Экономический рост и проблемы развития современных городов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Разнообразие исторических и географических условий существования и развития различных стран, сочетание материальных и финансовых ресурсов, которыми они располагают, не позволяют оценить уровень их экономического развития каким-то одним показателем. Для этого существует целая система показателей, среди которых выделяются, прежде всего, следующие:
общий объем реального ВВП;
ВВП/ВНП на душу населения;
отраслевая структура экономики;
производство основных видов продукции на душу населения;
уровень и качество жизни населения;
показатели экономической эффективности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ 5
1.1. Понятие экономического роста 5
1.2. Необходимость ускорения экономического роста в современных условиях и факторы, способные это обеспечить 8
2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГОРОДОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 13
2.1. Позитивное воздействие экономического роста на развитие современных городов 13
2.2. Негативное воздействие экономического роста на развитие современных городов 18
2.3. Каким образом можно снизить негативное воздействие экономического роста на развитие современных городов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 31

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭТ.doc

— 438.50 Кб (Скачать)
    1. Негативное  воздействие экономического роста на развитие современных городов
 

     Экономика как система не изолирована, она действует в пределах глобальной экосистемы, обладающей определенными возможностями воспроизводить себя и абсорбировать загрязнения. Как часть биосферы хозяйство не может превзойти ее физические границы. Природа и общество — единое целое, в котором изменение одного компонента прямо или косвенно отражается на состоянии и развитии другого.

     По  мере развития производительных сил, развертывания  НТП возрастает интенсивность индустриального  вмешательства человека в «дела» природы. Индустриальное развитие превращает всю планету в арену практической деятельности людей.

     Экономический рост и потребление ресурсов. В настоящее время употребляются почти все возобновляемые природные ресурсы, и степень использования каждого из них все больше приближается к приходной части их баланса. По оценкам, используется около 70% всей почвы, пригодной для сельскохозяйственного производства при современных методах его ведения, около 50% прироста лесов, около 10% пресной воды стока рек, около 70% прироста популяции основных промысловых рыб.

     Большую тревогу практически во всех странах  мира вызывает угроза загрязнения окружающей среды — одного из проявлений необратимого нарушения равновесия между человеком  и природой. Воздействие материального  производства на природу стало столь интенсивным, что ей не удается за счет собственных сил и механизмов компенсировать нарушения экологического равновесия.

     Угрожающе растет загрязнение атмосферы и воды промышленными выбросами. Главные источники выбросов в атмосферу — производство и потребление энергии.

     Возникла  угроза разрушения озонового слоя в  нижних слоях атмосферы. Происходит загрязнение водных систем и почвы15.

     Как уже было сказано в предыдущем параграфе, крупные города являются на сегодняшний день носителями постиндустриальной экономики; плотность связей, качество жизни и особенности экономики которых делают возможным переход на новый уровень социально-экономических отношений. При этом, развитие постиндустриальной экономики, с ее повышенными требованиями ко многим вопросам, сталкивается в современных городах, даже относительно развитых, со значительными проблемами. Среди этих проблем:

  • Транспортная проблема. Взрывной рост автомобилизации населения и неспособность транспортных систем городов справляться с потоками автотранспорта порождает противоречие между требованиями принятых стандартов качества жизни и объективными характеристиками существующего городского пространства. Это касается как внутригородских транспортных потоков, так и связи между городом и транспортными хабами.
  • Инфраструктурная проблема. Инфраструктурные требования постиндустриального качества жизни и экономического развития (связь, электроэнергия и т.д.) не могут эффективно удовлетворяться инфраструктурой современных городов. Как следствие, появляется противоречие между функцией городов как носителей постиндустриальной экономики и их способностью эту экономику обеспечивать.
  • Проблема качества городской среды. Люди стремятся к перемещению в крупные города, постиндустриальная экономика которых повышает капитализацию человеческих ресурсов и качество жизни, но при этом, размещение элементов постиндустриальной экономики в крупных городах часто невыгодно, по причине высокой стоимости жизни, рабочей силы и земли. Кроме того, существующие города не обладают необходимого качества общественными пространствами, деловой и жилой недвижимостью. Развитие существующей среды таких городов до требуемого уровня есть долгий и сложный процесс, который, к тому же, тормозится рядом объективных факторов.

     Указанные проблемы можно обобщенно сформулировать так: «Крупные города все менее способны поддерживать постиндустриальную экономику, при этом, они являются единственными территориями, где такая экономика является возможной». Эти вызовы не являются специфически российскими; аналогичная ситуация наблюдается во многих городах мира. В настоящее время, эти проблемы пытаются решать разнообразными способами, в т.ч. через редевелопмент городской среды и формирование новых городских поселений «под задачу».

    1. Каким образом можно  снизить негативное воздействие экономического роста на развитие современных городов
 

     Рассмотрим  пути решения каждой из проблем, вызванных  воздействием экономического роста.

     Так как рост городов – неминуемое явление современности, человечество должно искать пути ослабления пресса городской цивилизации на окружающую среду и его здоровье16. Основные пути решения этой проблемы – экологизация городской среды через формирование или сохранение в границах городских поселений естественных или искусственно созданных экосистем (ботанические сады, лесопарки, скверы и т. п.). Такие поселения, где сочетаются городская застройка и природные ландшафты, получили сегодня название экополисов или экосити. В городском строительстве часто используют термин «экологическая архитектура». Речь идет о застройке городских территорий, при которой максимально учитывают социально-экологические потребности человека: приближение его к природе, освобождение от монотонности пространства. Очень интересны при этом некоторые экологоградостроительные разработки, в которых увеличение доли экологического пространства в городах достигается, как правило, не за счет освоения новых территорий. Здесь проводится такие мероприятия, как перемещения в подземные сооружения нежилых (коммунально-бытовых и др.) помещений, перевод жилищ на автономное энергообеспечение, создание зеленых стенок и висячих садов озеленение крыш домов. Вводится в практику строительство домов, приподнятых над почвой, которую используют ее для озеленения, увеличивают водопроницаемость покрытий дорог и других площадей создают шумозащитные зеленые стенки, применяют для строительства природные материалы и т. п. Современные архитекторы предлагают также создание дополнительной системы питьевого водоснабжения, в которую подается высококачественная вода объемом не более 3 – 4 л/сутки на человека.

     Второй  путь приближения человека к естественной среде – это расширение пригородных  территорий и формирование их по типу экополисов. Все более широкое  распространение получают они вокруг крупных городов, особенно благодаря  бурному развитию средств связи и транспортных путей. В США более 50% горожан имеют дома в пригородах17.

     Необходимо, однако, помнить, что это экстенсивный путь экологизации городов. Он имеет  и отрицательные последствия. Так, расширение пригородных застроек, скорее всего, усугубляет, а не решает экологические проблемы. Застройка пригородов коттеджами связана со значительным отчуждением земель, истреблением естественных экосистем, их разрушением. Строительство в пригороде неминуемо связано с применением больших пространств для прокладывания дорог, водопроводов, канализации и других коммуникаций.

     Безусловно, экономический рост ведет к увеличению ВВП и благосостояния граждан  страны. Однако его постоянным спутником  является увеличение отходов производства, в том числе опасных для  здоровья человека и для окружающей среды. Поэтому часть дополнительного национального дохода, получаемого от увеличения ВВП, идет на финансирование мероприятий по восстановлению разрушаемой окружающей среды.

     Любую проблему лучше предотвратить, чем  потом с ней бороться. Поэтому правительство создает условия препятствующие развитию всевозможных видов загрязнений.

     Среди таких условий выделяются следующие:

  • организация малоотходного и ресурсосберегающего производства;
  • установка очистных сооружений;
  • установление квот на выброс отходов;
  • проведение экологической экспертизы и мониторинга;
  • поддержка общественного экологического движения;
  • международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

     Принимаемые государством меры в деле охраны окружающей среды ведут к уменьшению расходов государственного бюджета и повышению качества жизни населения, а также к сохранению видового разнообразия планеты18.

     Далее рассмотрим пути решения транспортных проблем в современных городах  России.

     В последние пять лет количество машин, а значит и плотность движения, увеличились в несколько раз. Проблема пробок стала характерна не только для Москвы, но и практически для любого областного центра: Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Красноярска, Владивостока, Самары, очень актуальна она на юге. В каждом городе проблему надо решать индивидуально. Так, в Санкт-Петербурге ведется строительство объездной дороги, которая позволит освободить центр города от транзитного, большегрузного транспорта. Строительство подземных тоннелей и паркингов в северной столице в силу неблагоприятных инженерно-геологических условий зачастую экономически нецелесообразно, поэтому можно предположить, что, в основном, здесь будут строиться наземные гаражи19.

     В Москве строительством скоростных тоннелей, организацией бессветофорных, нерегулируемых развязок, даже попытками сделать одностороннее движение проблему уже не решить – в центре дороги не расширить. Поэтому вопрос строительства гаражей и, в особенности, перехватывающих стоянок очень актуален. Однако недостаточно построить перехватывающие стоянки и предложить водителям оставлять машины и пересаживаться на общественный транспорт: метро, электричку (в перспективе электрички будут связывать с центром Москвы), объясняя, что это значительно сократит время в пути. Нужно законодательно ограничить въезд в центр города по определенным критериям. Один из вариантов, например, – сделать въезд внутрь Третьего транспортного кольца по спецпропускам. Разумеется, горожане, живущие в центре, и спецтранспорт будут проезжать беспрепятственно, а остальные – только за определенную плату.

     И она не должна быть низкой, чтобы  автомобилисты могли оценить  выгоду пользования общественным транспортом. Это поможет частично разгрузить центр.

     Еще одна возможность – вывести производства, офисы за МКАД. Но даже на Третьем транспортном кольце, на МКАДе уже надо принимать меры для разгрузки транспортных потоков.

     Очень важно строить современные, удобные  перехватывающие парковки в шаговой  доступности от станции метро  или остановки наземного общественного  транспорта. Паркинги должны быть охраняемыми и бесплатными20.

     Следующее направление, в котором необходимо будет двигаться, – это экология. Представим, что в Москве организованы перехватывающие стоянки, расширены дороги, проложены тоннели, нет регулируемых перекрестков, грамотно организованы развязки – вообще нет пробок. С учетом увеличения доходов граждан количество автомобилей в городе будет продолжать расти, из-за выбросов в атмосферу жизнь в Москве станет просто невыносимой21.

     Решение проблем городской инфраструктуры.

     Устойчивое  функционирование и развитие городской  инфраструктуры требует определения  наиболее полного использования результатов общественного прогресса, в том числе научно-технического, в форме инновационных стратегий. Нововведения различной природы приобретают характер важнейшего фактора расширенного воспроизводства, улучшающего количественные и качественные характеристики инфраструктуры и ее социальных элементов. Понятие инноваций для социальной инфраструктуры более широкое, чем это принято для других систем, так как инновационная сфера этой системы включает социальные факторы и их носителей - население. Процесс инноваций здесь должен быть непрерывным, согласованным с системой жизненных циклов комплексов инфраструктуры, что обеспечивает рациональную упорядоченность ресурсных потоков на основе управления процессами их формирования, движения и использования Устойчивое функционирование и развитие городской инфраструктуры требует определения наиболее полного использования результатов общественного прогресса, в том числе научно-технического, в форме инновационных стратегий. Нововведения различной природы приобретают характер важнейшего фактора расширенного воспроизводства, улучшающего количественные и качественные характеристики инфраструктуры и ее социальных элементов. Понятие инноваций для социальной инфраструктуры более широкое, чем это принято для других систем, так как инновационная сфера этой системы включает социальные факторы и их носителей - население. Процесс инноваций здесь должен быть непрерывным, согласованным с системой жизненных циклов комплексов инфраструктуры, что обеспечивает рациональную упорядоченность ресурсных потоков на основе управления процессами их формирования, движения и использования22.

     Члены экономического сообщества РФ являются собственниками и факторов, и результатов  развития отраслей городской инфраструктуры, что предопределяет их специфические интересы в присвоении благ. При этом результаты инновационной экономической деятельности члены сообщества постоянно ощущают и за пределами инфраструктуры экономики — развитие социальной сферы, пенсии, пособия прямо зависят от результатов, достигнутых всей экономикой.

     Развитие  экономики и инфраструктуры требует  комплексного подхода, предусматривающего развитие многоукладности не только в производственной, но и в социальной инфраструктуре. Социальная инфраструктура в советский период в основном включала объекты государственной собственности, которые находились в ведении местной власти и отдельных министерств и ведомств (театры, музеи, санатории, дома отдыха, линии электропередач, связи, газопроводы и другие инженерные сооружения, школы, детские дошкольные учреждения, больницы, амбулатории, предприятия торговли и бытового обслуживания, культуры, физкультуры и спорта), а также кооперативной (предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, принадлежащие потребительской кооперации) и общественной (профсоюзные клубы, пионерские лагеря и другие лечебно-оздоровительные учреждения) собственности23.

     Стратегия управления инфраструктурой должна основываться на планировании (учитывающем, как изменение экономических, социальных и демографических факторов модифицирует спрос на объекты инфраструктуры и коммунальные услуги), связях с общественностью, улавливании сдвигов в общественном мнении, которые могут потребовать изменения приоритетов, минимизации дефицита бюджета за счет поиска новых источников доходов и экономии средств по уже действующим программам, организации рациональной структуры управления инфраструктурой, обеспечивающей быстроту продвижения информации сверху донизу и обратно, а также строгую отчетность всех звеньев этой структуры.

     Улучшение качества городской среды.

     Под городской средой понимается совокупность используемых и воспринимаемых городских  пространств от первичных, частных (двор, домовладение) до общезначимых городских (улицы, площади, бульвары, скверы, памятники  истории и культуры и пр.)24. Городское пространство самым существенным образом влияет не только на ежедневное поведение и мироощущение горожан, но и на долгосрочные и фундаментальные процессы становления гражданского общества: ценности, доверие к общественным институтам, взаимоотношения социальных групп, нормы и стереотипы поведения, отношение к историческому наследию и условия формирования молодежи.

Информация о работе Экономический рост и проблемы развития современных городов