Экономическое учение А.Смита

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:20, реферат

Описание работы

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть биографию и методологию А.Смита;
- изучить исторические условия формирования идей А. Смита;
- рассмотреть и проанализировать социально-экономические взгляды.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Становление и развитие экономических взглядов А. Смита…………... 5
1.1 Краткая биография А.Смита…………………………………………….. 5
1.2 Исторические условия формирования идей А. Смита…………………. 6
1.3 Методология А. Смита……………………………………………………. 7
2 Социально-экономические взгляды А.Смита…………………………… 9
2.1 Теория разделения труда, обмена и денег………………………………. 9
2.2 Концепция стоимости…………………………………………………….. 12
2.3 Вопросы экономической политики в теории А.Смита…………………. 14
Заключение………………………………………………………………… 15
Список использованной литературы ………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 

АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ

Кафедра менеджмента. 
 
 
 
 
 

Реферат 

по дисциплине: «экономическая теория» 

на тему: «Экономическое учение А.Смита» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                            Выполнил:

                                                                                          студент группы 47-83

                                                                     Мингазова А.Р. 

                                                                                         Проверил: 

К.э.н., доцент Киселева О.В.           
 
 
 
 
 
 
 

Альметьевск, 2009.

Содержание

  Введение…………………………………………………………………… 3
1. Становление и  развитие экономических взглядов А. Смита…………... 5
1.1  Краткая биография А.Смита…………………………………………….. 5
1.2  Исторические условия формирования идей А. Смита…………………. 6
1.3 Методология А. Смита……………………………………………………. 7
2 Социально-экономические взгляды А.Смита…………………………… 9
2.1 Теория разделения труда, обмена и денег………………………………. 9
2.2 Концепция стоимости…………………………………………………….. 12
2.3 Вопросы экономической  политики в теории А.Смита…………………. 14
  Заключение………………………………………………………………… 15
  Список использованной литературы ……………………………………. 17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Адам  Смит (1723-1790) – гениальный английский экономист, основоположник классической политической экономии.

Классическая  школа политической экономии возникла в период зарождения и утверждения капиталистического способа производства. В XVI в. в Англии в недрах феодального строя начинают развиваться новые, капиталистические отношения. Постепенно, с развитием мануфактур, происходит подчинение торгового капитала промышленному. Одновременно меркантилизм, изучавший проблемы обращения, уступает место классической школе, перенесшей исследования на сферу производства. Своего высшего развития классическая буржуазная политическая экономия достигла в трудах британских ученых Адама Смита и Давида Рикардо, поскольку Великобритания была в тот период самой передовой в экономическом отношении страной. Она обладала относительно высокоразвитым сельским хозяйством и быстро растущей промышленностью, вела активную внешнюю торговлю. Капиталистические отношения получили в Англии большое развитие: здесь выделились основные классы буржуазного общества: рабочий класс, буржуазия и землевладельцы. Буржуазия была заинтересована в научном анализе капиталистического способа производства. Таким образом, во второй половине XVIII в. в Великобритании сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли, каким было творчество шотландского экономиста и философа А. Смита.

      А. Смит был яркой и разносторонне развитой личностью. Достаточно сказать, что он получил образование в двух самых престижных университетах мира. Его интересы не были ограничены лишь экономикой или философией, он обладал широкими научными познаниями в других областях: например, получил степень магистра искусств и доктора прав. Кроме того, А. Смит общался с лучшими людьми своего времени, что в большой степени способствовало формированию его взглядов.

    Создание  своей экономической системы  он поставил главной целью научной  работы и исканий.

      Труды Адама Смита представляют  собой одну из вершин общественной мысли XVIII в. Адам Смит по праву считается отцом политической экономии. Целью данной курсовой работы является подробное изучение экономической теории А. Смита.

     Для достижения данной  цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть биографию и методологию А.Смита;

- изучить  исторические условия формирования идей А. Смита;

- рассмотреть  и проанализировать социально-экономические  взгляды.

    Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Становление и развитие экономических взглядов А. Смита

 
    1. Краткая биография А.Смита

    Адам  Смит родился в 1723 г. в семье шотландского таможенного чиновника в городе Керколди. Он получил хорошее образование в городской школе и университетах Глазго и Оксфорда, где увлекался историей, философией, литературой, изучил также математику и физику, стал одним из образованнейших людей своего времени. В 1751 г. Смит занял должность профессора нравственной философии (в сущности — общественных наук) в университете Глазго и преподавал там до 1764 г. В 1758 г. вышла в свет его первая большая книга «Теория нравственных чувств», посвященная философским вопросам этики. В ней нашли отражение прогрессивные идеи эпохи Просвещения. С 1764 по 1766 г. Смит, находясь во Франции и Швейцарии в качестве воспитателя одного молодого английского аристократа, встречался с Вольтером, Дидро, Д'Аламбером, Кенэ, Тюрго и другими французскими мыслителями. На него оказали некоторое влияние идеи физиократов.

    В   1767 — 1776   гг.   Смит  работал   над своим   главным трудом по политической экономии — «Исследование о природе и  причинах  богатства  народов»   (издан  в Лондоне в 1776 г.). При его жизни в Англии вышло пять изданий этой  замечательной  книги,  она   была   переведена   на  несколько языков. В своей работе Смит выполнил исторически назревшую задачу – привел в систему накопленные ранее знания об экономической базе общества и изложил их, руководствуясь общими теоретическими  принципами. Выполнению этой задачи способствовали личные качества Смита как ученого — способность к абстрактному мышлению,   знание  конкретной   экономической   жизни,   широта кругозора, умение систематично и логично излагать материал, литературный талант.

    В январе 1778 года А. Смит был назначен комиссаром таможни в Эдинбурге, оставаясь в этой должности до своей кончины в 1790 году.

    Из  особенностей характера А. Смита  известно, что ему были присущи  подчеркнуто деликатное поведение  и одновременно легендарная рассеянность.

      Книга   Смита   состоит   из   пяти   частей.   В   первой   он анализирует вопросы стоимости и доходов, во второй — природу капитала и его накопление. В них он изложил основы своего учения. В остальных частях Смит рассматривает развитие экономики Европы в эпоху феодализма и становления капитализма, историю экономической мысли и государственные финансы. Но и здесь, в массе конкретного материала, содержатся высказывания Смита по коренным проблемам.

   Книга Адама Смита оказала огромное влияние на последующее развитие экономической мысли. В частности, вся экономическая система Риккардо возникла как продолжение, развитие и критика теории Смита. Вплоть до середины XIX в. буржуазная экономическая мысль развивалась на основе учения Смита. Даже ученые, выступавшие против него, по существу пользовались научным методом и аппаратом, созданным Смитом. Книга Смита оказала большое влияние и на экономическую политику государства, особенно в Англии. К советам ученого прислушивался премьер-министр Уильям Питт.

  Последние годы жизни Адам Смит провел в Эдинбурге, где занимал пост в таможенном управлении Шотландии. Он умер в  1790 г.

    1.2 Исторические условия формирования идей А. Смита

 

     Своего  высшего развития классическая буржуазная политическая экономия достигла в трудах британских ученых А. Смита и Д. Рикардо, когда Великобритания была самой передовой в экономическом отношении страной. Британия обладала относительно высокоразвитым сельским хозяйством, быстро растущей промышленностью, вела активную внешнюю торговлю. Капиталистические отношения получили в ней большое развитие. Здесь выделились основные классы буржуазного общества: буржуазия, рабочие, землевладельцы.

     Вместе  с тем расширение капиталистических  отношений сковывалось многочисленными  феодальными порядками. Буржуазия  видела главного врага в дворянстве и была заинтересована в научном анализе капиталистического способа производства, чтобы выявить перспективы общественного развития.

     Таким образом, в Великобритании во второй половине ХVIII века сложились благоприятные  условия для взлета экономической мысли, каким было творчество А. Смита и Д. Рикардо.

1.3 Методология А. Смита

      В основу своих воззрений А. Смит положил идею естественного порядка. Он исходил из того, что люди, оказывая друг другу услуги, обмениваясь трудом и его продуктами, руководствуются стремлениями к личной выгоде. Но, преследуя личную выгоду, каждый человек, считал он, способствует интересам всего общества - росту производительных сил. В связи с этим он пишет о "невидимой руке", которая управляет сложным взаимодействием хозяйственной деятельности индивидуумов.

     Экономическая жизнь, по Смиту, развивается отдельно и независимо от воли людей и их сознательных устремлений. Это позволило  ему сделать вывод об определении  экономических явлений, стихий по складывающимся объективным законам. Однако, руководствуясь такими воззрениями, А. Смит не смог отобразить исторически преходящего характера способов производства: он рассматривал экономические категории в качестве вечных, а не исторических законов.

     Как и представители классической школы, А. Смит стремился проникнуть во внутреннюю физиологию общества и в связи с этим широко пользовался методом логической абстракции. Но не менее важной задачей политической экономии он считал необходимость показать конкретную картину экономической жизни, выработать рекомендации для экономической политики. Для достижения этой цели он сводил в систему поверхностные явления без связи их с внутренним способом исследования, которым пользовался в первом случае. Это привело к определенному дуализму его методологии.

     В результате экономическая система  А. Смита унаследовала все противоречия его метода исследования. И ярким  примером тому является двойственность трактовки стоимости. Свое влияние  на экономические взгляды А. Смита  окажет и недостаточное понимание  им исторических процессов замены одних экономических отношений другими.

2.Социально-экономические  взгляды А. Смита

    2.1Теория  разделения труда, обмена и  денег

 

     Исследования  Адама Смита о разделении труда  составляет три главы первой книги, которая называется “Причина увеличения производительности труда и порядок, в соответствии с которым его продукт соответствующим естественным образом распределяется между различными классами народа”.

     Первое  и главное утверждение, которое  выдвигает Смит, определяющее величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительной доли искусства, умения и сообразительности, с каким он (прогресс) направляется и прилагается-есть следствие разделения труда. Разделение труда есть важнейшее и неприемлемое условие прогресса развития производительных сил, развития экономики любого государства, любого общества. А. Смит приводит простейший пример действия разделения труда в малом и большом предприятиях (мануфактура в современном ему обществе) элементарное производство булавок. Рабочий, не обученный этому производству и не умеющий обращаться с машинами, употребляемыми в нем (толчок к изобретению машин был дан именно разделением труда) , едва ли сможет сделать одну булавку в день. При организации, которая существует на таком производстве, необходимо подразделение профессии на ряд специальностей, каждая из которых является отдельным занятием. Один рабочий тянет проволоку, другой выпрямляет ее, третий - обрезает, четвертый – заостряет конец, пятый – обтачивает его для насаживания головки, изготовление которой требует еще двух-трех самостоятельных операций, кроме того, ее насадка, полировка самой булавки, упаковка готовой продукции. Таким образом, труд в производстве булавки разделен на многоступенчатый ряд операций, причем в зависимости от организации производства и величины предприятия они могут выполняться каждая в отдельности один рабочий – одна операция) , либо объединяться в 2 – 3 (один рабочий – 2 – 3 операции) . На этом простейшем примере А. Смит утверждает несомненный приоритет такого разделения труда над трудом рабочего-одиночки. 10 человек рабочих вырабатывали 48000 булавок в день, в то время как один способен при большом напряжении 20 штук. Разделение труда в любом ремесле, в каких бы размерах оно не было введено, вызывает увеличение производительности труда. Дальнейшее развитие (вплоть до наших дней) производства в любой отрасли экономики явилось ярчайшим подтверждением “открытия” А. Смита.

Информация о работе Экономическое учение А.Смита