Экономический кризис 1998 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:04, реферат

Описание работы

Экономический кризис 1998 года в России был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России.
Основными причинами экономического кризиса были: огромный государственный долг России, кризис ликвидности, низкие мировые цены на сырьё, составлявшее основу экспорта России, строительство финансовой пирамиды ГКО (государственные краткосрочные облигации), закономерно рухнувшей на определенном этапе своего развития. Внешним проявлением экономического кризиса стал технический дефолт, объявленный Правительством РФ 17 августа 1998 года.

Работа содержит 1 файл

Экономический кризис 1998 года в России был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России.docx

— 36.69 Кб (Скачать)

Образовался слой сверхбогатых, олигархи стали влиять на власть в  своих

корыстных интересах. Самое главное–не появились эффективные собственники.

Богатство государства растаскивается по частным карманам, ресурсы утекают  за

рубеж, экономика уходит в  тень. И это опять приводит к  неуплате налогов,

бюджетному дефициту, "пирамиде" заимствований, то есть к тому, что  и вызвало

нынешний кризис.

Тем не менее, Е. Ясин, один из многих экономистов, изучавших кризис 1998

года, и принимавший участие в разработке антикризисной программы, отвергает

данные предположения, приводя  серьезные доводы против них.

    

Последствия кризиса

 

По мнению специалистов Института  экономических проблем переходного  периода,

главными факторами, не позволившими России в августе избежать девальвации

рубля, явились отсутствие поддержки антикризисной программы  правительства со

стороны Государственной  Думы и недостаточный объем помощи со стороны МВФ. К

середине месяца ситуация, возможно, могла бы быть выправлена за счет срочной

помощи в размере 10-15 млрд. долл. Однако в данной политической ситуации

получение таких средств  было нереальным. Единственным возможным  выходом стала

девальвация рубля.

Антикризисная программа  Кириенко не сыграла той роли, которую  могла бы

сыграть. В обстановке острейшего кризиса она не указывала мер, способных его

разрешить, и поэтому вряд ли даже по содержанию могла бы быть названа

антикризисной. Программа  оказалась неубедительной для тех, кто мог повлиять

на исход кризиса. Тем  не менее, меры, принятые правительством С. Кириенко,

при всех отягчающих последствиях избавили страну от иллюзий, поставили  ее на

почву реальности, оказавшейся  намного менее благоприятной, чем  казалось.

    

Краткосрочные последствия

 

Воздействие этих мер на экономику, серьезно усиленное отставкой правительства

С. Кириенко 23 августа, было крайне тяжелым. Решение о расширении валютного

«коридора», или либерализации  валютного курса, практически приведшее  к

крупнейшей девальвации  рубля (к середине ноября падение  покупательной

способности в 2,7 раз вместо 15%, на которые рассчитывали), а также  к

затянувшейся почти на месяц неопределенности на валютном рынке, имело самые

существенные краткосрочные  последствия:

§        расстройство системы платежей и расчетов;

§        остановка  потоков импорта; скачок цен на 45% за первые полтора месяца;

§        ажиотаж  на потребительском рынке, опустошивший полки магазинов.

Тем не менее, это решение  было неизбежным, хотя намного запоздавшим:

следовало бы либерализовать курс не позднее 1 января 1998г., когда кончалось

действие старого валютного  «коридора», перейти на «плавающий»  курс. Принятое

решение (6,2 руб. за доллар ±15% на 3 года) было близко к этому, но на самом

деле курс держали в гораздо более узком диапазоне, мотивируя это стремлением

поддержать банковскую систему (ей девальвация грозила ростом валютных

обязательств в рублях). Попытки удержать стабильный курс рубля  стоили стране

около 9 млрд долл. из валютных резервов, а также увеличения масштабов и

эффекта девальвации.

Вероятно, если бы эти решения  были приняты раньше, последствия  были бы не

столь ощутимы или, по крайней мере, не совместились бы с дефолтом. Дефолт,

или одностороннее решение  о реструктуризации внутреннего  долга (по ГКО-ОФЗ),

особенно серьезен по своим среднесрочным последствиям. Последние недели перед

кризисом Минфин РФ утратил  возможность рефинансировать долги  за счет новых

заимствований. Примерно два  месяца все денежные доходы бюджета  уходили на

незапланированное погашение  ГКО–от 3 до 6 млрд. руб. каждую неделю. При этом

почти остановилось финансирование бюджетной сферы, армии и т.д. Камчатка в

течение ряда лет испытывала топливный кризис, потому что в  тот период не было

денег на завоз топлива. Дефолт стал фактом, альтернативой ему была

монетизация долга, то есть печатание  денег, притом в крупных масштабах.

Все ожидавшиеся позитивные моменты дефолта, например, возобновление  бюджетных

ассигнований хотя бы на зарплату бюджетникам, военнослужащим или сокращение

выплат по обслуживанию долга  в 1999г., были сведены на нет. Возобновить в

полном объеме плановые ассигнования оказалось невозможным, так как кризис

вызвал резкое падение  сбора налогов, практически эквивалентное  месячным

расходам на эти цели (около 6 млрд. руб.). Сокращение предстоящих  выплат по

ГКО-ОФЗ оказалось в  значительной мере «съеденным» в  переговорах, которые

затем все равно пришлось вести с инвесторами по реструктуризации долга.

Мораторий на выплату долгов нерезидентам в течение 90 дней также  ныне

осуждается. Но это решение  было одним из наименее негативных. Это было время

для того, чтобы попытаться спасти ситуацию, найти деньги, договориться с

кредиторами. Другое дело, что  возможности эти были использованы лишь в

незначительной мере.

Так или иначе, но в течение  примерно 1,5-2 месяцев краткосрочные  последствия

кризиса были отчасти преодолены. Цены в октябре и ноябре повысились

соответственно на 4,5 и 5,7%, курс стабилизировался на уровне 15-17 руб. за

доллар. Восстановилась торговля, хотя объем импорта существенно  упал и

обеднел ассортимент. Сказалось  влияние рыночных сил, а также  достаточно

эффективных действий Центробанка  по восстановлению платежей и стабилизации

валютного рынка. Деятельность нового правительства РФ тоже можно  было бы

оценить удовлетворительно: оно не делало почти ничего такого, что могло сразу

дать отрицательный эффект.

    

Последствия в среднесрочной перспективе

 

С чисто экономической  точки зрения решения 17 августа имели  большей частью

краткосрочные последствия, хотя, конечно, скачок цен и потеря денег в

проблемных банках будут еще долго ощущаться и населением, и предприятиями.

Тем не менее, среднесрочные  проблемы обусловлены отнюдь не столько

обострившимся кризисом, сколько  более глубокими и длительными  причинами.

Рассмотрим три основные–инфляцию, кризис банковской системы, дефолт по

внешнему долгу.

    

 


Информация о работе Экономический кризис 1998 года