Экономический рост и его особенности в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 09:12, реферат

Описание работы

На карте мира в 1991 году появляется новые изменение. Из одного большого государства красного цвета выделяются и получает свою независимость около 15 стран. Как позже выяснится распад некогда могучего Советского союза был необходим и неизбежен. С получением независимости и становление нового государства означало что в кадровой политике появляются новые свободные места. Как например президент, премьер министр, министры всякого значения да и все должности были востребованы новые кадры. Пропала давление с Москвы и тем самым пропал бюджет.

Содержание

Получение независимости и становление Казахстана как самостоятельная Республика.
Вынужденные шаги и приоритеты.
Дальновидный взгляд лидера.
Экономический рост.

Работа содержит 1 файл

Экономический рост и его особенности в Казахстане.docx

— 51.69 Кб (Скачать)

Экономический рост и его  особенности в Казахстане.

План

Получение независимости  и становление Казахстана как  самостоятельная Республика.

Вынужденные шаги и приоритеты.

Дальновидный взгляд лидера.

Экономический рост.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Получение независимости  и становление Казахстана как  самостоятельная Республика.

 

     На карте  мира в 1991 году появляется новые изменение. Из одного большого государства красного цвета выделяются и получает свою независимость около 15 стран. Как позже выяснится распад некогда могучего Советского союза был необходим и неизбежен. С получением независимости и становление нового государства означало что в кадровой политике появляются новые свободные места. Как например президент, премьер министр, министры всякого значения да и все должности были востребованы новые кадры. Пропала давление с Москвы и тем самым пропал бюджет. И вопросы финансирования и планирование бюджета решались в нутрии государства с новыми людьми на новом уровне. Конечно это было самые трудные времена. Когда все было в тумане не было видно будущего и свет в конце туннеля не был виден. Но по словам президента в те времена на руле управление были те самые люди у которых был твердый взгляд и убеждение тем самым все работали не покладая рук. У всех горели глаза когда они мечтали об одном и том же. И это было хорошо. Когда все работают в одном направление. А именно Терещенко Сергей Александрович находился в должности Премьер-министра с 16 октября 1991 года по 14 октября 1994 года или 1094 дней.      Кажегельдин Акежан Магжанович "премьерствовал" почти столько же, сколько и его предшественник — с 14 октября 1994 года по октябрь 1997 года или 1092 дня. Тем не менее, он запомнился намного лучше чем Сергей Александрович. Балгимбаев Нурлан Утепович стоявший у истоков становления казахстанских государственных нефтяных компаний возглавлял Правительство в период с 10 октября 1997 года и переназначлся после выборов Президента с 21 января 1999 года по 1 октября 1999 год или 721 день. Самый, я полагаю, титулованный и известный дипломат современного казахстанской политикиТокаев Касым-Жомарт Кемелевич был Премьер-министром в период с 1999 года по 28 января 2002 года или 850 дня. Запомнился Касым-Жомарт Кемелович тем, что именно в его период "премьерствования" и произошла неприятная для власти история с младотюрками или как он их назвал "киндер-сюрпризами", и его известным тв-заявлением. Тасмагамбетов Имангали Нургалиевич возглавлял Правительство с 28 января 2002 года по 11 июня 2003 года или 499 дней, что является самым коротким сроком. Ахметов Даниал Кенжетаевич согласно кулуарным слухам и разговорам был одним из самых жестких премьеров или как говорят "весовой". Был Прем И, наконец, наш долгожитель премьер Масимов Карим Кажимканович возглавляет казахстанское Правительство с 10 января 2007 года или 1549 дней, что является абсолютным рекордом. Начало его "премьерства" совпало с началом экономического кризиса, который мы сначала упорно не замечали, а потом успешно победили. С середины 2009 года по поручению Главы Государства активно, а точнее форсированно идем по пути индустриально-инновационного развития. ьер-министром с 13 июня 2003 года по 8 января 2007 года или 1305 дней. Но и он долго не сидел и ушел 24 сентября 2012 года. И тем же днем новым Премьер-министром Казахстана стал Серик Ахметов. Указ о его назначении на эту должность подписал Глава государства тем же днем. Я решил вспомнить и написать их имена ведь раскрывая мою тему вот те люди кому мы обязаны тем что сегодня в Казахстане хороши экономически рост и благосостояние. Но конечно самую большую роль играет президент Назарбаев. И так получив независимость у нас возникли новые проблемы и задачи дефицит товаров в прилавках магазина быстрый рост инфляции девальвация переход на новую валюту и многое другое. Из слов президента -«Без четкой цели не могут существовать ни человек, ни властные структуры, ни общество», - писал в 1992 году Н.А. Назарбаев в «Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства». Осознание идеалов, высокая мечта, определение целей, каждый раз все более высоких и рассчитанных на далекую перспективу, во многом определяли стратегию нашего государства, основные их направления и выбор программы действий. Были четко обозначены общие контуры модели стратегического государственного управления, которые определяются миссией, конкретными концептуальными целями и задачами, основными приоритетами, имеющимися возможностями, а также проблемами, трудностями и перспективами и планово-проектировочными действиями. Имея в своей основе экономические, социальные, национальные, политические и международные приоритеты, они охватывают все сферы государственного управления. При этом важной отличительной особенностью общей модели стратегического развития Казахстана является решение проблемы социальных взаимодействий, поскольку казахстанское общество, на развитие которого направлены стратегические действия, представляет собой такое поли субъектное образование, в котором различные составляющие реализуют разные структуры социального бытия. Поэтому казахстанская стратегия, одна из первых на постсоветском пространстве выбравшая путь поэтапного стратегического планирования, объединяет в себе как проектирование, так и реализацию социальных взаимодействий между разными субъектами, с присущими им установками, ценностями и приоритетами.

   Все стратегии развития обновляли жизненные ценности казахстанцев, и становление государственности открывало новые возможности и приоритеты с учетом социально-экономических изменений Казахстана и его места в глобальной политике. Поэтому, с одной стороны, можно говорить о неразрывности и непрерывности предложенных Президентом страны стратегий управления, а с другой - выделить основные этапы развития системы государственного управления.

Первый этап (1991-1995 годы) - от стратегии обретения суверенитета и независимости до принятия Конституции, заложившей фундамент государственного устройства. Этот этап обозначил также переход от плановой экономики к рыночной системе, от тоталитарного общества - к демократическому.

В процессе распада СССР, провозглашения Декларации о государственном  суверенитете (25 октября 1990 года) и принятия Конституционного закона о государственной независимости (16 декабря 1991 года) особую остроту приобрел вопрос о государственности Казахстана. Ибо для независимого Казахстана самым важным было состояться как государство. Обретенная независимость могла быть реализована в полной мере не только через признание на международной арене, вступление в различные международные организации, но и, прежде всего, в форме государства с сильной президентской властью, с собственной стратегией развития и собственными государственными институтами власти. При этом важной задачей этого периода стала реализация идеи «благосостояние для всех», которая названа ключевой в «Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства» 1992 г.). А в монографии «Стратегия ресурсосбережения и переход к рынку» (1992 г.) был обозначен стратегический курс на интенсивное развитие производительных сил в Казахстане.

Поучительными сегодня представляются размышления Президента о том, как страна делала первые и самые сложные шаги на пути формирования социальной рыночной экономики и создания правовых и других условий для реализации принципа экономического самоопределения человека, как использовались косвенные методы регулирования экономики, закладывались основы новой бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и социальной политики, с чего начинался процесс разграничения ветвей власти, как Казахстан принимал решение об отказе от ядерного оружия и как закладывались основы многовекторной внешней политики. Важным на этом этапе стал идеологический срез, включающий такие стратегически важные приоритеты, как межнациональное согласие, общенациональное единство, религиозная толерантность и свобода вероисповедания, модернизация казахстанского общества.

Конституция 1993 года, разработанная  под руководством Н.А. Назарбаева, обозначила процесс оформления нового качества Республики Казахстан как нового государства-преемника бывшей Казахской ССР, ставшего верховным и единственным субъектом, хозяином всех природных богатств и экономического потенциала. Народ же был признан выразителем интересов государства во внутренних и международных делах. Что касается государственной власти, то впервые был закреплен принцип разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти, что позволило отойти от тоталитарной организации власти на основе классовой идеологии и однопартийности, открыв возможность регулирования социальных отношений в демократическом обществе через политическое многообразие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вынужденные шаги и приоритеты

Так распорядилась судьба, что время трудных раздумий и  решений о радикальном переустройстве жизни выпало на нашу долю. В ближайшие  годы нам предстоит осуществить  глубокие политические и экономические  реформы.

Тоталитарное общество, создававшееся многолетними усилиями коммунистического режима, развалилось буквально на глазах, причем без ощутимого внешнего воздействия. Можно назвать немало причин столь быстрого и необратимого разрушения, казалось бы, мощнейшей сверхдержавы. Но, по-моему, главная из них заключается в том, что в СССР изначально отсутствовал механизм самовосприятия и самоопределения человека. Советские люди никогда по-настоящему не чувствовали себя истинными хозяевами своей жизни, своей собственности, своей страны, а были лишь безгласными винтиками партийно-государственной машины.

Убежден, что не выделенность личности из общей массы, всеобщая уравниловка — не только показатель архаичности общественного строя, но и огромное социальное зло, лишающее человека одного из главных его прав — права выбора. Не случайно, как только прежние идеологические догмы развеялись в прах, многие растерялись и уже не могут' найти ответа на нормальный человеческий вопрос: «Кто мы и кем станем в ближайшем и отдаленном будущем?» Большинство людей живут сегодня ощущениями путника, потерявшего знакомые ориентиры. Да, мы отказались от строительства «светлого будущего» по туманным и мало кому понятным проектам. Но означает ли это, что нам теперь вообще чужды любые перспективы? Конечно же, нет. Древние греки говорили: для корабля, который не знает, в какую гавань ему идти, ни один ветер не будет попутным. Без четкой цели не могут существовать ни человек, ни властные структуры, ни общество. Людей, живущих без осознанного идеала, высокой мечты, неизбежно захватывает стихия мелких, обывательских интересов, сиюминутной материальной выгоды. И, как следствие, наступает общественная деградация. Вот почему столь необходима сегодня четкая, конкретная концепция экономического и социального развития, дающая каждому возможность увидеть азимуты нашего движения, обрести уверенность в предсказуемости событий, в достижении конечного результата.

Казахстан, как и другие страны СНГ, взял курс на создание социально  направленной рыночной экономики, отличающейся эффективным ростом производства, его  нацеленностью на человека и его  растущие потребности. Прошло сравнительно мало времени после начала радикальных  политических и экономических реформ. Но уже наметились и постепенно нарастают  преобразования в развитии производительных сил и в отношениях собственности, означающие становление системы  рыночных отношений.

Общество и экономика  приобретают все более открытый характер. Развитие демократии, рефор-мирование производственных отношений и движение к полноценному рынку признаны безальтернативным средством вывода экономики из кризиса, создают благоприятный климат для становления полноправного независимого государства.

Следуя этим курсом, мы должны твердо оценить существующие реалии, отказавшись от каких бы то ни было экзальтированных прорывов, взять на вооружение спокойный и взвешенный практицизм. И главное — все  общественные преобразования необходимо осуществлять в соответствии со сложившейся  психологией и традициями народа, с обязательным учетом рудиментов прежнего тоталитарного режима в нашем  сознании и поступках от которых  невозможно быстро освободиться, как  бы нам этого ни хотелось.

Важно понять, что никто  за нас не преобразует Казахстан, не добьется для него достойного места  в мировом сообществе, не поднимет стандарт нашей жизни. Убежден, что  без видения всеми людьми концептуальной траектории движения, без понимания  дальних целей, без конкретной программы  шагов в их стратегической связке не будет подлинного обновления, оно  останется пустым разговором.

Какие же конкретно стратегические цели и задачи мы ставим перед собой  сегодня? Если иметь в виду сферу  политики, то они заключаются в  следующем:

развитие молодого суверенного  государства в направлении формирования сильной президентской республики. При этом важно не дать размыться национальным чертам государственного образования, иначе оно станет простой суммой административно-территориальных единиц. Существующие проблемы внутренней политики тесно связаны с тем неоспоримым фактом, что Казахстан впервые в своей новейшей истории получил реальные условия для всестороннего саморазвития, совершаемого в целях возрождения самобытности казахского этноса и других национальностей, составляющих разнообразную мозаику населения республики. Поэтому фундаментальным положением внутренней политики выступает принцип межнационального консенсуса. Это и определяет особенности казахстанского пути построения демократического правового государства и особенности нашего вхождения в мировое сообщество;

создание многопартийной системы, углубляющей демократические  преобразования и способствующей консолидации многонационального общества, выдвигающей  новых политических деятелей и лидеров;

обеспечение стабильности как  главной политической цели, как необходимого условия успешного осуществления  экономических реформ, особенно в  переходный период;

заключение с учетом геополитического самоопределения многосторонних и  разно вариантных   военно-политических и экономических союзов, обеспечивающих безопасность и суверенность Казахстана;

повышение политического  веса Казахстана в мировом сообществе за счет соблюдения демократических  свобод и прав человека, отыскания  собственного и весомого места в  мировой экономике; использование  выгодного геополитического положения  Казахстана в технологии вхождения  в мирохозяйственные связи. Занимая  срединное положение между Европой  и Азией, территория Казахстана с  исконно проживающими здесь многочисленными древними племенами и их потомками была ареной оживленных торговых и политических связей. И сегодня Казахстан может сыграть стратегически важную роль связующего звена между Европой, среднеазиатской частью бывшего СССР, быстро прогрессирующим Азиатско-Тихоокеанским регионом и югом Азиатского материка.

В сфере экономики мы поставили  перед собой следующие цели:

формирование социально  направленной рыночной экономики, основанной на конкурентных началах, с сочетанием и взаимодействием основных форм собственности (частной и государственной), каждая из которых будет выполнять  свои функции в общей системе  экономических и социальных взаимосвязей;

создание правовых и других условий для реализации принципа экономического самоопределения человека и развития предпринимательской  деятельности.

Доля государственной  собственности будет постоянно  уменьшаться и в перспективе, по-видимому, установится в пределах 30—40 %. Это обусловлено тем, что  стержень нашей экономики образуют отрасли, базирующиеся на богатствах недр, которые составляют исключительную собственность республики.

Но на всех этапах нашего движения к социально направленному  рыночному хозяйству будет при-сутствовать активное использование государственного регулирования. Это связано не столько с наличием в экономике республики государственного сектора, сколько с экономическими функциями государства, осуществляемыми через бюджет, налоговую, кредитную и социальную политику.

Воздействие правительства на экономику, формирование ее рациональной структуры будут все больше приобретать макроэкономический характер, принимаемые им решения будут основаны на рыночных импульсах и связаны с регулированием денежного обращения, политикой в области налогов, таможенных пошлин и бюджета, валютного курса и банковского процента, экспортно-импортных квот и лицензий;

перевод экономики на интенсивный  путь развития на основе усиления воздействия  экономических (рыночных) методов стимулирования воспроизводства и конкуренции, ускорения научно-технического прогресса, последовательного проведения курса  на ресурсосбережение и достижения на каждом предприятии наилучших  конечных результатов с наименьшими  затратами;

Информация о работе Экономический рост и его особенности в Казахстане