Экономический рост и налоговая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 02:29, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является всестороннее рассмотрение воздействия налоговой политики на экономическую действительность для выработки принципов построения механизма, стимулирующего воздействия со стороны государства на экономику с помощью, максимально способствующего достижению устойчивого экономического роста.

Содержание

Введение
1. Экономический рост
1.1 Понятие и виды экономического роста
1.2 Факторы, влияющие на экономический рост
2. Налоговая политика государства в условиях экономического роста
2.2 Понятие и типы налоговой политики
2.2 Задачи налоговой политики
2.3 Воздействие налоговой нагрузки на экономический рост
3. Налоговая система РФ
1.3 Анализ современной налоговой политики
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 40.70 Кб (Скачать)

Наряду с количественными  факторами важную роль играет качество рабочей силы и соответственно затрат труда в процессе производства. По мере возрастающего образования  и квалификации работников происходит повышение производительности труда, что способствует повышению уровня и темпов экономического роста. Иначе  говоря, затраты труда могут расширяться  без какого-либо увеличения рабочего времени и численности занятых, а лишь за счет повышения качества рабочей силы. Клоцвог Ф. Тенденции  и факторы роста//Экономист. - 2008. - №10. - С. 20-31

2. наличие капитала: Основной капитал включает и  жилой фонд, потому что люди, живущие  в домах, извлекают выгоду из  услуг, предоставляемых домами. Фабричные  здания и конторы с их оборудованием  являются факторами производства, потому что работники, вооруженные  большим количеством машин, будут  производить больше товаров. Товарные  запасы также вносят свой вклад  в производство. Затраты капитала  зависят от величины накопленного  капитала. В свою очередь, накопление  капитала зависит от нормы  накопления, тем больше (при прочих  равных условиях) размеры капиталовложений. Прирост капитала также зависит  и от размера уже накопленных активов, - чем они больше, тем меньше, при прочих равных условиях, скорость увеличения капитала, темп его роста. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. - СПб: Питер, 2008 - 768с.

3. уровень технологии: технический прогресс включает  в себя не только совершенно  новые методы производства, но  и новые формы управления и  организации производства, новые  информационные технологии. При  этом, как правило, возникают новые,  более эффективные отрасли. Увеличение  эффективного производства становится  основным фактором экономического  роста. Но вклад этого фактора  может быть со знаком минус.  Многие экономисты подчеркивают, что такие законодательные мероприятия,  как введение штрафов и налогов  на загрязняющие природу предприятия  привели к снижению выпуска  соответствующей продукции и  сдерживали экономический рост. В связи с этим встает вопрос  о качестве экономического роста.

4. количество и  качество природных ресурсов: данный  фактор с трудом поддается  количественной оценке, хотя и  значительно влияет на темпы  экономического роста. Хотя обилие  природных ресурсов является  мощным позитивным фактором экономического  роста, это вовсе не означает, что страны с недостаточными  запасами обречены на невысокие  темпы экономического роста. Известно, что в Японии природные ресурсы  ограничены, но темпы экономического  роста этой страны в послевоенный  период были значительными. Абель  Э., Бернанке Б. Макроэкономика. - СПб: Питер, 2008 - 768с.

Зависимость экономического роста от этих факторов прямая. Действительно, факторы предложения делают рост производства физически возможным: лишь доступность большего количества лучших по качеству ресурсов позволяет  увеличивать производство реального  продукта. Клоцвог Ф. Тенденции и  факторы роста//Экономист. - 2008. - №10. - С. 20-31

К факторам спроса относятся  такие, которые повышают совокупный спрос общества на производимую продукцию (уровень цен, потребительские расходы, инвестиционные расходы, государственные  расходы, читый объем экспорта) и  этим стимулируют ее рост.

К факторам распределения  относят именно распределение природных, трудовых и финансовых ресурсов страны, которое должно быть организовано таким  образом, чтобы в большей степени  способствовать экономическому росту (приросту продукции, улучшению ее качества и совершенствованию производства). Экономическая теория /под ред. Николаевой И.П. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 576 с.

Общее представление  о взаимодействии названных трех групп факторов экономического роста  иллюстрирует кривая производственных возможностей. Она отражает совмещение разновидностей производства различных  благ, которые могут быть выпущены при данном количестве и качестве людских, природных ресурсов, основного  капитала и существующей технологии (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Кривая производственных возможностей

На рис. 1.1. показано, что любая точка на кривой производственных возможностей означает максимальный объем  выпуска двух товаров. Когда объемы производства в стране соответствуют  точке на кривой производственных возможностей, факторы применяются в процессе производства эффективно. Каждая точка  внутри кривой показывает, что факторы  применяются не оптимально. Экономический  рост осуществляется в том случае, когда прежде не применяемые факторы  производства начинают использоваться и экономика передвигается из внутренней точки в точку на кривой производственных возможностей. Рост наблюдается и тогда, когда кривая сдвигается вправо. Марыганова Е.А., Шапиро С.А. Макроэкономика. - М.: КноРус, 2008 - 304с. 

Способность экономики  к росту - одна из важнейших характеристик  экономического положения страны. От нее в значительной степени зависит  возможность решения основных социально-экономических  проблем. Однако раскрыть характер экономического роста нельзя без исследования тех  факторов, которые определяют этот рост. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА  ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО  РОСТА

2.1 Понятие и типы  налоговой политики

Слово «политика» имеет  в русском языке много значений, из которых, имея в виду именно налоговую  сферу, наиболее точным следует признать определение политики как «искусства государственного управления». Соответственно, под налоговой политикой понимается «искусство налогового управления», где  субъектом управления является государство, а непосредственным объектом управления служат налоги, налоговая система.

Налог представляет собой обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или внебюджетный фонд, осуществляемый экономическими субъектами в законодательном порядке.

Налоговая политика - это комплекс правовых действий органов  власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых  законов. При осуществлении налоговой  политики установленные законом  правовые нормы реализуются при  регулировании, планировании и контроле государственных доходов, формируемых  налоговым методом. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств  через налоговую систему. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование. - М.:Экономистъ, 2006. - 591с.

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических  и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства  и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка  взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических  отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая  политика -- это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование. Полежарова Л.В. Изменения внесенные в порядок  налогообложения прибыли и действующие  в 2008г.//Налоговый вестник. - 2008. - №5. - С. 10-16

Налоговая политика как специфическая область человеческой деятельности относится к категории  надстройки. С одной стороны, налоговая  политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в  выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой.

С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика, как  составная часть финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и  логика развития. В силу этого она  может оказывать обратное влияние  на экономику, состояние финансов. Это  влияние может быть различно: в  одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются  благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится. Научный подход к выработке налоговой  политике предполагает ее соответствие закономерностям общественного  развития, постоянный учет выводов  финансовой теории. Нарушение этого  важнейшего требования приводит к большим  потерям в народном хозяйстве. Налоговая политика России: проблемы и перспективы/Под ред. Горского И.В. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 288с.

Вся история нашего государства подтверждает это. Формирование налоговой политики и создание налоговой  системы происходит одновременно с  развитием параллельных блоков реформы - изменениями в системе собственности, ценообразования, реформированием  банковской сферы, денежно-кредитной  политики и т. п. Поэтому в любой  конкретный временной

промежуток каждый следующий шаг на пути создания системы  налогообложения во многом определяется принятием конкретных решений по другим направлениям реформы. Маслова  Д.В. Налогообложение и макроэкономические показатели//Финансы - 2006. - №9. - С.32-35

На выбор конкретного  варианта решения в области налоговой  политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в  стране, характеризующаяся темпами  роста (падения) производства; уровень  инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным  контролем и приватизированным  сектором.

В основе формирования налоговой политики лежат, таким  образом, две взаимно увязанные  методологические посылки: а) использование  налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных  уровней и решение фискальных задач государства; б) использование  налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической  деятельности. Евстигнеев Е.Н. Налоги и  налогообложение. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 320с.

Формирование налоговой  политики должно строиться на соблюдении следующих принципов:

1. стабильности налоговой  системы; 

2. одинакового налогообложения  производителей независимо от  отраслевой принадлежности предприятия  (фирмы) и формы собственности; 

3. равенства налогового  бремени для различных категорий  плательщиков с равным уровнем  дохода;

4. одинаковых условий  налогообложения для предпринимателей, занятых в производстве и потребителей.

Главные направления  налоговой политики должны исходить не только из центральной функции  налогов - пополнение государственной  казны. Нельзя забывать о том, что  налоги - важнейший экономический  инструмент стимулирования и регулирования  производства, обеспечения социальных гарантий. Используя дифференциацию ставок и предоставления льгот, через  систему перераспределения доходов  с помощью налогов можно и  необходимо обеспечивать обоснованную структурную перестройку производства в пользу отраслей, в первую очередь  служащих удовлетворению жизненных  потребностей населения, и уже на той основе - пополнению государственной  казны. Швецов Ю. Налоговая система  России: можно ли исправить существующие недостатки?//Вопросы экономики. - 2007. - №4. - С.140-145

Условно выделяют три  возможных типа налоговой политики: Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая  политика и налоговое администрирование. - М.:Экономистъ, 2006. - 591с.

Первый тип -- высокий  уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением  налогового бремени. При выборе этого  пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения  не сопровождается приростом поступлений  в бюджеты различных уровней.

Второй тип налоговой  политики -- низкое налоговое бремя, когда государство максимально  учитывает не только собственные  фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку  обеспечивает наиболее благоприятный  налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем  в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том  числе экспортноориентированных, и  соответственно возрастает уровень  конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно  смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

Третий тип -- налоговая  политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как  для предприятий, так и для  физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем  социальной защиты, существованием множества  государственных социальных гарантий и программ.

Для России характерен первый тип налоговой политики в  сочетании с третьим, фискальный тип налоговой политики, при котором  государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов  не сопровождается ростом государственных  доходов.

2.2 Задачи налоговой  политики

Цели и задачи налоговой политики могут различаться  в зависимости от конкретного  исторического периода и от конкретных обстоятельств и социально-экономических  условий каждой страны. В прошлом  налоги использовались главным образом  в фискальных целях - как средства сбора средств на содержание государственного аппарата и армии. В современном  периоде налоги широко используются как средство реализации и поддержки  общей социально-экономической политики. Хотя основной эффект налогообложения  реализуется вне сферы налоговых  отношений (важно не то, как собираются налоги, а то, как и на какие  цели расходуются налоговые поступления), современные налоги уже только по факту высокого уровня налоговых  изъятий неизбежно должны оказывать  заметное влияние на социально-экономические  процессы в отдельных странах  и в мире в целом. При этом такое  влияние может быть позитивным и  негативным, и этот результат целиком  зависит от того, насколько цели и задачи налоговой политики соответствуют  целям и задачам проводимой в  данной стране общей социально-экономической  политики. Смирнов И.Е. Приоритеты налоговой  политики//Аудитор - 2009. - №9. - С.3

Информация о работе Экономический рост и налоговая политика государства