Экономический кризис 1998 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:04, реферат

Описание работы

Экономический кризис 1998 года в России был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России.
Основными причинами экономического кризиса были: огромный государственный долг России, кризис ликвидности, низкие мировые цены на сырьё, составлявшее основу экспорта России, строительство финансовой пирамиды ГКО (государственные краткосрочные облигации), закономерно рухнувшей на определенном этапе своего развития. Внешним проявлением экономического кризиса стал технический дефолт, объявленный Правительством РФ 17 августа 1998 года.

Работа содержит 1 файл

Экономический кризис 1998 года в России был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России.docx

— 36.69 Кб (Скачать)

Экономический кризис 1998 года в России был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России.

Основными причинами экономического кризиса были: огромный государственный долг России, кризис ликвидности, низкие мировые цены на сырьё, составлявшее основу экспорта России[1], строительство финансовой пирамиды ГКО (государственные краткосрочные облигации), закономерно рухнувшей на определенном этапе своего развития[2]. Внешним проявлением экономического кризиса стал технический дефолт, объявленный Правительством РФ 17 августа 1998 года[3].

Последствия технического дефолта  серьёзно повлияли на развитие экономики  и страны в целом. Курс рубля по отношению к доллару упал за полгода более чем в 3 раза — c 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар 1 января 1999 года. Обесценение рубля существенным образом повлияло на развитие экономики, как отрицательно, так и положительно[3]. Негативные результаты состояли в том, что было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству, а также к национальной валюте. Разорилось большое количество малых предприятий, лопнули многие банки. Банковская система оказалась в коллапсе минимум на полгода. Население потеряло значительную часть своих сбережений, упал уровень жизни.

Курс доллара США по отношению к рублю за вторую половину 1998 года База данных курса доллар/рубль Банка России. Архивировано из первоисточника 8 февраля 2012. Проверено 15 июня 2010.

Вместе с тем, шок, который испытала экономика в результате дефолта оказал положительное влияние на её развитие: возросла экономическая эффективность экспорта, то есть экспортноориентированные предприятия получили дополнительные преимущества в конкурентной борьбе на внешнем рынке; предприятия, производящие продукцию для внутреннего рынка, повысили свою конкурентоспособность за счёт того, что иностранная продукция резко возросла в цене; произошли многие структурные изменения в экономике[3].

[править] Особенности экономической политики 1995—1998 годов

Методы экономической  политики, применявшиеся в 1995—1998 годах, напоминали «дурную бесконечность»: вновь и вновь повторялись  похожие по смыслу меры, несмотря на то, что они каждый раз давали отрицательные результаты. Ставка постоянно  делалась на крайне ограниченный набор  денежно-кредитных и бюджетно-налоговых  мер. Характеристика основных из этих мер:[4]

  • Абсолютный приоритет мер по противодействию инфляции над мерами по стимулированию капиталообразующих инвестиций и производства.
  • В качестве основной и фактически единственной меры по борьбе с инфляцией использовалось сокращение предложения денег. Эта мера включала в себе в том числе задержку в выплатах пенсий, неоплату за продукцию по государственному заказу, неисполнение финансовых обязательств перед бюджетными организациями и т. п.
  • Применение завышенного курса российского рубля в качестве меры по сдерживанию инфляционных ожиданий.
  • Сохранение больших ставок налогов с целью сокращения дефицита госбюджета.
  • Финансирование дефицита госбюджета за счёт продажи на рынке долговых обязательств государства (ГКО, ОФЗ и других). Причём объём их размещения постоянно увеличивался (со 160 млрд рублей в 1995 году до 502 млрд рублей в 1997 году), а нужный объём спроса на них поддерживался большими ставками процентов (45 % за квартал) и значительным привлечением спекулятивных финансовых ресурсов из-за границы. Ориентация на иностранный капитал потребовала ликвидации многих ограничений на вывоз капитала за границу.
  • Абсолютный приоритет идеологических и бюджетно-налоговых мотивов при проведении приватизации над мотивом поиска эффективных собственников.

Эти меры не оправдали даже небольшой доли тех ожиданий, которые  на них возлагались. В условиях всеобщего  недоверия и неопределённости чисто  монетарные антиинфляционные меры были неэффективными. Хотя темпы инфляции уменьшились, это не привело к  возникновению рыночных импульсов, которые обеспечили бы активизацию  процессов модернизации экономики  и рост капиталовложений. Участники  экономических процессов по-прежнему не считали финансовую ситуацию в стране стабильной, полагали уровень рисков чрезмерно большим и воздерживались от значительных инвестиций в основной капитал. Причём государство, применяя сомнительные меры противодействия инфляции и превратившись в крупнейшего нарушителя финансовых обязательств, внесло значительный вклад в поддержку большого уровня недоверия в экономике. Кроме того, экономическая политика властей, применявшаяся в те годы, не смогла эффективно противодействовать той составляющей инфляции, которая возникала вследствие воздействия всплесков цен на мировом рынке, структурных и технологических перекосов в экономике и т. д. Вследствие этого, вложения в основной капитал в российской экономике продолжали снижаться опережающими темпами вплоть до 1999 года.[4]

Другие аспекты экономической  политики 1995—1998 годов также имели  негативные последствия для динамики производства в стране. Чрезмерное уменьшение предложения денег приводило  к росту неплатежей, бартера и  взаимозачётов, что, в частности, приводило  к сильному увеличению трансакционных издержек фирм. Завышенный обменный курс российского рубля значительно снижал ценовую конкурентоспособность российских производителей. Слишком большая налоговая нагрузка приводила к росту либо долговой нагрузки у законопослушных фирм, либо неформальной антиналоговой активности у нелояльных фирм. Финансирование бюджетного дефицита за счёт заимствований на финансовых рынках также имело ряд негативных последствий для экономики. Во-первых, высокая прибыльность операций с государственными ценными бумагами оттягивала финансовые ресурсы из реального сектора экономики в финансовый сектор. Во-вторых, ориентация расходов госбюджета на рефинансирование государственных ценных бумаг значительно сужала возможности государства по поддержанию социальной сферы и экономики страны. В-третьих, резкий рост государственного долга приводил к значительному увеличению рисков, связанных с колебаниями курсов ценных бумаг и курса российского рубля. В-четвёртых, либерализация международных операций с валютой ослабляла защиту экономики страны от внешнего давления на российский рубль и от утечки капиталов.[4]

Следствием проводившейся  в 1995—1998 годах экономической политики стали, в частности, экономический  спад и значительный отток капитала из страны.[4]

[править] Ухудшение финансовой ситуации

На фоне этих процессов  происходило ухудшение финансовой ситуации, в частности, постоянно  увеличивался внутренний и внешний  долг и сокращались возможности  по его финансированию. В конце 1997 года стали резко расти ставки по кредитам и государственным обязательствам, начал падать фондовый рынок. Если в III квартале 1997 года средняя доходность ГКО составляла 19 %, то ко II кварталу 1998 года она увеличилась до 49,2 %. Ставка по однодневным кредитам за тот же период увеличилась с 16,6 % до 44,4 %. Эти события оказали негативное влияние на настроения инвесторов, что увеличило отток капитала и усилило давление на курс рубля.[4]

Стремясь исправить ситуацию, российские власти постоянно повышали ставки по государственным обязательствам, а также попытались получить очередные  кредиты у международных финансовых организаций, в частности, МВФ и  Всемирного банка. Однако финансовые ресурсы, к которым могли прибегнуть власти, были заведомо недостаточны по сравнению  с масштабом возникших проблем. Реальный сектор экономики, также находившийся в удручающем состоянии, действенную помощь оказать не мог.[4]

К августу 1998 года власти утратили ресурсы для финансирования краткосрочного государственного долга и удержания курса рубля.[4]

[править] Причины кризиса с позиций международной экономики

В теории международной экономики  концепция невозможной троицы подразумевает недостижимость ситуации одновременного существования фиксированного курса валюты, свободного движения капитала и независимой денежной политики. В России курс рубля к доллару США находился в достаточно узком «валютном коридоре», который поддерживался интервенциями ЦБ. Свободное движение капитала позволяло иностранным компаниям вкладываться в рынок ГКО. Денежная политика была направлена на сдерживание инфляции. В такой ситуации, при наличии переоцененной валюты (курс рубля к доллару был сильно завышен, в апреле 1998 года реальный курс оценивали в 9-11 руб. за доллар), наблюдается сильная спекулятивная атака на валюту. В случае с Россией давление шло через рынок ГКО с его высокими ставками, не соответствующими инфляции. В итоге, снижающиеся валютные резервы заставили Правительство девальвировать валюту и произвести дефолт.[источник не указан 468 дней]

[править] Технический дефолт и обесценивание рубля

17 августа 1998 года Правительство  России и Центральный банк  объявили о техническом дефолте по основным видам государственных ценных бумаг[4] и о переходе к плавающему курсу рубля в рамках резко расширенного валютного коридора (его границы были расширены до 6 — 9,5 рублей за доллар США). Позже ЦБ фактически отказался от поддержки курса рубля.Если 15 августа 1998 года официальный курс рубля к доллару США составлял 6,3 рублей за доллар, то 1 сентября 1998 года — 9,33 рубля, 1 октября — 15,9 рубля.[4]

Одним из решений Правительства  РФ явилось решение о реструктуризации государственного долга по государственным облигациям (ГКО-ОФЗ), что фактически означало технический дефолт.

Программа реструктуризация задолженности по ГКО-ОФЗ предусматривала  следующие финансовые условия[5]:

  1. Физическим лицам и компаниям, обязанным по российскому законодательству держать активы в гособлигациях, погашение ГКО и ОФЗ производится согласно первоначальным условиям обращения облигаций, то есть в отношении физических лиц и некоторых юридических лиц никакого отказа государства от долговых обязательств не было;
  2. Иностранным и российским юридическим лицам*:
    • 70% долга конвертируется в четырех- и пятилетние облигации с ежегодным купоном, уменьшающимся на 5 процентных пунктов; купон первого года составляет 30% годовых.
    • 20% долга погашается бездоходными краткосрочными облигациями.
    • 10% долга погашается наличными средствами тремя траншами в течение 9 месяцев.
    • Долгосрочные облигации Минфина (70% долга) и краткосрочные облигации (20% долга) обращаются на вторичном рынке.
    • Кроме того, краткосрочные облигации могли быть использованы для погашения налоговых недоимок, образовавшихся до 1 июля 1998 года. Облигации также учитываются по номиналу в счет резервных требований для российских банков .

Российские юридические  и физические лица имели право  использовать полученные при реструктуризации ГКО-ОФЗ средства для покупки  иностранной валюты в рамках действующего валютного законодательства. Деньги, полученные в результате реструктуризации иностранными инвесторами, блокировались  на транзитных счетах до особого распоряжения Центрального банка. Для нерезидентов рассматривалась возможность проведения специальных валютных аукционов для покупки валюты с последующей ее репатриацией[6].

[править] Уникальность кризиса 1998 года в мировой истории

Дефолт 1998 года был неожиданным  для западных инвесторов, руководствовавшихся  принципом «Россия — большая, ей не дадут упасть».[7] Непосредственно перед кризисом, 13 июля, Международный валютный фонд выделил России неотложный кредит, тремя траншами (и первый из них пошёл в страну еще до объявления дефолта), на сумму в $22 млрд. Однако сборы в бюджет не покрывали даже процентных платежей по государственному долгу.

Особенностью кризиса  являлось то, что обычно государство  объявляет дефолт по внешним долгам, а не по долгу, номинированному в  национальной валюте. В данном случае был объявлен дефолт по ГКО, доходность по которым непосредственно перед кризисом достигала 140 % годовых. Обычной практикой в других странах являлись понижение доходности по государственным долгам и эмиссия денег, выплата долга обесцененной национальной валютой.

[править] Последствия

Иностранные инвесторы вступили в переговоры с российским правительством, однако выплаты по ГКО составили мизерную сумму, составляющую около 1 % от суммы долга. Основные потери понес банк CSFB, контролировавший до 40 % рынка.

Экономический кризис 1998 года был крахом макроэкономической политики российских властей, проводившейся  с 1992 года. Экономика России получила тяжёлый удар, в результате которого в несколько раз девальвировался российский рубль, произошёл значительный спад производства и уровня жизни населения, резкий скачок инфляции.[4]

Производственный спад был  краткосрочным и вскоре сменился масштабным экономическим ростом. Значительную роль в этом росте сыграли изменения  в макроэкономической политике российских властей, произошедшие после августа 1998 года.[4]

Резкое падение курса  рубля привело к значительному  снижению импорта и усилению позиций экспорта. Российские предприятия, несущие затраты в рублях, стали более конкурентоспособными как на мировом, так и на внутреннем рынке. Импортировать оставалось выгодным достаточно дешевые товары китайского производства[источник не указан 161 день].

По мнению генерального директора ООО «Институт энергетической политики»[8] В. С. Милова, несмотря на негативное воздействие на благосостояние населения, в итоге кризис сыграл благоприятную роль в экономическом развитии страны, по причине, в первую очередь, резкого усиления бюджетной дисциплины в последефолтные годы[

Причины кризиса

 

Существует распространенное мнение, что причиной кризиса 17 августа 1998

послужили рыночные реформы, проводившиеся в России. Это мнение мотивируется

следующим:

–именно либерализация цен  вкупе с открытием российской экономики обусловила

глубокий спад производства, вытеснение отечественных товаров  с внутреннего

рынка, а отсюда–сокращение  доходов и налоговой базы, бюджетный  кризис;

–из-за проведения монетаристской политики экономика испытывает нехватку

денег, процветают неплатежи, денежные суррогаты, бартер, вследствие чего не

платятся налоги и усугубляется бюджетный кризис. Нет доходов, приходится

брать взаймы. Не будь этого, не пришлось бы строить "пирамиду" ГКО, не было

бы и финансового кризиса. По сути главный "грех" монетаристской политики

многим видится в том, что правительство отказалось от эмиссии как способа

покрытия бюджетного дефицита и перешло к его финансированию через займы,

которые, как ожидалось, заставят нас быть более дисциплинированными и

ответственными. Займы нас  и погубили;

–"грабительская приватизация по Чубайсу" обманула ожидания населения.

Информация о работе Экономический кризис 1998 года