Экономический потенциал

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:48, реферат

Описание работы

.Экономический потенциал — совокупная способность экономики, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления. Э.П. государства определяется его природными ресурсами, средствами производства, трудовым и научно-техническим потенциалом, накопленным национальным богатством.

Работа содержит 1 файл

эк потенц.docx

— 27.42 Кб (Скачать)

     1.Экономический потенциал — совокупная способность экономики, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления. Э.П. государства определяется его природными ресурсами, средствами производства, трудовым и научно-техническим потенциалом, накопленным национальным богатством.

     В период перехода от стратегии выживания  к стратегии развития изучение экономического потенциала необходимо. Под экономическим  потенциалом понимается совокупность имеющихся видов ресурсов, сопряженных  между собой, использование которых  позволяет достичь экономический эффект. Он является основой хозяйственной деятельности предприятий и организаций. На успешное ведение хозяйственной деятельности торговой организации влияет степень использования экономического потенциала.

     Основой экономического потенциала является ресурсный  потенциал хозяйствующего субъекта и отражает потенциальные возможности  предприятия. В то же время экономический  потенциал предполагает и реализацию потенциальных возможностей, выраженную в достижении экономического эффекта.

     Экономический потенциал хозяйствующего субъекта есть интегральная оценка потенциальных  возможностей, заключенных в ресурсном  потенциале, и реализации их для  достижения экономического эффекта.

     В рыночных условиях залогом выживаемости и основной стабильности положения  хозяйствующего субъекта является финансовая устойчивость. Достижение финансовой устойчивости возможно на основе повышения  эффективности хозяйственной деятельности. Повышение эффективности достигается  на основе эффективного использования  всех видов ресурсов и снижения затрат.

     Важная  роль в реализации этой задачи на уровне хозяйствующего субъекта отводится  системе управления экономическим  потенциалом. Поэтому тема оценки экономического потенциала, то есть эффективности  использования всех видов ресурсов организации актуальной на данной стадии развития отечественной экономики.

     Ресурсы организации включают в себя: трудовые ресурсы или персонал организации; производственные ресурсы; материальные ресурсы.

     Один  из качественных показателей производственных ресурсов - производительность труда  – является показателем экономической  эффективности. Анализ трудовых ресурсов позволяет вскрыть резервы повышения  эффективности производства за счет производительности труда, более рационального  использования численности рабочих, их рабочего времени.

     Особое  место в системе управления занимают вопросы, связанные с состоянием основных фондов. Это объясняется  тем, что они в своей совокупности образуют производственно-техническую  базу и определяют производственную цель хозяйства. В современных условиях хозяйствования предприятия должны уделять особое внимание основным средствам, так как в результате снижения объемов промышленного производства, падения платежеспособного спроса населения и других причин, резко  снизилась эффективность использования  основных средств предприятий.

     Улучшение использования материальных ресурсов – одна из важнейших задач управления промышленных предприятий. Чем лучше  используется сырье, топливо, вспомогательные  материалы, тем меньше их расходуется  для выработки определенного  количества продуктов, тем самым  создается возможность увеличить  объем производства продукции.

     Следовательно, экономический потенциал организации  характерен не только наличием ресурсов, но и эффективностью их использования, поскольку некоторые организации, имеющие одинаковые потенциальные  возможности, отличаются эффективностью их использования, а вследствие - экономический потенциал выше у той организации, которая более эффективно использует свои возможности.

     Правильный  анализ и оценка экономического потенциала является залогом эффективности  деятельности организации и предприятий. В современных условиях, когда  экономический потенциал сложно оценить и сбалансировать все  факторы, задачей управления предприятием является соединить воедино материальные, экономические, производственные и  трудовые ресурсы для достижения стратегических целей организации.

     Эффективность деятельности предприятия во многом обусловлена правильным формированием  состава и структуры экономического потенциала.

     Для установления взаимосвязи элементов, формирующих экономический потенциал  предприятия, была определена его функциональная структура, которая учитывает все  функции организации и представлена совокупностью потенциалов, каждый из которых отражает возможность  использования соответствующих  ресурсов и реализацию соответствующих  функций 
 

     Функциональными составляющими экономического потенциала организации являются: производственный потенциал, включающий материально-вещественные средства и возможности их использования  при производстве продукции; финансовый потенциал, включающий собственные  и заемные финансовые средства и  возможности их использования в  хозяйственной деятельности; рыночный потенциал, включающий возможности  промышленной организации за счет имеющихся  маркетинговых наработок осуществлять сбыт и продвижение продукции; научно-технический  потенциал, включающий возможности  организации развивать и внедрять результаты научно-технического прогресса; экологический потенциал, включающий возможности предприятия осуществлять хозяйственную деятельность, сохраняя экосистему, и трудовой потенциал, формирующийся  как совокупность трудовых потенциалов  всех функциональных видов деятельности.

     В каждой компоненте экономического потенциала предприятия присутствует нематериальная часть. На нематериальную сферу экономического потенциала обычно обращают недостаточно внимания и относят ее к качественной характеристике трудового потенциала либо включают в инновационный потенциал. С нашей точки зрения, это не совсем правомерно, так как нематериальная сфера экономического потенциала включает технологии, приемы и методы управления, хозяйственный механизм, традиции, корпоративную культуру и многое другое, что невозможно рассмотреть в качестве характеристики качества трудовых ресурсов предприятия или нематериальной части научно-технического потенциала, хотя определенная взаимозависимость и с тем и с другим, конечно, имеется.

     Поскольку обе сферы экономического потенциала предприятия - материальная и нематериальная - в процессе деятельности непрерывно изменяются, очень важно достижение пропорциональности между элементами используемого потенциала как внутри каждой сферы, так и между сферами. В конечном итоге именно нематериальная сфера экономического потенциала предприятия определяет ту часть ресурсного потенциала, которая должна быть вовлечена в производственный процесс, характер комбинации отдельных видов ресурсов и их сбалансированность, а значит, и уровень эффективности использования всего потенциала.

     Большое влияние на результаты деятельности организации имеет структура  основных производственных фондов. При  стремлении к достижению оптимального соотношения между активной и  пассивной частью основных фондов могут  обостриться социальные проблемы в  организации. Стремление обеспечить высокую  долю активной части производственных фондов может вызвать нарушение  производственных и санитарно-гигиенических  условий труда. Порою увеличение активной части основных фондов приводит к тому, что необоснованно возрастает парк оборудования за счет старого  оборудования. В связи с этим при  анализе структуры основных фондов необходимо учитывать возрастной состав их активной части.

     Оборотные производственные фонды вступают в  производство в своей натуральной  форме, и в процессе изготовления продукции целиком потребляются. Поэтому при оценке соответствующих  компонентов экономического потенциала организации оборотные средства целесообразно учитывать через  стоимость конечной продукции или  косвенным путем в показателях  эффективности производственного  процесса.

     Финансовый  потенциал организации включает финансовые ресурсы и инвестиционные возможности. Финансовые ресурсы представляют денежные доходы и поступления, находящиеся  в распоряжении организации и, предназначенные  для выполнения финансовых обязательств перед государством, кредитной системой, поставщиками, страховыми органами, другими  предприятиями и физическими  лицами, работниками предприятия  и осуществления затрат на развитие хозяйственной деятельности. Финансовые ресурсы направляются также на содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, накопление, в специальные резервные фонды и др.

     Инновационный потенциал организации включает инновационные ресурсы и условия  обеспечения инноваций.

     Современные теории экономического роста рассматривают  научные исследования и разработки как эндогенный процесс, неотъемлемый от реальной экономики и чутко  реагирующий на требования и стимулы  рынков товаров и услуг. Научные  знания, воплощенные в инновации, ускорили технологическое развитие в последние годы, которое стало, наряду с трудом и капиталом, основным фактором и движущей силой экономического роста.

     Инновационные ресурсы организации, с нашей  точки зрения, включают интеллектуальный капитал, имеющийся на предприятии, новые научно-технические, технологические, управленческие разработки, задел в  этой области, а также финансовые ресурсы. Достаточно общее определение  интеллектуального капитала обычно подразумевает сумму знаний всех работников предприятия. Получение  разного рода продуктовых, технологических  и организационных преимуществ  над конкурентами является основной функцией интеллектуального капитала.

     Главным носителем интеллектуального капитала организации является только специально подобранный и подготовленный его  персонал. Сложно найти надежные способы  измерения коллективных знаний сотрудников  компании, их опыта и интуиции, усвоенной  ими информации. 

     2. До последнего времени в нашей стране о менеджменте знали очень немногие, а уж применяли эту интереснейшую науку на практике при управлении конкретными предприятиями разве что одиночки-фанатики. Между тем успех любого предприятия, достижение им прибылей или убытков, его рост и процветание или упадок и загнивание практически полностью зависит от того, насколько грамотен, профессионален и эффективен руководитель, стоящий во главе этого предприятия, т.е. менеджер. С началом перестройки экономики, когда предприятия стали превращаться из государственных, принадлежащих всему народу, а значит никому, в капиталистические, с разнообразными формами собственности, а именно, имеющие собственных хозяев, интерес к искусству управления резко повысился, а отношение к нему изменилось. Теперь руководитель должен сам проявлять активность и нести полную ответственность за свои управленческие решения, а не ожидать, сложа руки, пока сверху спустят планы и директивы. Вот к такому-то повороту событий и оказались неготовыми многие руководители.

     Предприятия общественного питания классифицируются по выполняемым функциям, типам, местонахождения  предприятия, характеру обслуживаемого контингента, ассортименту выпускаемой  продукции, наценочной категории и т.д. В структуре предприятий общественного питания видное место занимают рестораны. Они играют заметную роль в организации отдыха населения. Сюда приходят, чтобы отметить юбилей, важное событие в жизни того или иного коллектива, провести свадебное торжество, деловую или официальную встречу, просто отдохнуть в кругу близких людей. Радушно встретить, быстро и вкусно покормить людей, создать им все условия для полноценного отдыха - такова задача работников ресторанов.

     Серьезная роль отводится ресторанам, расположенным  в гостиницах, аэропортах, железнодорожных  вокзалах, на теплоходах, в организации  питания туристов, в том числе  иностранных. Широкое распространение  получает автотуризм - путешествие  на автобусах или машинах с  остановками в кемпингах, во время  которых туристы питаются в ресторанах, кафе, барах. От правильной и четкой организации работы обслуживающего персонала этих предприятий общественного  питания зависит настроение и  самочувствие всех, кто пользуется их услугами.

     Ресторан  - общедоступное предприятие общественного питания, предоставляющий потребителям широкий ассортимент блюд сложного приготовления, в основном по индивидуальным заказам. В ресторане высокий уровень обслуживания сочетается с организацией отдыха посетителей. Рестораны организуют обслуживание съездов, конференций, официальных вечеров, приемов, семейных торжеств, банкетов, проведение тематических вечеров.

     В зависимости от уровня обслуживания и степени оснащенности, а также  по размерам наценок предприятия  этого типа подразделяются на рестораны  высшей и первой категории.

     К предприятиям общественного питания  высшей категории относят рестораны, кафе, бары отличающиеся наиболее высоким уровнем обслуживания потребителей, сложностью ассортимента приготавливаемой и реализуемой продукции, а также высоким классом архитектурно-художественного оформления помещений и совершенным техническим оснащением. Рестораны при гостиницах, аэропортах, железнодорожных станциях, отвечающие этим требованиям, так же могут быть отнесены к высшей категории. Ресторан высшей категории располагает банкетным залом, баром, коктейль холлом с барной стойкой. Помещения должны быть красиво оформлены, выдержаны в определенном стиле, соответствующем названию ресторана. Менеджеры по обслуживанию и официанты обязаны в совершенстве владеть техникой обслуживания потребителей, а также знанием иностранных языков в объеме, необходимом для выполнения своих обязанностей. Меню в ресторанах высшей категории должны быть отпечатаны на 3-х иностранных языках. На обложке для меню, рекламных афиш, буклетов, пригласительных билетов помещают кроме названия ресторана его эмблему, а также рисунок, отражающий тематическую направленность предприятия. В ресторане потребителям предоставляют в основном обеды и ужины, а при обслуживании деловых встреч, конференции и т.д., полный рацион питания. В предпраздничные, субботние или воскресные дни многие рестораны организуют дегустации блюд национальной кухни.

Информация о работе Экономический потенциал