Экономический рост и его особенности в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 09:12, реферат

Описание работы

На карте мира в 1991 году появляется новые изменение. Из одного большого государства красного цвета выделяются и получает свою независимость около 15 стран. Как позже выяснится распад некогда могучего Советского союза был необходим и неизбежен. С получением независимости и становление нового государства означало что в кадровой политике появляются новые свободные места. Как например президент, премьер министр, министры всякого значения да и все должности были востребованы новые кадры. Пропала давление с Москвы и тем самым пропал бюджет.

Содержание

Получение независимости и становление Казахстана как самостоятельная Республика.
Вынужденные шаги и приоритеты.
Дальновидный взгляд лидера.
Экономический рост.

Работа содержит 1 файл

Экономический рост и его особенности в Казахстане.docx

— 51.69 Кб (Скачать)

завоевание собственных  или разделение с другими странами выгодных позиций на мировых товарных рынках на базе природных ресурсов Казахстана и реконструкции его  экономики за счет опережающего развития перерабатывающих и наукоемких отраслей, экспортных и импорто заменяющих производств с привлечением современной зарубежной и отечественной техники и технологий;

насыщение потребительского рынка как одного из главных путей  усиления мотивации к труду, повышения  качества жизни каждой семьи и  создания социальной стабильности. Интерес  к труду не будет по-настоящему сильным, пока нет достаточного изобилия потребительских товаров. Без этого  также не преодолеть инфляцию и бюджетный  дефицит;

привлечение и эффективное  использование иностранных инвестиций для развития и подъема экономики.

Осуществляя переход к  рынку, мы одновременно должны не только преодолеть хозяйственный кризис, но и провести структурную перестройку  экономики и конверсию оборонных  предприятий, устранить наше техническое  и технологическое отставание, превратиться в высокоиндустриальную страну с  экологически чистыми производствами. Очень важно активное участие  республики в международных экономических  и финансовых органах, открытие сети зарубежных банков.

Вместе с тем потенциал  Казахстана настолько богат, что  в обозримой перспективе можно  реально предполагать превращение  республики в государство, которое  будет вкладывать свой капитал в  экономику других стран.

В сфере социального развития перед нами стоят такие задачи:

создание общества, в котором  было бы на деле обеспечено благосостояние всех: в детском, юношеском, трудоспособном и нетрудоспособном возрасте и состоянии;

обеспечение каждому желающему предпринимательской свободы и возможности приложения сил в любой друғой сфере деятельности с тем, чтобы более способный, трудолюбивый и предприимчивый достигал в обществе более высокого социального статуса.

Как мы убедились на своем  опыте, уравнительность, отсутствие экономической  свободы губят в человеке активное начало, стремление поступать самостоятельно, быть ответственным за свою судьбу. Для общества это оборачивается  потерей динамизма, порождает социальное иждивенчество;

развитие этнической самобытности и сохранение национально-культурного  многообразия Казахстана, укрепление на этой основе его престижа в мире как региона со стабильным общественно-политическим климатом;

повышение трудовых доходов, пенсий и пособий по мере роста  и стабилизации экономики, ее интеграции в мирохозяйственные связи, но и  одновременно борьба против незаконного  обогащения.

Таким образом, концептуальная модель развития Казахстана предусматривает  создание общества открытого типа, демократического, миролюбивого государства:

являющегося сильной президентской  республикой, гарантирующей права  и свободы человека, политический и идеологический плюрализм, обеспечивающий стабильный гражданский мир и  межнациональное согласие, надежную оборону и безопасность, занимающей достойное и равноправное положение  в международном сообществе;   опирающегося на развитую рыночную экономику  с многообразными формами собственности  и социально ответственным предпринимательством, здоровой конкуренцией, разумным участием иностранных инвесторов;

имеющего четко выраженную социальную направленность, создающего всем без исключения равные условия и возможности для применения своих способностей и материально благополучного существования, сохраняющего и развивающего национальную самобытность каждого народа, проводящего политику национального консенсуса как основы стабильного развития.

Чтобы такая модель стала  реальностью, от каждого человека независимо от его национальности, вероисповедания, политических симпатий и антипатий  требуется четкое понимание того, что без глубоких преобразований в экономике Казахстан, как и  другие страны СНГ, никогда не будет  иметь достойного будущего. К процветающему  обществу можно прийти только через  рынок, открытую экономику, всемерную поддержку предпринимательства. Если говорить абсолютно конкретно, то в ближайшие годы нам предстоит нормализовать потребительский рынок, за следующие 7—10 лет — сделать крупные шаги по преодолению сырьевого характера экономики и развитию инфраструктуры, еще за 5—7 лет войти в число новых индустриальных стран. Это можно рассматривать как продиктованный временем социальный контракт между властью и народом, но при условии, что обе стороны будут свято выполнять свои обязательства по его реализации.

В предлагаемой читателям  книге автор сделал попытку изложить более развернуто, опираясь прежде всего на собственный опыт и в известной мере на опыт других стран, конкретные направления и пути перехода к социально направленному рынку, а также показать рост и значение рыночных методов хозяйствования для реализации отмеченных выше экономических и социальных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.

Экономический рост – это  увеличение реального ВНП в долгосрочном периоде, это наиболее важный показатель экономических успехов станы. Для  измерения экономического роста  используются показатели абсолютного  прироста или темпов прироста реального  ВНП в целом или на душу населения.

Принято выделять три основных типа экономического роста: экстенсивный, интенсивный и смешанный (реальный). Характеристика этих типов дана выше. Особенность современного экономического роста состоит в том, что он тесно связан с ростом производительности труда.

Экономический рост определяется следующими основными факторами:

1.Вложениями в человеческий  капитал, что дает возможность  использовать труд высококвалифицированных  работников.

2.Наличием основного капитала, количеством и качеством природных  ресурсов и новыми технологиями.

3.Эффективностью использования  всех ресурсов.

4.Увеличением совокупного  спроса, особенно такого его компонента  как инвестиции. Доля инвестиций  в ВВП более 25 % способствует  высоким темпам экономического  роста.

Также немаловажную роль играют благоприятные погодные условия  и отсутствие природных катаклизмов, грамотная государственная политика, достаточно высокий уровень сбережений (не менее 12-14 % ВВП), причем направляемых на фондовый рынок, увеличение расходов на науку и образование.

Существуют следующие  модели экономического роста:

1)         Классические модели.

Один из имеющихся на сегодня  подходов основан на теории производственных функций. Реальные темпы прироста ВНП  можно разложить на совокупный вклад  факторов производства (затраты труда  и затраты капитала) и остаток (названный именем лауреата Нобелевской  премии, американского экономиста Р.Солоу), принимаемый как вклад повышения производительности на единицу затрат, делится на вклад «улучшения распределения ресурсов» и вклад «научно-технического прогресса». Остальное составляют совершенствование системы управления, маркетинга, повышение эффективности внешнеэкономических связей и т.д. Остаток Солоу можно считать вкладом научно-технического прогресса, т.к. все его компоненты связаны с научно-техническим прогрессом. Определяется остаток Солоу из следующей производственной функции:

∆Y =∆ A • ∆Ka • ∆ Lb ,

где ∆Y - темп экономического роста,

∆ A – вклад научно-технического прогресса,

∆K- изменение капиталовооруженности,

∆ L- изменение занятости,

a,b-степенные коэффициенты, показывающие долю факторов K и L в национальном доходе.

В кейнсианских моделях (Домара-Харрода) рассматривается влияние на экономический рост инвестиций, как компонента AD, с учетом мультипликатора и акселератора.

Основными целями экономического роста любой страны, в том числе  Республики Казахстан, являются повышение  благосостояния населения. В последнее  десятилетие в мире все более  актуальным становится вопрос о качестве экономического роста, в связи с  чем, все больше внимания уделяется  таким аспектам экономического роста  как экологическая безопасность, социальная направленность и использование  высоких технологий. Приоритетным направлением является достижение экономического роста  путем укрепления внутриполитической стабильности и единства общества.

Государственная политика Республики Казахстан в области экономического развития определяется такими стратегическими  документами, как Программа «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение  благосостояния всех казахстанцев» и Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.

Послание Президента страны народу Казахстана. Н. А. Назарбаев «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение  благосостояния всех казахстанцев» включает следующие семь долгосрочных приоритетов:

1.         Национальная оборона.

2.         Внутриполитическая стабильность и консолидация общества.

3.         Экономический рост, базирующийся на открытой 

рыночной экономике с  высоким уровнем масштаба иностранных  инвестиций и внутренних сбережений.

4.         Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана.

5.         Энергетические ресурсы.

6.         Инфраструктура, в особенности транспорт и связь

7.         Профессиональное государство.

Эти долгосрочные приоритеты должны служить для концентрации усилий государства и наших граждан, стать основой критериев при  формировании бюджета страны и кадровой политики. Стратегия концентрирует  усилия на конкретных действиях, намеченных в годовых, трех и пятилетних планах. Приоритетные цели стратегического  плана:

1.                 Укрепление национальной безопасности путем более активных отношений с ведущими странами, привлечения капитала в энергетический сектор Казахстана и разработки военной доктрины нашей страны.

2.                 Решение наиболее острых проблем села.

3.                 Борьба с бедностью и безработицей.

4.                 Достижение экономического роста путем укрепления внутриполитической стабильности и единства общества.

5.                 Завершение всех социально-экономических реформ, итогом которых является своевременная выплата пенсий, заработной платы и социальных пособий.

6.                 Создание благоприятного инвестиционного климата.

7.                 Ускорение реформы правительства и государственной службы, усиление борьбы с коррупцией и злоупотреблениями.

В Республике Казахстан документом, определяющим изменение качества экономического роста на современном этапе, является Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, правовой основой которой является Указ Президента Республики Казахстан  от 17 мая 2003 года № 1096 «О Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы», а также Постановление  Правительства Республики Казахстан  от 1 августа 2003 года № 775 «О неотложных мерах по развитию институционального обеспечения научно-инновационной деятельности, направленной на реализацию Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы», Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 июля 2003 года № 712-1 «Об утверждении Плана мероприятий на 2003-2005 годы по реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы» (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 29.12.03 г. № 1341; от 22.01.04 г. № 68; от 18.11.04 г. № 1218; от 03.12.04 г. №1257, Программа Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы от 16.02.2006).

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан была принята с целью достижение устойчивого  развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике. Основным вопросом Стратегии является увеличение производства конкурентных товаров и услуг в обрабатывающей промышленности, а также стимулирование развития экспортоориентированной продукции. Ее реализация осуществляется в 3 этапа: первый – 2003-2005 гг., второй – 2006-2010 гг., третий – 2011-2015 гг.

Наиболее важными задачами Стратегии являются:

1) Обеспечение в обрабатывающей  промышленности среднегодовых темпов  роста в размере 8-8,4%. По данным  статистики, начиная с 2005 г., темпы  роста в обрабатывающей промышленности  превысили аналогичный показатель  в горнодобывающей промышленности (соответственно 106 и 103,2 %%). Учитывая, что СИИР была принята в  2003 г., внешний временной лаг составил 2 года.

2) Повышение производительности  труда к 2015 г. по сравнению  с 2000 г. не менее чем в  3 раза и снижение энергоемкости  ВВП в 2 раза. В качестве индикаторов  международной конкурентоспособности  выпускаемой продукции отраслей, включенных в кластеры, приняты:

- превышение доли продукции  отрасли на мировом рынке над  суммарной долей страны в общей  мировой торговле;

- превышение отраслевого  экспорта над импортом.

Потенциальная конкурентоспособность  имеет место при превышении следующих  мировых показателей: темпов роста  объемов продаж; прибыли и инвестиций; уровня производительности труда в  отрасли .

3) Повышение производительности  основных фондов обрабатывающей  промышленности;

4) Стимулирование создания  наукоемких и высокотехнологичных  экспортоориентированных производств. Научно-технологическая политика Казахстана направлена на внедрение новых технологических укладов, освоение новых переделов в обрабатывающей промышленности, развитие национального научно-технического потенциала, преодоление разрыва между наукой и производством, стимулирование инновационной деятельности, обеспечение реального трансферта передовой иностранной технологии;

5) Переход на мировые  стандарты во всех отраслях  экономики и управления;

6) Создание предпринимательского  климата, структуры и содержания  общественных институтов, которые  будут стимулировать частный  сектор и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей (ЦДС) в конкретных производствах в виде кластеров, добиваясь наибольшей добавленной стоимости. Теория ЦДС первоначально являлась микроэкономической концепцией, а затем стала применяться на макроэкономическом уровне. В настоящее время устойчивое развитие страны зависит от того, насколько она интегрирована в ЦДС, поэтому важно вовлечь отечественные компании в те отрасли, где ЦДС высокая. Под «кластером» (английский, «пучок») понимается группа компаний или фирм, работающих в разных секторах экономики, деятельность которых направлена на производство одного конечного продукта. По определению М.Портера, кластеры – группы промышленных отраслей, зависимых от связей разного вида. Национальные кластеры формируются компаниями и секторами экономики посредством вертикальных (покупатель-поставщик) или горизонтальных (общие потребители, технология) связей с основными участниками, находящимися в одном регионе. Кластеры должны располагаться поблизости, обычно на расстоянии одного дня езды на машине, дальние расстояния ассоциируются с низкой динамикой и снижением конкурентоспособности. Географическое сосредоточение конкурентов, потребителей и поставщиков в регионе способствует инновационным внедрениям и конкурентоспособности в кластере. Конкурентоспособность кластера будет больше, чем сумма его составляющих компонентов, так как дополнительные сравнительные преимущества возникают через связи внутри этой системы.

Информация о работе Экономический рост и его особенности в Казахстане