Экономический рост в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Выйдя из Союза, Казахстан унаследовал монополизированную, милитаризованную, центрально управляемую экономику. Среди важнейших задач на сегодняшний момент является отказ от жесткого административного регулирования и демилитаризация экономики, ее структурная перестройка на началах приоритетности производства социально значимой продукции.
Пропорции между частным и государственным секторами будут постепенно изменяться в пользу первого, но все таки предстоит длительный период их сосуществования. Этот симбиоз с его всевозможными конфликтами и трениями будет неизбежен в течение довольно долгого срока.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы стратегии экономического
развития Республики Казахстан
1.1 Экономическая политика в Казахстане
1.2 Проблемы обеспечения экономического роста в рамках долгосрочной программы "Казахстан 2030"
1.3 К устойчивому развитию в рамках послания Президента к народу Казахстана 2007 года
Глава 2. Экономический рост как основа экономической
стратегии Республики Казахстан
Обзор макроэкономических показателей экономического
роста Республики Казахстан
Перспективы обеспечения устойчивого экономического
роста Казахстана
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Экономический рост в РК.rtf

— 2.62 Мб (Скачать)

Источник: Агентство Республики Казахстан  по статистике.

 

Уровень инфляции в среднем за 2006 год сложился на уровне 8,6%, что на 1,0% превысило среднегодовой показатель 2005 года (7,6%) и незначительно (на 0,1%) - верхнюю границу запланированного на 2006 год коридора 6,9-8,5% в соответствии с прогнозом Среднесрочного плана социально-экономического развития страны на 2007-2009 годы.

Росту инфляции в 2006 году способствовали избыточная ликвидность банковской системы, сопровождающаяся ускоренными темпами роста кредитования экономики, рост потребительского спроса со стороны населения, импорт инфляции, рост тарифов на услуги жилищно-коммунальной сферы, низкая развитость конкуренции на рынках, несбалансированность отдельных товарных рынков. В целом для сдерживания роста инфляции Правительством совместно с Национальным Банком проводилась комплексная антиинфляционная политика в соответствии с Планом мероприятий по регулированию инфляционных процессов в Республике Казахстан на 2005-2006 годы.

Цены предприятий-производителей промышленной продукции в 2006 году повысились по сравнению с 2005 годом на 18,4%.

Одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики являлся финансовый сектор, обеспечивающий эффективное перераспределение потоков капитала в соответствии с предложением и спросом отраслей и субъектов экономики.

Кредитный рынок в 2006 году оставался одним из самых динамично развивающихся сегментов финансового рынка и характеризовался ускоренным ростом банковского кредитования экономики. Общий объем основного долга по кредитам банков экономике за 12 месяцев 2006 года увеличился на 82,7% и составил 4735,7 млрд. тенге. Кредиты в национальной валюте за 12 месяцев 2006 года выросли на 95,9% и составили 2460 млрд. тенге, а кредиты в иностранной валюте - на 70,3%, составив 2275,6 млрд. тенге. В результате удельный вес тенговых кредитов по сравнению с декабрем 2005 года повысился с 48,5% до 51,9%.

Наблюдается тенденция роста долгосрочных кредитов. Так, долгосрочные кредиты за январь-декабрь выросли более чем 2 раза до 3448,9 млрд. тенге, удельный вес долгосрочных кредитов повысился с 66,5% до 72,8%.

Кредиты банков субъектам малого предпринимательства за январь-декабрь 2006 года увеличились на 83,3%,составив 861,7 млрд. тенге.

Развитие депозитного рынка также характеризовалось ростом объема депозитов. Депозиты в депозитных организациях на 1 января 2007 года составили 3115,2 млрд. тенге, превысив уровень 1 января 2006 года на 88,4%. Вклады населения (с учетом нерезидентов) в банках за 12 месяцев 2006 года увеличились на 76,8% до 1055,2 млрд. тенге.

Средневзвешенный биржевой обменный курс тенге к доллару США в среднем за 2006 год составил 126,0 тенге, укрепившись за год в номинальном выражении на 5,06%.

Активы Национального фонда на конец 2006 года составили более 14,1  млрд. долл. США, увеличившись с начала 2006 года на 74,5%.

Ситуация на рынке труда республики характеризуется стабильным снижением  уровня безработицы  за счет роста числа трудоустроенных граждан на вновь создаваемых рабочих местах, увеличения экономической активности населения, обусловленных экономическим ростом. В 2006 году в экономике республики было занято 7,4 млн. человек (предварительные данные), что на 2% больше, чем в 2005 году. Численность безработных в 2006 году по сравнению с 2005 годом снизилась на 2,4%. Уровень безработицы в 2006 году сложился на уровне 7,8% (в 2005 году - 8,1%).

Реальные денежные доходы населения в январе-ноябре 2006 года к аналогичному периоду 2005 года выросли на 10,8%, реальная заработная плата - на 10,6%.

В целом, совместными действиями Правительства и Национального Банка удается обеспечить стабильную макроэкономическую ситуацию в стране, с учетом накопленных в Национальном фонде средств наблюдается профицит бюджета, платежный баланс сбалансирован, уровень безработицы имеет тенденцию постепенного снижения, инфляция находится на контролируемом уровне.

Кроме того, об этом свидетельствует улучшение субиндекса Казахстана в 2006 году по сравнению с 2005 годом по макроэкономическим параметрам в системе показателей по глобальному индексу конкурентоспособности, а именно перемещение с 26 на 10 место.

В июне 2006 года международным рейтинговым агентством Moody's Investors Service инвестиционный кредитный рейтинг Республики Казахстан был повышен с уровня «Ваа3» по долгосрочным государственным облигациям в иностранной валюте до «Ваа2», с уровня «Ваа1» до «А2» по долгосрочным облигациям и нотам в иностранной валюте. По краткосрочным  облигациям и нотам в иностранной валюте уровень кредитного рейтинга поднят с «P-2» до «P-1», в связи с чем, Казахстан достиг максимально возможного уровня по данному рейтингу. Был подтвержден уровень «Ваа1» по долгосрочным государственным облигациям в национальной валюте, а также уровень «Ва1/NP» по долгосрочным и краткосрочным банковским депозитам в иностранной валюте соответственно. По всем рейтингам прогноз «стабильный».

В ноябре 2006 года международное рейтинговое агентство Standard&Poor's повысило долгосрочный суверенный рейтинг Республики Казахстан по обязательствам в иностранной валюте с «ВВВ-» до «ВВВ», долгосрочный суверенный рейтинг по обязательствам в национальной валюте с «ВВВ» до «ВВВ+» и краткосрочный суверенный рейтинг Республики Казахстан по обязательствам в национальной валюте с «А-3» до «А-2». Краткосрочный суверенный кредитный рейтинг по обязательствам в иностранной валюте «А-3» и суверенный рейтинг «kzAAA» по национальной шкале были подтверждены. Прогноз всех рейтингов - «Стабильный».

             

Диаграмма 3. Индексы физического объема промышленной продукции  в 2005 - 2006 гг.      (в % к соответствующему периоду прошлого года)5

 

В декабре 2006 года Fitch Rating's Ltd информировало о повышении прогноза суверенного кредитного рейтинга Республики Казахстан в иностранной и местной валютах со «стабильного» до «позитивного» и подтвердило инвестиционный кредитный рейтинг страны на уровне «ВВВ» по долгосрочным облигациям в иностранной валюте, «ВВВ+» по долгосрочным облигациям в национальной валюте, «F3» по краткосрочным облигациям в иностранной валюте.

Объем промышленного производства в январе-декабре 2006 года возрос на 7% по сравнению с соответствующим периодом 2005 года.

В горнодобывающей промышленности в январе-декабре 2006г. произведено продукции на 3726,9 млрд. тенге, что на 7% выше уровня января-декабря 2005г. за счет увеличения добычи руд железной агломерированной (на 24,5%), свинцово-цинковой (на 18,2%) и марганцевой (на 13%); окатышей железорудных (на 13,1%); угля каменного (на 11,5%); нефти сырой (на 6,8%); лигнита (на 6,1%); газа природного (естественного) (на 2,8%); конденсата газового (на 0,4%). Вместе с тем, сокращена добыча руд медно-цинковой (на 17,5%), золотосодержащей (на 14,9%), железной неагломерированной (на 8%), хромовой (на 6%) и медной (на 0,8%).

Нефтегазовая промышленность. В целом по республике в 2006 году добыто 64,8 млн. тонн нефти и газового конденсата (105,5% - к 2005 году). Экспортировано 57,1 млн. тонн нефти, в т.ч. по нефтепроводу КТК- 24,4 млн.тонн, по нефтепроводу Атырау-Самара - 15,6 млн. тонн в дальнее зарубежье; по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу - 2,2 млн. тонн; порт Актау - 9,9 млн. тонн; Оренбург - 2,4 млн. тонн, поставка на ПНХЗ - 3.9 млн.тонн.

Нефтеперерабатывающими заводами республики в 2006 году переработано 11,7 млн. тонн нефти (104,6% к  2005 году).

В сентябре 2006 года завершена реконструкция Атырауского нефтеперерабатывающего завода, которая позволила производить автобензин и дизельное топливо, соответствующие современным европейским стандартам ЕВРО-3 по бензину, ЕВРО-4 по дизельному топливу.

Газовая промышленность. Деятельность в этой сфере осуществляется в соответствии с Программой развития газовой отрасли Республики Казахстан на 2004-2010 годы.

В республике действует три газоперерабатывающих завода с общей проектной мощностью переработки порядка 8 млрд. куб. м газа в год, газотранспортная система  протяженностью более 10 тыс. км с годовой пропускной способностью порядка 150 млрд. куб. м, три подземных хранилища газа (ПХГ) с общей мощностью порядка 4 млрд. куб. м газа.

В обрабатывающей промышленности в январе-декабре 2006 года к соответствующему уровню 2005 года объем промышленного производства возрос на 7,3 %.

 

   Перспективы обеспечения устойчивого экономического

роста Казахстана

 

В части обеспечения устойчивого экономического роста Казахстана предстоит решить ряд задач путем реформирования системы государственного планирования, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, развития финансового сектора, регулирования деятельности естественных монополий, развития конкуренции и предпринимательства, а также внедрения принципов корпоративного управления.

Повышение эффективности экономической политики будет осуществляться через внедрение системы управления, ориентированной на результаты.

Правительство разработает и внедрит целевые индикаторы результативности и эффективности государственных, отраслевых (секторальных), региональных и бюджетных программ, а также каждого государственного органа. На это будет направлена система планирования, координации и контроля.

Будут приняты нормативные правовые акты, которые позволят эффективно функционировать системе государственного планирования в условиях рыночных отношений, повысить качество государственных услуг, ориентировать деятельность государственных органов на достижение стратегических целей.

Правительство обеспечит условия создания благоприятного налогового и инвестиционного климата, развития бизнеса, активизирует работу по снижению административных барьеров, повышению производительности экономики. 

Будут совершенствоваться методы государственного регулирования экономики с акцентом на уменьшение бюрократического вмешательства в вопросы развития бизнеса. Отношения с предпринимательством будут выстроены на принципах партнерства, честности и прозрачности. Наряду с этим, планируется принять меры по укреплению института частной собственности как основы гарантий прав и свобод граждан.

Государственное планирование будет направлено на сопровождение и управление процессами по обеспечению роста конкурентоспособности страны.

В связи с этим будут разработаны Стратегия  устойчивого роста конкурентоспособности Республики Казахстан, а также ряд нормативных правовых актов по государственному планированию, регламентирующих вопросы стратегического, среднесрочного и бюджетного планирования, мониторинга, контроля и ответственности всех субъектов планирования, направления деятельности органов государственного управления на конечные результаты.

Будут  изменены  требования  к  содержанию,  процедурам  разработки  и  утверждения,  реализации  государственных, отраслевых  (секторальных),  региональных  и бюджетных программ.

Будут приняты нормативные правовые акты по:

внедрению стратегического планирования в государственных органах;

оценке деятельности государственных органов на предмет достижения конечных результатов;

совершенствованию системы государственной статистики, позволяющей осуществлять мониторинг эффективности выполнения государственных, отраслевых (секторальных), региональных, бюджетных программ и прогресс в достижении стратегических целей государства, исключению дублирования государственной статистической отчетности6.

Будет усовершенствована методология разработки  экономических прогнозов. 

Предстоит разработать специальный механизм оценки влияния предлагаемых государственными органами решений на уровень конкурентоспособности экономики.

Правительством будет продолжена работа по совершенствованию бюджетного планирования.

Главной целью этой работы станет внедрение системы бюджетного планирования, ориентированной на результаты.

Такая система позволит оценивать качество предоставления государственных услуг,  степень  достижения  стратегических  целей  и  задач, а также будет использована как инструмент повышения производительности работы государственных органов.

Это предполагает  поэтапный  переход к  бюджету,  ориентированному на результаты,  а  также  внедрение  контрактных  обязательств по модели «заказчик-исполнитель», в первую очередь, с  администраторами  бюджетных  программ.  Будут приняты меры по предоставлению большей самостоятельности администраторам бюджетных программ в использовании бюджетных средств.

Будет  внедрена  система  отчетности,  открытая  для  общества,  а  также  налажена  система  внутреннего  и  внешнего  контроля.

Направления расходования бюджетных средств будут взаимоувязаны со стратегическими (программными) документами страны и иметь четкие приоритеты по диверсификации и повышению конкурентоспособности экономики. Неэффективные расходы будут сокращены.

Будет внедрена методика оценки и мониторинга инвестиционных проектов, финансируемых за счет бюджетных средств, усилены требования к их подготовке.

Для проведения взвешенной фискальной и денежно-кредитной политики темпы роста расходов государственного бюджета будут взаимоувязаны с темпами роста экономики.

В целях снижения зависимости экономики от сырьевого сектора и сокращения ненефтяного дефицита бюджета предстоит усовершенствовать механизм формирования и использования средств Национального фонда.

При определении объемов бюджетных средств на планируемый период будут учитываться степень достижения установленных  индикаторов  и эффективность  исполнения  бюджетных  программ.

Информация о работе Экономический рост в Республике Казахстан