Экономический рост и экономическое развитие в Республике Беларусь в условиях цикличности экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования работы являются циклы в экономике. Предмет: выделение циклических закономерностей в экономике Республики Беларусь. Цель: определить влияние циклического характера экономики на экономический рост и развитие в Республике Беларусь. В соответствии с целями можно поставить следующие задачи:
определить наличие экономического роста в экономике Республики Беларусь;
определить наличие экономического развития в Республике Беларусь;
проанализировать влияние циклов на экономику Республики Беларусь.

Содержание

Введение. 3
1. Экономический рост и развитие. Циклы в экономике. 5
2. Экономический рост и развитие в Республике Беларусь. 18
2.1. Экономический рост в Республике Беларусь. 18
2.2. Кризисные явления в экономике Республики Беларусь. 25
3. Антициклическое регулирование экономики. 31
Заключение. 35
Список использованных источников 36

Работа содержит 1 файл

Цикличность экономического развития РБ.docx

— 170.52 Кб (Скачать)

     В январе-сентябре текущего года 319,8 тыс. работников организаций (9 % среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной  неполной занятости  (в январе- сентябре 2008 – 1,9 %). В сентябре 2009 г. по сравнению с августом 2009  г.  численность работников, переведенных на  работу  с неполной рабочей неделей (днем),  уменьшилась на 4,5%  и составила 66,4  тыс.  человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась на 5,4% и составила 31,3 тыс. человек.

     Общее количество неотработанного времени  за 9 месяцев 2009 г. составило 4,2  млн.  человеко-дней,  что  равнозначно  ежедневному  невыходу  на работу 21,9  тыс.  человек (за 9  месяцев 2008  г. – 0,6  млн.  человеко-дней).  Из общего  числа  неотработанных  по  этой  причине  человеко-дней  на  промышленные  предприятия  приходилось 88,3%,  на  строительные  организации – 4,6%. Условно  рассчитанная  численность  ежедневно  неработающих  составила в промышленности 19,4 тыс. человек, в строительстве – 1 тыс. человек.

       Численность  безработных,  зарегистрированных  в  органах  по  труду,  занятости  и  социальной  защите,  на  конец  октября  2009  г.  составила 41,4  тыс.  человек,  что  на 7,6%  больше,  чем  в  октябре 2008  г.  и  на 1,9% меньше,  чем  в  сентябре 2009  г.  Уровень  зарегистрированной  безработицы  составил 0,9%  от  экономически активного населения  (на конец октября 2008 г. –  0,8 %).

     Реальный  размер назначенной пенсии (пенсии, скорректированной с учетом индекса  потребительских цен на товары и  услуги) в июле 2009 года по сравнению  с июлем прошлого года уменьшился на 0,8%, по сравнению с июнем 2009 года — на 0,4%.

     В Беларуси реальные денежные доходы населения  в августе 2009 года сократились на 3,8% по сравнению с июлем этого  года и на 1,3% по сравнению с августом прошлого года. При этом по итогам восьми месяцев 2009 года по сравнению с аналогичным  периодом 2008 года рост реальных доходов  составил 2,9%.

     С 1 декабря ставка рефинансирования Национального банка снижается до 13,5 процента.

     Валовой внутренний продукт составляет 99 % производства  аналогичного периода прошлого года.

     В целом по промышленности с апреля текущего года наметилась тенденция  снижения прироста запасов в каждом месяце. Так, в апреле по сравнению  с мартом запасы выросли на Br191 млрд., в мае по сравнению с апрелем - с на Br184 млрд., в июне по сравнению с маем - только на Br91,3 млрд.

     Аналогичная ситуация и с соотношением темпов роста выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг и темпов промышленного  производства в фактических ценах. В первом квартале 2009 года показатель составлял 90,8%, в январе-апреле - 90,9%, в январе-мае - 91,6%.

       Инфляция в Беларуси в январе-октябре  2009 года составила 8,3%. При этом  в октябре в Беларуси инфляция  составил 0,4%. Цены на продукты  питания в октябре увеличились  на 0,5%.

     В  январе-октябре 2009  г.  на  строительство  жилых  домов  использовано 7,3  трлн.  рублей  инвестиций,  что  составляет 21%  к  их  общему  объему.  На строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой  застройки  использовано 1050,2  млрд.  рублей  инвестиций  в  основной капитал, или 89,3% к предусмотренному объему на 2009 год. 

     Наблюдались следующие изменения в денежной базе:

     Рисунок 11. Изменения денежной базы.

     Таким образом, можно отметить заметное уменьшение объемов денежных агрегатов в  июле 2009 года.

     Несмотря  на мировой экономический кризис, экономика республики Беларусь продолжает развиваться. Развитие является устойчивым, что подтверждается повышением индекса  развития человеческого потенциала. Рост экономики составляет в среднем 10 % в год, что является одним из лучших показателей среди стран с развивающимися экономиками и стран постсоветского пространства. Однако, кризис не прошёл бесследно: в 3 квартале текущего года явно прослеживается присутствие кризисных явлений, которые свидетельствуют о нахождении экономики на понижательной волне цикла. Выход из рецессии, на мой взгляд, возможен только при помощи государственного регулирования, так как несмотря на рыночные отношения, экономика Беларуси  не готова к саморегулированию.

 

     3. Антициклическое  регулирование экономики.

     Антициклическое регулирование (политика краткосрочной  стабилизации) имеет долгую, противоречивую историю, в которой представлены и успехи, и разочарования. Оно  проектировалось в 30-е годы Дж. Кейнсом  и - независимо от него - Стокгольмской  школой. Цель антициклического регулирования  усматривалась ими в том, чтобы  не допускать существенного отрыва совокупного спроса от совокупного  предложения (считалось, что предложение  приблизить к спросу гораздо сложнее, поскольку оно обеспечивается преимущественно  частным сектором).

     В дальнейшем в антициклическом регулировании  стало использоваться и воздействие  на совокупное предложение. У правительства  возможности регулирования совокупного  спроса и предложения весьма значительны, ибо в его распоряжении находятся  государственный бюджет и денежная масса. И не только они.

     В экономической теории представлены различные взгляды на причины  циклических колебаний, а значит и различные подходы к проблеме их регулирования. Но все концепции  регулирования тяготеют сегодня  к одному из двух направлений:

  1. неокейнсианскому, опирающемуся на взгляды Дж. Кейнса;
  2. неоконсервативному, развивающемуся на базе классической школы.

     Первое  направление ориентируется на регулирование  совокупного спроса  и ставит целью воздействие на народное хозяйство  в целом (макроэкономический подход). Второе - на регулирование совокупного  предложения и создание стимулов деятельности отдельных фирм (микроэкономический подход).

     Однако  и кейнсианцы и неоклассики, хотя и различными методами, решают одну и ту же проблему сглаживания циклических  колебаний.

     Противодействие колебаниям конъюнктуры достигается  с помощью «антициклической политики», т.е. действий, идущих в противоположном  направлении к текущей экономической  конъюнктуре:

  1. политика сдерживания
  2. политика экспансии.

     Но  существует отличие: кейнсианцы при  сглаживании цикла уделяют наибольшее внимание бюджетно-налоговой политике. Так, в фазах спада и депрессии  меры государства направлены на:

  • сокращение налогов (или отдаление во времени момента их уплаты);
  • увеличение расходов, особенно государственных.

     Так, шведский  экономист Б. Улин еще  в 30-е гг. обосновал необходимость  государственных инвестиций и общественных работ как средства борьбы с безработицей. Министр финансов Швеции Э. Вигфорс  доказал, что они являются способом повышения покупательной способности  и снижения масштабов экономического кризиса. На этих методологических принципах  был, в частности, построен бюджет 1933 г. И Швеция стала первой страной, избравшей путь активной политики стабилизации

  • проведение политики ускоренной амортизации. Ее антициклический эффект состоит в следующем: государство увеличивает нормы списания основного капитала, возрастает спрос на современные средства труда, расширяется емкость рынка продукции машиностроения, происходит развитие всех связанных с ним отраслей экономики.

     В результате проведения этих мероприятий  в условиях низкой конъюнктуры происходит увеличение бюджетного дефицита. Но стимулирование совокупного спроса, а в конечном счете и производства, противодействие безработице в дальнейшем способны через некоторое время ослабить остроту бюджетных проблем.

     В фазах оживления и подъема, наоборот, происходит повышение налогов, сокращаются  государственные расходы, вводятся жесткие ограничения в области  амортизационной  политики. Такие  действия направлены против перегрева  конъюнктуры и инфляции. Они приводят к уменьшению дефицита бюджета и  даже, в ряде случаев, к его положительному сальдо.

     Неоконсерваторы тоже признают важную роль налогов (их снижение порождает рост деловой  активности), но в целом они рассматривают  бюджетно-налоговую политику как  дополнение к политике кредитно-денежной. В условиях спада и депрессии - проводится (за это выступают и  кейнсианцы) денежно-кредитная экспансия: оживление экономической жизни  в стране при помощи дополнительной денежной массы (экспансионистская  политика «дешевых денег»), которая  оказывает троякое влияние

  • увеличение денежной массы в обращении ,  открытая инфляция, у потребителя срабатывает рефлекс адаптивных инфляционных ожиданий и они тратят свои сбережения, что приводит к росту предельной склонности к потреблению, совокупный спрос догоняет совокупное предложение, что и требуется государству;
  • увеличение денежной массы, кратковременное снижение процентных ставок, предприниматели, получая дешевый кредит, расширяют свой спрос на инвестиционные товары;
  • увеличение денежной массы, уменьшение процентной ставки, сбережения домохозяйств и фирм направляются не в банки, а на покупку акций - увеличение деловой активности, уменьшение безработицы.

     В условиях оживления и подъема  экономической конъюнктуры реализуется, наоборот, денежно-кредитная рестрикция (мера сугубо неоклассическая): сдерживание  экономической жизни через политику «дорогих денег»: сжатие денежной массы, сокращение кредитных ресурсов банков, повышение процентных ставок. И здесь  необходима осторожность: если при  реализации политики «дешевых денег» нарастает опасность инфляции, то «дорогие деньги» усиливают опасность  сокращения инвестиций, объема производства и роста безработицы.

     Таким образом, антициклическое регулирование  есть комплекс мероприятий в направлении, противоположном проявившимся в  данный момент колебаниям экономической  конъюнктуры.  Государственное воздействие  на экономику способно существенно  повлиять на ход делового цикла. Оно  меняет амплитуду, продолжительность, соотношение фаз цикла. В результате государственного воздействия возможно даже выпадение некоторых фаз  и непоследовательность их смены  с точки зрения «чистой» теории. Главной целью государства при  этом является достижение стабильного, сбалансированного, равно распределенного  по волне цикла и не галопирующего  темпа экономического роста.

     Основной  целью антициклического регулирования  является подготовка к кризисам, в  виде резервных фондов, накопления избыточных средств и т.д., выбор правильного сочетания инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик во время кризисов, а также смягчение последствий рецессии.

     Таким образом, успешность противокризисных и антициклических мер зависит  от действий государства по регулированию  рынка. При проведении неправильных мер регулирования можно привести государство к дефолту. В таком случае не будет ни роста, ни развития. Таким образом, меры антициклического регулирования напрямую связаны с благосостоянием государства и народа. 

     Заключение.

     Согласно  поставленным задачам, можно сделать  следующие выводы.

  1. В экономике Республики Беларусь ясно прослеживается наличие экономического роста. Несмотря на кризисную ситуацию, даже в 2009 году присутствует экономический рост.
  2. Экономическое развитие соотносится с улучшением таких показателей как уровень ВВП на душу населения, уровень жизни, отражается на демографической ситуации и т.д. В Республике Беларусь экономическое развитие регистрируется международными организациями.
  3. Несмотря на все отрицательные последствия цикличности и кризисов, такие как снижение производства, уровня жизни на понижательной волне, также есть и положительные моменты выражающиеся в том, что точка минимума следующей волны всегда находится выше, чем точка минимума предыдущего цикла, поэтому кризисы также  подталкивают к активности, нахождению новых путей развития, выхода на новый уровень технологий и качества. Если рассматривать экономику Беларуси в контексте коротких циклов, то прослеживается рост и развитие экономики по сравнению с предыдущими периодами.

Информация о работе Экономический рост и экономическое развитие в Республике Беларусь в условиях цикличности экономики