Экономический кризис в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Существенным моментом при анализе переходного периода в методологическом плане является выбор критериев и показателей результатов экономической реформы, причем они должны зависеть от цели реформирования. Если цель проводимых реформ - изменение производственных отношений, то о результатах мы можем судить по качественным и количественным переменам в области введения атрибутов рынка (доля частной собственности в произведенной продукции, темпы приватизации, степень свободы цен, обменного курса, либерализация внешней торговли, степень государственного регулирования экономики, доля госбюджета в перераспределении национального дохода).

Содержание

Введение..............................................................................................................................3
Глава I. Проблемы переходной экономики
1.1 Экономический кризис в Республике Казахстан...………………………...4
1.2 Пути решения проблемы…………………………………………………….5
Глава II. Реформирование экономики на этапе становления государственности
2.1 Макроэкономическое состояние страны………………………………...….8
2.2 Экономические реформы в 1993-1997 гг……………………………...…10
2.3 Экономические реформы 1998-2004 гг………………………………..…21
Заключение…………………………………………………………………………...…27
Список использованной литературы…………….……………………………….…28

Работа содержит 1 файл

Экономический кризис в РК..doc

— 186.50 Кб (Скачать)

Вместе с тем, несмотря на серьезные недостатки в области приватизации, следует отметить, что определенные успехи все-таки были достигнуты. Главным из них явилось резкое уменьшение роли государства в прямом управлении экономикой, создание новых жизнеспособных и приспособленных к рыночной экономике хозяйствующих субъектов.

В соответствии с этой Программой в республике продолжается становление банковской системы  республики и других институтов рыночной экономики, более активно и целенаправленно  проводится реформирование предприятий. В республике широкую практику получила такая форма привлечения иностранного капитала, как передача отдельных предприятий в трастовое управление зарубежным управляющим фирмам с предоставлением им преимущественного права приватизировать эти предприятия, а также создание специальных экономических зон, позволяющие утверждать о необратимости происходящих в стране рыночных преобразований.

За этот период произошло серьезное реформирование внешнеэкономической деятельности в направлении поиска места республики в мировом хозяйстве и либерализации внешнеэкономических связей. Государственная политика в этой области развивается динамично и отличается активной направленностью на достижение благоприятного торгового режима с зарубежными странами через снятие имеющихся и недопущение новых ограничений в торговле с Казахстаном. Принят пакет документов, вносящих серьезные изменения в действующий порядок внешней торговли.

В результате реализации мероприятий  антикризисных программ была серьезно реформирована система управления государственными финансами страны, ее адаптация к рыночным условиям. В соответствии с ними была продолжена политика, направленная на дальнейшее совершенствование системы налогообложения, улучшение сбора налогов, рационализацию бюджетных расходов, разделение доходов и расходов республиканского и местных бюджетов, создание эффективного механизма управления государственным внутренним и внешним долгом.

В республике в настоящее  время действует новая бюджетная  классификация доходов и расходов бюджета Республики Казахстан, которая дает более четкую характеристику всем бюджетным операциям, устанавливает источники их происхождения, а также отражает взаимосвязь государственного сектора с другими секторами экономики республики.

Несмотря на неоднозначные  оценки и различное отношение к проводимой в Республике Казахстан реформе, реализация антикризисных программ создала организационно-правовые и экономические предпосылки для перехода к рыночной экономике. В этой связи следует отметить, что социально-экономические реформы в Казахстане в целом проходят противоречиво и с огромными сложностями, а потому с переменными успехами и провалами, с наличием ряда принципиальных позитивных сдвигов, произошедших в 1992-1997 г.г. в обществе и экономике и негативных социально-экономических последствий рыночной трансформации.

Однако, до середины 1994 г. правительство Казахстана проявляло  непоследовательность и уступчивость в реализации принятого курса  на ужесточение монетарной и бюджетной  политики. В первую очередь это  касается процесса либерализации цен, который растянулся на весь 1994 г.

В целях дальнейшей либерализации  и повышения эффективности ВЭД  Правительством Казахстана принимаются  следующие решения:

- к началу 1994 г. значительно сокращен  перечень товаров, подлежащих лицензированию;

- число экспортных квот снизилось  с 25 наименований, установленных  в 1993 г., до 7 в 1994 г. Квоты сохранились в основном на сырье;

- снижены ставки экспортных  и импортных пошлин, сокращен  перечень товаров облагаемых  этими налогами, отменена уплата экспортных налогов в валюте, что стимулировало экспорт и импорт товаров, улучшило их структуру;

- с 1 января 1994 г. процент валютной  выручки, подлежащей обязательной  продаже на аукционном валютном  рынке, был увеличен до 50% и введен порядок возвращения в республику всех экспортных поступлений, что сократило утечку капитала.

Однако, по моему мнению, принимаемые  правительством в 1992-1994 гг. решения, касающиеся ВЭД, зачастую были противоречивыми  и недостаточно эффективными. Как  следствие прямое участие государства во внешней торговле оставалось значительным в виде монополии государственных компаний на экспорт продукции; предоставление таможенных и налоговых льгот отдельным предприятиям ставило в неравные условия участников ВЭД; регулирование экспорта в виде лицензирования и квотирования не способствовало установлению реального обменного курса национальной валюты; неотрегулированность многих вопросов торговли со странами СНГ вела к сужению торговых связей, расширению бартерных операций (в 1994 г. 30% экспортных и 14,2% импортных поставок осуществлялись в порядке прямого товарообмена). [9, 27 с.].

В июле 1994 г. была принята очередная  антикризисная программа, главной  целью которой было обеспечение  к концу 1995 г. макроэкономической стабилизации и системных институциональных преобразований. Реализация данной программы осуществлялась более последовательно и целенаправленно, особенно в части проведения умеренно жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики.

Проведение Национальным Банком Казахстана (НБК) денежной политики на данном этапе, было сконцентрировано на управлении денежной массой в количестве, обеспечивающем снижение инфляции, а также обеспечении стабильного обменного курса для дальнейшего роста производства. Ставка рефинансирования стала устанавливаться исходя из фактических темпов инфляции, а ставки по государственным ценным бумагам определялись на аукционах, что обусловило их положительные значения в реальном выражении. Размещение кредитных ресурсов также проводилось через аукционы. Более гибко осуществлялось регулирование при установлении резервных требований к банкам второго уровня.

Начиная с середины 1995 г., инструментарий денежно-кредитной политики Казахстана пополнился еще одной традиционной для развитых стран мерой - операциями на открытом рынке, когда НБК начал формирование собственного портфеля ценных бумаг. Для этих целей стал проводиться выпуск специальных ценных бумаг - нот НБК, объемы выпуска которых устанавливались исходя из целевых ориентиров по денежным агрегатам. Также был задействован такой традиционный для рыночной экономики регулятор, как интервенции на валютном рынке с целью сглаживания колебаний обменного курса тенге.

В 1996 году была начата реализация новой Программы действий Правительства Республики Казахстан  по углублению реформ на 1996-1998 годы. В рассматриваемый период времени были разработаны и приняты такие важные документы как: среднесрочная программа дальнейшего реформирования банковского сектора на 1996-1998 годы; программы поэтапной передачи объектов социальной сферы хозяйствующих субъектов на местные бюджеты; развития рынка ценных бумаг; развития страхового рынка; повышения занятости населения; развития малого и среднего бизнеса, поддержки предпринимательства; приватизации и реструктуризации государственной собственности на 1996-1998 годы (III этап) и другие, которые были направлены на закрепление уже свершившихся институциональных преобразований и создание предпосылок для инвестиционной и деловой активности.

Ключевым компонентом  радикальной реформы было преобразование государственной собственности на основе ее приватизации, создание по меньшей мере критической массы частной собственности, что сделало бы процесс реформирования общества необратимым. Безусловно, преобразование собственности чрезвычайно сложный процесс, оно не могло пройти так быстро, как либерализация цен и перестройка бюджетной и денежно-кредитной системы.

Начиная с 1996 г. несколько  изменилась политика кредитования банков второго уровня, объемы которого сократились, а основным направлением данных операций стало поддержание ликвидности банковской системы. Прекратилась выдача льготных кредитов и рассмотрение прямых обращений предприятий за кредитами в НБК. Размещение кредитов осуществлялось через аукционы, межбанковский рынок, а также на ломбардной основе. [10, 112 с.].

Адаптируясь к крайне неблагоприятным  экономическим условиям, связанным  с резким сокращением доходной части  бюджета, из-за снижения производства во всех отраслях, уклонением хозяйствующих  субъектов от уплаты налогов, высоким  уровнем инфляции, нарастанием неплатежей, бюджетная политика вынуждена была ориентироваться на финансирование наиболее неотложных социально-экономических мероприятий и обеспечение деятельности важнейших функциональных систем экономики (энергетики, тепловых и коммунальных хозяйств). В результате за эти годы бюджет значительно утратил такие важные функции, как инвестиционную, инновационную, структурообразующую и социальную.

С 1994 г. покрытие части бюджетного дефицита осуществлялось за счет привлечения  неинфляционных источников - внешних займов и выпуска государственных ценных бумаг. Соответственно сокращалось использование кредитных ресурсов НБК для этих целей.

Наряду с сокращением кредитования бюджетного дефицита, сдерживание роста  денежной массы Национальным Банком осуществлялось и через регулирование цены кредитных ресурсов. Если в 1993 г. ставка рефинансирования отставала от темпов инфляции, то начиная с 1994 г. она поддерживалась на позитивном уровне. Так, за период с 1993 по 1997 гг. она снизилась с 300% до 18,5%.

Налоговая политика данного этапа  также характеризовалась определенными  изменениями. Налоги стали рассматриваться  не только как фискальный метод пополнения госбюджета, но и как инструмент стимулирования инвестиционно-производственной деятельности. Отчасти эти перемены были связаны с происходившей в это время приватизацией крупных предприятий по индивидуальным проектам, в рамках которых инвесторы получали значительные налоговые льготы.

В июле 1995 г. в республике был принят новый Таможенный кодекс, сформировавший систему таможенного регулирования. В январе этого же года был заключен Договор о Таможенном союзе с Российской Федерацией, Беларусью и Кыргызстаном (с последующим присоединением Таджикистана).

В начале 1996 г. в республике была принята "Программа действий Правительства по углублению реформ в 1996-1998 годах", главной целью которой было закрепление достигнутых в 1994-1995 гг. результатов в области макроэкономической стабилизации и структурно-институциональных преобразований, прекращение спада производства, а затем - обеспечение экономического роста и повышение уровня жизни населения.

В рассматриваемый период были разработаны и приняты такие  важные документы как: среднесрочная  программа дальнейшего реформирования банковского сектора на 1996-1998 годы; программы поэтапной передачи объектов социальной сферы хозяйствующих субъектов на местные бюджеты; развития рынка ценных бумаг и страхового рынка; повышения занятости населения; развития малого и среднего бизнеса, поддержки предпринимательства; приватизации и реструктуризации государственной собственности на 1996-1998 годы и другие, закреплявшие уже свершившиеся институциональные преобразования и формирующие предпосылки для повышения инвестиционной и деловой активности в стране.

В результате проведения достаточно жесткой антиинфляционной политики удалось добиться первых существенных результатов по финансовой стабилизации, довести индекс потребительских  цен с 3061% в 1992 г. до 111% в 1997 г. (таблица 3), относительно стабилизировать валютный курс тенге, уменьшить дефицит бюджета (в 1997 г. - 3,7% к ВВП), стабилизировать и несколько оживить производство в ряде экспортоориентированных отраслей промышленности.

Главным результатом второго этапа реформ стала принципиально новая экономическая ситуация, в результате которой процесс трансформации административно-командной экономики в рыночную принял необратимый характер. В числе основных системных преобразований можно выделить:

  • либерализацию экономики. Сокращение форм государственной регламентации хозяйственной жизни, либерализацию ВЭД, открытие страны для иностранного капитала, обеспечение относительно стабильного валютного режима. Государство для удовлетворения своих нужд начало взаимодействие с другими субъектами внутреннего и мирового рынков на равных условиях, развивая биржевую торговлю с использованием форвардных, фьючерсных и др. сделок. Началась практическая реализация принципов свободного ценообразования и формирования их структуры, отвечающей спросу и предложению, с сохранением механизма государственного регулирования по весьма ограниченному кругу продукции, работ и услуг;

- формирование основ  многоукладной экономики с преобладанием  частного сектора, изменившее  общую экономическую среду. Положено начало реальному созданию условий для развития рыночно ориентированных хозяйственных структур, становления и расширения основ многоукладной экономики, формирования эффективных и ответственных собственников. При всех издержках завершался процесс широкомасштабной приватизации. Как закономерное следствие предшествующих этапов разгосударствления и приватизации, реализации действовавшей на данном этапе программы приватизации и реструктуризации государственной собственности, реорганизации предприятий и демонополизации началось формирование развитого частного сектора в экономике, становление эффективного собственника, ориентированного на рыночные модели поведения, а также развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, расширение базы и необходимых условий для здоровой рыночной конкуренции (на конец 1996 г., с начала процесса приватизации в республике в 1991 г., число приватизированных предприятий и объектов составило 20,2 тысячи, в том числе в промышленности - 1,7; в сельском хозяйстве - 2,5; в строительстве - 0,8; на транспорте - 0,9; в торговле и на предприятиях питания - 7,1; в бытовом обслуживании населения, включая жилищно-коммунальное хозяйство - 2,8);

- развитие институтов  рыночной экономики и инфраструктуры. Была создана основа рыночной инфраструктуры, включающей сеть банков, инвестиционных и страховых компаний, бирж, аудиторских фирм и других объектов, призванных обслуживать хозяйствующие субъекты, помогать им в сбыте произведенной продукции, повышении надежности функционирования и уменьшении коммерческих рисков (на конец 1996 г. число действующих коммерческих банков в республике составляло 101, бирж - 16). Совершенствовалось законодательство, регулирующее отношения на рынках труда, капитала и товаров. Развитие торговли, финансово-кредитных и других институтов рыночной экономики обусловило соответствующие сдвиги в структуре производственного потенциала республики, где последовательно рос удельный вес стоимости услуг (доля услуг в структуре ВВП выросла в 1997 г. до 57,5% против 40,2% в 1993 г.);

Информация о работе Экономический кризис в РК