Экономический потенциал и конкурентоспособность российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 00:01, контрольная работа

Описание работы

Номинальный потенциал - это общая оценка всех имеющихся ресурсов независимо от использования или возможностей его использования в данное время в общественном воспроизводстве. В отличие от этого реальный потенциал - это потенциал, вовлеченный в экономический оборот.

Работа содержит 1 файл

защита.docx

— 35.16 Кб (Скачать)

1. Как в экономической  литературе различаются  понятия: "экономический  'номинальный' потенциал"  и "экономический  'реальный' потенциал"?

Номинальный потенциал - это общая оценка всех имеющихся ресурсов независимо от использования или возможностей его использования в данное время в общественном воспроизводстве. В отличие от этого реальный потенциал - это потенциал, вовлеченный в экономический оборот.

Границы между  данными формами потенциала изменяются в зависимости от изменения технологий, экономической политики и других потребностей национальной экономики. примером могут служить изменения  в структуре топливно-энергетического  потенциала, когда в зависимости  от спроса на уголь происходит то сокращение, то увеличение размеров данной отрасли. Еще один пример - изменение кадрового  потенциала в зависимости от изменения  пенсионного возраста населения.

2. Что из себя  представляет потенциальный  валовой внутренний  продукт? Можно  ли отождествлять  понятия: "потенциальный  ВВП" и "экономический  потенциал"?

Потенциальный ВВП (или экономический потенциал) - объём производства при полной занятости ресурсов1.

Экономический потенциал - это экономические возможности национальной экономики и общественного воспроизводства.

Наиболее часто  содержание экономического потенциала отождествляется с количественной и качественной характеристиками ресурсов национальной экономики. В этом случае экономический потенциал выступает  как совокупность ресурсов, воплощенных в материальной и нематериальной формах и обеспечивающих расширение национального воспроизводства.

Отождествление  экономического потенциала с имеющимися ресурсами отражает его важную сторону, однако это лишь исходная характеристика экономического потенциала.

Экономический потенциал - это не просто имеющиеся ресурсы, а способность, возможность общества при наличии данных ресурсов произвести максимально возможный объем продукции при росте эффективности экономики.

Методологически в данном случае имеется единство подхода к определению потенциального ВВП и экономического потенциала национальной экономики. потенциальный ВВП - максимально возможный выпуск продукции, который может поддерживаться при данной технологии и численности населения без опасности ускорения инфляции. Другими словами, потенциальный ВВП - это объем выпуска, соответствующий естественному уровню занятости.

Экономический потенциал при условии полного  использования его структурных  элементов должен также обеспечить в долгосрочной перспективе максимальный рост ВВП. ... Экономический потенциал - это не застывший набор ресурсов, а система ресурсов, динамично  развивающаяся как по составу, так  и по технологическому уровню.

3. На Ваш взгляд, реальный потенциал  России способен  стать основой  для развития экономики  по пути "инновационного  сценария", почему?

В феврале 2011г. Минэкономразвития  РФ было разработано 2 сценария развития России: инерционный и инновационный. Различие между сценариями не только в бюджетной политике, но в инновационном сценарии предполагается, что будут реализовываться более решительные меры по улучшению инвестиционного климата. Это и другая работа институтов, другой инвестиционный климат, другая поддержка частных инноваций.

По словам министра, Эльвиры Набиуллиной, «там также есть и разница в заложенных нами сценариях бюджетной политики». «Мы исходим из следующего: если реализуется инновационный сценарий, то должен быть определенный рост затрат, прежде всего на образование, на науку, то есть те сферы, которые важны с точки зрения развития инновационной экономики. Эти затраты не могут быть осуществлены за счет частных инвестиций. Там может быть какая-то доля частных инвестиций, но всегда в образовании, в науке, здравоохранении большая доля государства», - пояснила она необходимость роста госрасходов.

Поэтому, по ее словам, если не меняется налоговая система, «а мы против повышения налогов в  общем на экономику», если сохраняются  все принятые решения в области  социальных обязательств, «то дополнительное финансирование может повлечь дефицит  бюджета». «При этом сами же мы считаем, что дефицит бюджета - это не оптимальный  вариант. Конечно, надо стремиться к  нулевому дефициту бюджета», - добавила министр.

По ее словам, неправильно вести дискуссию  между сценариями только в рамках дефицита бюджета, «развилки более  серьезные и более серьезный  выбор стоит за этими сценариями, нежели только уровень дефицита бюджета, это скорее даже результирующий вопрос».

Набиуллина сообщила, что дефицит бюджета приведет к росту госдолга. «По нашим  расчетам, в определенные годы доля госдолга может доходить до 27% ВВП. Этот долг, на наш взгляд, безопасен с  точки зрения того, что он не создает  давления на частные инвестиции, то есть не вымывает все средства. Конечно, чем меньше долг, тем лучше, хотя госдолг должен быть - должен быть рынок  долга для того, чтобы экономика  нормально развивалась», - сказала  министр.

Набиуллина сообщила, что Минэкономразвития разработало  два сценария развития экономики  до 2030 года - инновационный и сырьевой. Один из прогнозов, по ее словам, учитывает  выполнение задачи по снижению дефицита бюджета до нуля к 2015 году. «Но, на наш  взгляд, сейчас при тех прогнозах  цен на нефть это требует серьезного сокращения некоторых расходов», - сказала  она.

Поэтому, по ее словам, предложен вариант, «как при умеренном  дефиците бюджета - не более 2% ВВП - (после 2015 года – ред.) могут быть выстроены  приоритеты». Министр согласилась, что вариант сохранения дефицита бюджета не оптимальный. «Но пока других вариантов в инновационном  сценарии мы не нашли», - сказала Набиуллина.

В России реализуются 193 стратегии и концепции, еще 120 стратегических документов готовятся или согласуются. Однако качество госуправления на низком уровне, поставил диагноз министр финансов Кудрин. Например, до сих пор не приняты необходимые решения в пенсионной сфере, сказал министр: «На мой взгляд, эти изменения назрели, в частности увеличение пенсионного возраста, но коллеги и партия власти спорят со мной. Я им говорю — что нет резервов [для существования пенсионной системы в нынешнем виде], а они мне говорят, есть и принимают решение о повышении страховых взносов, т. е. ресурсов действительно нет».

На строительство  новых дорог, без которых российская экономика не станет конкурентоспособной, из бюджета тратится всего 300 млрд. руб., а дыра в пенсионной системе — 1 трлн. руб., привел пример неэффективного стратегического решения правительства Кудрин.

Однако главная  критика министра была посвящена  подготовленному Минэкономразвития  прогнозу социально-экономического развития страны до 2030 г. По инновационному сценарию дефицит бюджета должен оставаться на уровне 2% ВВП в течение еще 10-15 лет, тем самым стимулируя модернизацию российской экономики. «Я считаю, что такой прогноз не имеет права на жизнь, и он будет пересмотрен. Это еще большее увеличение зависимости российской экономики от нефти», — заявил Кудрин. Ссылки на бюджет развитых стран он назвал несостоятельными: они могут себе позволить увеличивать долг до 60% ВВП, а для России из-за сырьевой зависимости максимальная планка — 30%. «Наращивая долги, нужно помнить, что рано или поздно их придется отдавать», — сказал Кудрин.

Инновационный сценарий развития страны не может  базироваться на цене на нефть, согласился с Кудриным ректор АНХ Владимир Мау. В повышении пенсионного возраста, по его словам, большого смысла нет: «Эта мера даст результат, если повысить пенсионный возраст до 90-95 лет, что нереально».

В Красноярске Кудрин рассказал  о новом механизме стимулирования регионов улучшать инвестиционный климат на своих территориях. По его словам, будет создан специальный фонд объемом 10 млрд. руб., которые будут распределяться между 20 самыми успешными с этой точки зрения регионами. Работа регионов будет рассчитываться по трем критериям — средние темпы роста инвестиций в расчете на 1 человека, промышленного производства и собираемости налогов. Сумма небольшая, но с чего-то начинать надо.

Источники:

1. Курс экономической  теории: Общие основы экономической  теории. Микроэкономика. Макроэкономика; Учебник под ред. А.В.Сидоровича; Изд.: М.: «Дело и сервис», 2007 г.

2. Инновационный путь развития для новой России/ под ред. В.П. Горегляда.- М.: Наука, 2005 г.

3. http://www.vedomosti.ru/politics

4. http://www.gks.ru/

Информация о работе Экономический потенциал и конкурентоспособность российской экономики