Экономическое районирование России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Нельзя понять особенности и проблемы любой страны, не оценивая ее внутреннее территориальное разнообразие. Это особенно важно для России, чрезвычайно контрастной по природе, историческим особенностям, расселению населения, экономике. Без глубокого изучения порайонных (региональных) географических особенностей невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом. Виднейшие ученые России (М. В. Ломоносов, К. А. Арсеньев, В. Н. Татищев, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Д. И. Менделеев, Н.Н. Колосовский) применяли метод районирования – деления страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей.

Содержание

Аннотация 2
Введение 4
1 История формирования экономических районов. 6
1.1 Административное устройство России до революции. 6
1.2 Формирование административно - территориального деления после революции. 7
2 Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России 10
2.1 Основные принципы районирования 11
2.2 Реформирование региональной политики 13
2.3 Перспективы развития 16
Заключение 19
Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

ТОО курсовая.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

    Сложилось современное административно-территориальное  деление России. В Российскую Федерацию входят следующие республики: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия – Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан, Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика.

    Вместе  с тем следует отметить, что  Чечня заявила полный суверенитет  вне Российской Федерации и не намерена подписывать Федеративный договор, в то же время законом  РФ от 4 июня 1992г. не признается существование  вне Федерации Чеченской республики.

    Автономной  областью в составе России пока осталась одна – Еврейская; другие же автономные области преобразованы в республики. В состав России входят 10 автономных округов: Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Агинский Бурятский, Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий. Осталось неизменным количество краев – 6: Ставропольский, Краснодарский, Красноярский, Алтайский, Приморский, Хабаровский и областей – 49.

  1. Основы  современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России
 

    Современный экономический район – это  целостная территориальная часть  народного хозяйства страны, имеющая  свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями. Основные принципы районирования

 

    Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться как с точки зрения установления наиболее целесообразного

    территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.

    Национальный  принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.

    Административный  принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия  для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

    Эти принципы являются основополагающими  для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный им трудовой опыт и т.д.

    Экономическое районирование не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. Формирование в ряде крупных экономических  районов программно-целевых ТПК может привести к разукрупнению экономических районов. Идет процесс развития программно-целевых ТПК – Тимано-Печорского, ТПК на базе КМА, Западно-Сибирского, Канско-Ачинского (КАТЭК), Саянского, Южно-Якутского. Они формируются на базе уникальных природных ресурсов.

    Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические  единицы): крупные экономические  районы; районы среднего звена –  края, области, республики; низовые  районы – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.

    Каждый  вид экономического районирования  отвечает определенным задачам территориального развития. Высшее звено районирования  – крупные экономические районы – используется центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Крупные экономические районы – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5 – 7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.

    Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями  хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве  сельским хозяйством и сферой услуг.

    Областные районы имеют свои экономические  признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров  обеспечивают ведущее место города. Низовые экономические районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

    Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами  экономики, тенденциями дальнейшего  развития. На больших территориях  зон четко вырисовываются общие  крупные межрайонные проблемы.

Главные принципы выделения экономических зон  – уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.

    Главные принципы выделения экономических  зон – уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.

    Существуют  две экономические зоны – Западная (европейская часть России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний  Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района – Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток.

    1. Реформирование  региональной политики
 

    В условиях становления и развития рыночных отношений формируется  новая региональная политика. Следует  отметить особую важность регионального  аспекта экономических реформ, проводимых у нас в стране.

    Вследствие  огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических  и других условий определены подходы  к особому развитию экономики  каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут:

  1. учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;
  2. перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов;
  3. децентрализация процессов управления реформой, активизация экономической деятельности на местах;
  4. необходимость разработки специальных программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными условиями.

    В экономических реформах большое  внимание уделяется мероприятиям по пространственной интеграции экономики  России. К ним относятся создание механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию общероссийского территориального разделения труда и един. Рыночного пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, экономического и политического сепаратизма.

    Главная социальная региональная цель политики в социальной сфере – обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе. Региональная политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения, сохранение целостности и единства страны. Главная цель региональной политики в экономической сфере – это рациональное использование природно-экономических возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономических связей регионов. Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим:

  1. Реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, приватизации.
  2. Преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной; производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель.
  3. Стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы).
  4. Продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах России за счет нецентрализованных инвестиций и с приоритетным развитием производств по комплексному использованию добываемого сырья с соблюдением строгих экологических стандартов.
  5. Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса.
  6. Переспециализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с учетом потенциальных переселенцев и передислокации военных частей из стран Восточной Европы и бывших республик СССР.
  7. Развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем – транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики.
  8. Преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей России.
    1. Перспективы развития
 

    В настоящее время в составе  России находятся 11 крупных экономических районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.

    Сегодня в условиях развития рынка можно  выделить три типа регионов России:

  1. Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область.
  2. Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.
  3. Многоотраслевые и депрессивные – значительная часть зоны Севера.

    Для первой группы регионов рекомендуется  всемерное поощрение мелкотоварного уклада как в городах, так и  в селах. Для регионов второго  типа предусматривается привлечение иностранного капитала, в регионах третьего типа – создание особо благоприятного режима для предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов. Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные инфрастуктуры – фонды жилья, пенсионные фонды, страховые фонды, биржи, ассоциации. Рекомендуется ориентировать ассоциации на координированное решение важнейших задач: реализацию программ развития макрорегионов, создание фондов, повышение эффективности территориального разделения труда, развитие производства с учетом приватизации, внедрение новых технологий, расширение фермерских и подсобных хозяйств, разработку региональных программ возрождения сел, развитие малых городов, охрану окружающей среды, развитие связей с другими регионами. В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где развита тяжелая промышленность – особенно угольно-металлургическая, с крупными предприятиями-монополистами – Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где сосредоточены предприятия оборонного комплекса – Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Екатеринбургская, Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой производственной базой, в основном на севере.

    При структурной перестройке для  регионов особенно реальна угроза резкого  спада производства, массовой безработицы  и обострения социальной напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли коммерческих банков, расширение прав местных органов и социальная защита населения. Отдельным предприятиям в этих регионах будут даваться кредиты для поддержания производства и перепрофилирования на выпуск продукции социальной направленности.

Информация о работе Экономическое районирование России