовольствия и товаров народного потребления, решения жилищной проблемы;

4) прагматизм в выборе  экономико-политических партнеров  в межгосударственных связях - в  первую очередь в отношениях  с государствами СНГ, Западом,  дальневосточными государствами  и тюрко-азиатским миром.

 

2.2 Экономические реформы в 1993-1997 годы

 

Следующий этап экономических преобразований в  Казахстане начался с введения в  ноябре 1993 г. национальной валюты - тенге  и привлечения широкомасштабной помощи международных финансовых организаций  в рамках программ системных преобразований и стабилизационных кредитов.

На этом этапе  началось формирование самостоятельной  макроэкономической политики, которая, к сожалению, осуществлялась непоследовательно  и не комплексно. Непоследовательность, в частности, выразилась в попытке  решить проблему неплатежей посредством предоставления предприятиям эмиссионных директивных кредитов для погашения задолженности в растянувшемся во времени процессе либерализации цен, что только усугубило инфляционные процессы.

В июле 1994 г. была принята очередная антикризисная программа, главной целью которой было обеспечение к концу 1995 г. макроэкономической стабилизации и системных институциональных преобразований. Страте-гическими целями этой программы являлись достижение макроэкономической стабилизации, создание условий для нормализации производства и торговли, оживления инвестиционной деятельности. [6, 80 с.].

Как известно, в  основе самостоятельной экономической  политики, проводимой Правительством Республики Казахстан, был заложен  стандартный пакет антикризисных мер, который рекомендовали Международный Валютный Фонд и другие международные финансовые организации:

- уменьшение  роли государства в непосредственном  управлении социально-экономическими  процессами в стране, отказ от  директивных методов в пользу  рыночных механизмов;

- либерализация  цен и заработной платы; 

- либерализация  внешнеэкономической деятельности;

- создание условий  развития негосударственного сектора  экономики, приватизация государственной  собственности; 

- рационализация  государственных расходов;

- сведение до  минимума дефицита государственного  бюджета; 

- осуществление  коренных институциональных преобразований  в стране;

- повышение эффективности  финансовой сферы; 

- проведение  жесткой антиинфляционной политики.

Эти направления  в определенной мере легли в основу антикризисных программ всех постсоциалистических стран, в том числе и Республики Казахстан.

При реализации этих программ, в первую очередь, необходимо отметить интенсивную работу по развитию и совершенствованию нормативно-правовой базы экономической реформы.

В соответствии с Программой и Планом действий Правительства  с 1995 года по настоящее время более  или менее последовательно проводится курс ограничительной денежно-кредитной  и бюджетной политики, либерализации  внешнеэкономической деятельности, реформи-рова-ния отношений собственности и формирования рыночной инфраструктуры.

В рассматриваемый  период времени был задействован механизм санации и процедуры  банкротства несостоятельных предприятий. Последовательно проводилась структурная перестройка и демонополизация экономики с целью создания конкурентной среды. В условиях ограниченных инвестиционных ресурсов велось строительство объектов жизнеобеспечения - электроэнергетики, транспорта (включая транспортировку нефти и газа) и связи, переработки сельскохозяйственной продукции, а также строительство приоритетных объектов со строительной готовностью не ниже 85%. . [7, 54 с.].

Нужно подчеркнуть, что реализация этой программы осуществлялась более последовательно и целенаправленно  и, в соответствии с ней, нормативно-правовая база, регулирующая отношения в области налогообложения, бюджетной и банковской сферах, внешнеэкономической деятельности и др., была существенно улучшена.

Бюджетная политика в целом адаптировалась к неблагоприятным экономическим условиям, связанным с резким сокращением доходной части, и была ориентирована на стратегию выживания, финансирования наиболее неотложных социально-экономических мероприятий. При этом, правда, бюджет в значительной степени утратил такие важные функции, как инвестиционную, инновационную, структурообразующую, социальную. Меры по сокращению бюджетных расходов на социальные нужды сопровождались усилением адресности социальной защиты малоимущих слоев населения.

Сдерживание роста  денежной массы Нацбанком осуществлялось через регулирование цены кредитных ресурсов. Если в 1993 г. ставка рефинанси-рования отставала от темпов инфляции, то с 1994 г. поддерживалась на позитивном уровне.

Качественно новый этап экономических преобразований в  Казахстане начался с введения в ноябре 1993 г. национальной валюты - тенге и привлечения широкомасштабной помощи международных финансовых организаций в рамках программ системных преобразований и стабилизационных кредитов.

Этот этап характеризуется  проведением собственной макроэкономической политики, созданием нормативно-правовой базы, регулировавшей отношения в области налогообложения, бюджетной и банковской сферах, ВЭД, в том числе привлечения иностранного капитала и таможенного дела, развития рынков и рыночной инфраструктуры. [8, 656 с.].

Приватизация  государственных предприятий началась в 1992 г. с продажи объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и других сфер услуг, т.е. объектов так  называемой малой приватизации. За первый год было приватизировано около 6200 предприятий, из которых 4200, или 68%, относились к малым предприятиям. За 1992-1995 г.г. приватизировано более 15 тыс. предприятий, из которых около 50% - объекты малой приватизации.

В 1994 году началась так называемая массовая приватизация. Для чего были созданы инвестиционные приватизационные фонды (ИПФ) и проводилось распределение приватизационных чеков среди населения. В основе этой формы приватизации лежали не экономические, а социально-политические мотивы, т.е. попытка реализации принципа социальной справедливости. В отличие от России, где ваучеры изначала имели нарицательную стоимость и их владельцы могли пустить их в обращение, приватизационные инвестиционные купоны в Казахстане могли быть размещены только в ИПФ. Разгосударствление и приватизация предприятий по этой схеме привело к тому, что они вместо инвестиций в обмен на пакеты акций получили ПИКи, а сами ИПФ не располагали средствами для инвестирования производства.

Естественно, что  такая схема приватизации не привела  к появлению реального собственника, тем более, что в целях "борьбы с монополизмом" ИПФ не имели права приобретать на купонных аукционах более 20% акций одного предприятия. Поэтому она не имела успеха и не была экономически целесообразна.

Информация о работе Экономический кризис в РК