Экономический рост. Факторы роста экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучить экономический рост, его сущность, определить основные направления макроэкономической политики России на данный период и установить основные пути реализации экономического роста на 2008-2010 года. Из данной темы вытекает ряд задач:
1. рассмотреть сущность экономического роста, его основные показатели, модели и типы;
2. изучить особенности современной политики экономического роста в России, выявить её основные проблемы;
3. определить перспективы развития и условия реализации экономический программ усовершенствования политики страны в будущем.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы экономического роста 5
1.1. Понятие экономического роста и его типы 5
1.2. Показатели экономического роста и основные модели 9
1.3. Факторы экономического роста 17
ГЛАВА 2. Особенности экономического роста в России 19
2.1. Проблема экономического роста 19
2.2. Динамика основной экономической политики 23
ГЛАВА 3. Стратегия экономического роста в России на 2008-2010 года 27
3.1. Основные направления макроэкономической политики 27
3.2. Условия реализации экономического роста 32
Заключение 39
Список используемой литературы 42
Приложения 44

Работа содержит 1 файл

эк теория курсовая.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

      Повышение конкурентоспособности экономики  России предполагает, прежде всего, усиление диверсификации экономики и отсутствие инфраструктурных ограничений; улучшение комфортных условий для ведения бизнеса, благоприятный инвестиционный климат; повышение эффективности социальной сферы; усиление интеграции страны в мировое экономическое пространство; повышение эффективности функционирования государственных институтов.

      Исходя  из миссии МЭРТ, формулируются следующие  стратегические цели: осуществление  стратегического планирования социально-экономического развития, содействие диверсификации экономики и преодоление инфраструктурных ограничений, создание комфортных условий для ведения бизнеса, повышение эффективности государственных институтов, обеспечение эффективной интеграции страны в мировое экономическое пространство.

      Реализация  данной цели - это осуществление  сводной функции Минэкономразвития  посредством определения приоритетов социально-экономического развития, координации разработки и реализации государственной инвестиционной программы, осуществления мониторинга степени достижения выбранных приоритетов социально-экономического развития.

      Основными показателями, характеризующими уровень достижения данной цели, являются отклонение фактических значений от прогнозных значений основных показателей социально-экономического развития сценария /ВВП, индекс потребительских цен/; удельный вес показателей, формирующих доклады о результатах и основных направлениях деятельности.

      В настоящее время изменяются содержание и смысл среднесрочного макроэкономического  и бюджетного планирования. На смену  пассивной адаптации бюджетной  системы к изменениям экономической  конъюнктуры приходит ее использование как инструмента решения важнейших социально-экономических задач, достижения целей обеспечения устойчивого экономического роста и диверсификации экономики. Это предполагает более тесную интеграцию технологий среднесрочного макроэкономического и бюджетного прогнозирования, позволяющую определить и оценить взаимное влияние бюджетной, денежно-кредитной, долговой и валютной политики. Такая интеграция осуществляется с помощью сводного финансового баланса РФ, который является инструментом совместного прогнозирования государственных и негосударственных финансов и обеспечивает комплексную взаимоувязку разнородных макроэкономических параметров, в том числе параметров сектора государственного управления.

      Федеральная адресная инвестиционная программа /ФАИП/, федеральные целевые программы /ФЦП/ и ведомственные целевые программы /ВЦП/ являются основными инструментами программно-целевого планирования, позволяющими комплексно и системно обеспечивать реализацию государственных приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный и плановый период.

      В последние годы были созданы необходимые  предпосылки для поддержания  экономического роста в России в  среднесрочной перспективе на уровне не ниже 6-7 проц. в год.

      Главная особенность предстоящего периода состоит в том, что прежние источники экономического роста, во многом базирующиеся на благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, утратят свою силу. Прежде всего, это касается снижения возможностей наращивания энерго-сырьевого экспорта. В прошедший трехлетний период среднегодовые темпы прироста физического объема экспорта составляли 5 проц., и это обеспечивало почти четверть прироста ВВП. В 2008-2010 гг. среднегодовые темпы прироста экспорта составят 2,6 проц., что обеспечит лишь десятую часть прироста ВВП. Таким образом, только за счет замедления роста экспорта "потери" в динамике ВВП составят 1 процентный пункт.

      Создание  фундаментальных предпосылок устойчивости экономического развития России напрямую зависит от успешности комплексной диверсификации ее экономики - прежде всего, с точки зрения повышения конкурентоспособности приоритетных отраслей экономики.

      Минэкономразвития совместно с Минрегионом разрабатывает  ряд инструментов проведения эффективной  политики содействия социально-экономическому развитию российских регионов. В этой связи Минэкономразвития осуществляет работу по развитию региональных кластерных инициатив. Внедрение кластерного подхода в ключевые региональные политики в среднесрочной перспективе позволит улучшить качество социально-экономического развития субъектов РФ, заложить основы для реализации крупных инфраструктурных проектов в удаленных регионах, расширить инвестиционные потоки в региональные экономики и в конечном итоге сформировать сеть опорных центров экономического развития в разных частях России. В данный момент готовятся к реализации два пилотных проекта региональных экономических кластеров: текстильный кластер в Ивановской области и кластер по переработке титана "Титановая долина".

      Другим  важным направлением деятельности Минэкономразвития по реализации данной задачи является системная методическая работа по внедрению в региональных органах власти инструментов стратегического планирования и управления по результатам.

      Сотрудничество  на основе взаимодействия государства и частного бизнеса позволяют привлечь его ресурсы на развитие инфраструктуры. Такое взаимодействие позволяет повысить эффективность бюджетного сектора экономики, науки и образования, снизить издержки бюджетов всех уровней при реализации инфраструктурных проектов.

      Одной из форм частно-государственного партнерства  являются институты развития, которые  решают важные задачи по привлечению  инвестиций, диверсификации и переходу российской экономики на инновационный  путь развития. Основными институтами  развития являются ОАО "Российская венчурная компания", Инвестиционный фонд РФ, Банк развития, различные государственные корпорации.

      Деятельность  МЭРТ направлена на повышение эффективности  госрегулирования предпринимательской  деятельности, развитие корпоративного управления и снижение непроизводственных издержек предприятий и населения, связанных с госрегулированием. В ближайшее время предстоит реализовать следующие первоочередные мероприятия: внесение изменений в законы, регулирующие сферы деятельности, которые включены в закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля /надзора/ в части проведения контроля /надзора/; подготовка методики оценки рисков для определения периодичности проверок объектов надзора; подготовка положений о надзоре в различных сферах деятельности.

      Содействие  развитию финансовой инфраструктуры будет  осуществляться в рамках разработки и реализации концепции создания в РФ регионального финансового  центра для стран СНГ и Восточной Европы, через подготовку законопроектов, совершенствующих порядок обращения закладных, развитие накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

      Другое  направление включает совершенствование  законодательства о несостоятельности /банкротстве/ и системы правоприменения. Третье направление - развитие рынка оценочных услуг. Четвертое направление направлено на развитие саморегулирования в сферах, связанных с осуществлением профессиональной деятельности, в том числе в сфере оценки, арбитражного управления.

      В перспективе планируется организация  так называемых "road-show" - рекламно-просветительских поездок делегации правительства  РФ, министерств и ведомств, регионов и успешно работающих представителей российского бизнеса по различным  странам, представляющим интерес с точки зрения инвестиций в российскую экономику. Ключевыми пунктами в road-show должны быть международные центры деловой активности, а также мероприятия Всемирного экономического форума, в первую очередь ежегодное мероприятие ВЭФ в Давосе. К ключевым форумам в России относятся два основных мероприятия: Петербургский международный экономический форум и Международный инвестиционный форум Сочи.

      Реформирование  системы госуправления в России является одним из важных условий  ускорения социально-экономического развития страны. В этих целях разработаны программа административной реформы в РФ в 2006-2008 гг. Одним из приоритетных направлений работ по данной задаче на среднесрочную перспективу является разработка и внедрение административных регламентов государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, в том числе с использованием средств ИКТ.

      МЭРТ  выделяет следующие 3 направления деятельности по обеспечению содействия повышению качества социальных услуг, оказанных государством. Первое направление - обеспечение реформирования бюджетного сектора экономики в рамках реализации "Об автономных учреждениях". Второе направление направлено на содействие реформированию пенсионной системы. Третье направление включает реализацию государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ.

      В настоящее время МЭРТ проводит работу по формированию внешнеэкономической  стратегии, в которой должны быть определены основные параметры интеграции России в мировую экономику - приоритеты, цели, позиции на разных рынках на 15-20 лет, и, соответственно, конкретные направления действий, необходимых для достижения этих целей.

      Совершенствование системы госрегулирования внешнеторговой деятельности ведется по следующим направлениям. Первое направление - совершенствование таможенно-тарифного регулирования. Второе направление направлено на обеспечение защиты российских производителей от возросшего, демпингового и субсидируемого импорта. Третье направление - совершенствование инструментов и механизмов по поддержке экспорта промышленной продукции. [15, c. 1] 

3.2. Условия реализации  экономического роста 

      Ранжировать экономические проблемы сегодняшнего дня вряд ли представляется целесообразным. И, тем не менее, начнем с инфляции. Осенний всплеск инфляции — это не просто досадная неприятность. Это доказательство глубокой порочности проводимой антиинфляционной политики.

      О таком важнейшем факторе, как  уровень конкуренции, в плане его влияния на инфляцию просто забыли. Доказательство — борьба с административными барьерами в форме единовременной кампании в начале 2000-х гг., не имевшая значимых результатов. Отсюда вывод: необходимо принятие дополнительных мер по развитию конкуренции. Кроме того, требуется ввести институт антиинфляционной экспертизы принимаемых законопроектов и иных нормативных актов, директивное государственное тарифообразование в сферах естественных монополий должно быть заменено рыночными механизмами регулирования, требуется совершенствовать методику расчета показателей инфляции и т. д.

      Коррупция — еще одна острейшая проблема. Интересная у нас получилась административная реформа, в результате которой уровень коррупции резко возрос. Причем это признается всеми — и исследовательскими организациями, и чиновниками самого высокого ранга, и президентом. Стратегический подход в борьбе с этой заразой должен заключаться в том, что необходимо сконцентрировать усилия на максимальном недопущении коррупционеров на высшие должности госслужбы. Особый режим открытости должен быть установлен для чиновников, назначение (представление) на должность и освобождение (представление для освобождения) от должности которых осуществляется президентом или правительством. Эти госслужащие должны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не только в отношении себя, как заведено сейчас, но и в отношении супруги и детей. Следует также ввести уголовную ответственность юридических лиц за коррупцию, как это предусмотрено Конвенцией Совета Европы, которую Россия ратифицировала в июле 2006 г.

      Инфраструктурные  ограничения экономического роста — проблема, появлением которой мы обязаны политике перевода природных ресурсов страны в финансовые. Цена вопроса — 5-10% прироста ВВП в год.

      Что касается нарастающей дефицитности Пенсионного фонда Российской Федерации, то надо признать: это следствие  системных недостатков нынешней организации пенсионного обеспечения  граждан. Никакими дополнительными  источниками финансирования проблемы системного характера не решаются.

      Разделение  пенсии на базовую, страховую и накопительную  части носит в известной мере условный характер. Деление в принципе должно быть на часть, которая не зависит  от уровня заработной платы и стажа  и, соответственно, от величины выплат в пенсионную систему, и на часть, которая учитывает все это. Следовательно, должно быть две части: социальная (базовая) и накопительная. Значит, необходим отказ от страховой части пенсии. Реализация страховых принципов в пенсионном обеспечении является очень спорным мероприятием. Любая страховая система может успешно функционировать только в том случае, если страховые взносы платят все, а страховой случай (и, следовательно, необходимость страховых выплат) наступает далеко не для каждого. Но в нынешней страховой пенсионной системе, условно говоря, страховой случай наступает для каждого. Такая система не может быть финансово самодостаточной. [16]

      В общем, необходимо сделать столько, что это должна быть действительно  новая среднесрочная программа социально-экономического развития страны. Программа, реализация которой позволит сделать рост экономики высоким и качественным. ФБК назвала свой документ «Второе дыхание». Что имели в виду? Россия далеко не аутсайдер, но чтобы сохранить полученные преимущества и остаться лидером на длинной дистанции, ее экономике сегодня необходимо второе дыхание.

Информация о работе Экономический рост. Факторы роста экономики России