Эластичность спроса: её измерение и использование в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление - менеджмент.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЫНОЧНЫЙ СПРОС: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ. 4
1.1 Рынок 4
1.2 Закон спроса 6
1.3 Кривая спроса 7
1.4 Индивидуальный и рыночный спрос 8
1.5 Детерминанты спроса 10
1. 6 Изменения в спросе 11
1.7 Изменение величины спроса 16
1.8 Состояние спроса и задачи маркетинга 16
2. Спрос, предложение и эластичность. 18
2.1 Спрос, предложение, равновесная цена 18
2.2 Ценовая эластичность спроса 21
2.2.1 Эластичный спрос. 21
2.2.2 Неэластичный спрос. 22
2.2.3 Единичная эластичность. 22
2.2.4 Совершенно неэластичный спрос. 22
2.2.5 Совершенно эластичный спрос. 23
2.3 Формула ценовой эластичности 23
2.3.1 Использование показателей процентных изменений. 24
2.3.2 Отрицательный знак 24
2.3.3 Интерпретация формулы 25
2.4 Формула центральной точки 26
2.5 Оценка по показателю общей выручки 28
2.6 Свойства эластичности. 28
2.7 Факторы ценовой эластичности спроса 29
2.8 Эластичность спроса по доходу 30
3. Применение теории эластичности 31
Заключение 35
Список использованной литературы: 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая Эластичность спроса.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

2.3.2 Отрицательный знак

   Так как  нисходящая кривая спроса демонстрирует  обратную зависимость, существующую между ценой и количеством спрашиваемой продукции, ценовой коэффициент эластичности спроса будет всегда иметь отрицательное значение. Например, если цена снижается, то количество спрашиваемой продукции растёт. Это означает, что числитель в формуле будет положительным, а знаменатель – отрицательным, давая в результате отрицательный коэффициент. Напортив, в случае увеличения цены числитель будет отрицательным, но знаменатель – положительным, что опять даст отрицательный коэффициент. Экономисты взяли за правило игнорировать отрицательный знак, отмечая лишь абсолютную величину коэффициента эластичности. Делается это во избежание недоразумений, возможных в противном случае.

2.3.3 Интерпретация формулы

   Спрос является эластичным, если данное процентное изменение цены ведёт к большему процентному изменению количества спрашиваемой продукции. Например, если снижение цены на 2% вызывает рост спроса на 4%, спрос является эластичным. Очевидно, что во всех подобных ситуациях, когда спрос эластичен, коэффициент эластичности будет больше единицы; в данном случае он равен 2. Если данное процентное изменение цены сопровождается относительно меньшим изменением количества спрашиваемой продукции, спрос является неэластичным. Если снижение цены на 3% даёт в результате рост количества спрашиваемой продукции всего на 1%, спрос неэластичен. Заметим, что коэффициент эластичности в этом случае составит 1/3. Ясно, что при неэластичном спросе коэффициент эластичности всегда будет меньше единицы. Между эластичным и неэластичным спросом возникает пограничная ситуация, когда процентное изменение цены и последующее изменение количества спрашиваемой продукции оказываются равными по величине. Например, когда падение цены на 1% вызывает рост продаж на 1%. Этот специфический случай называют единичной эластичностью, так как коэффициент эластичности в точности равен единице.

   Следует подчеркнуть, что, говоря о «неэластичном» спросе, экономисты не имеют в виду абсолютную нечувствительность потребителей к изменению цен. Термин «совершенно неэластичный» спрос означает крайний случай, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции. Примером может служить спрос больных острой формой диабета на инсулин. И наоборот, когда экономисты говорят об «эластичном» спросе, они не имеют в виду, что потребители абсолютно чувствительны к изменению цены. В крайней ситуации, при которой самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, спрос является совершенно эластичным. Кривая совершено эластичного спроса представляет собой линию, параллельную горизонтальной. Такая кривая имеет место в случае, когда фирма продаёт продукцию на чисто конкурентном рынке.

2.4 Формула центральной точки

   В процессе применения формулы ценовой эластичности возникает одно неприятное затруднение. Проиллюстрируем его конкретным примером. При вычислении коэффициента эластичности спроса на зерно в ценовом интервале от 5 до 4 дол., согласно данным таблицы 2-2,встаёт вопрос, какую из двух комбинаций характеристик цены и количества продукции (5 дол. – 2000 бушелей или 4 дол. – 4000 бушелей) взять в качестве базовой для подсчёта процентных изменений, используемых в формуле эластичности? Исходя из комбинации 5 дол. – 2000 бушелей, обнаружим, что процентное уменьшение цены составит 20%, а процентное увеличение количества спрашиваемой продукции – 100%. Подставив эти данные в формулу, получим коэффициент эластичности, равный 100/20, или 5. Однако, исходя из комбинации 4 дол. – 4000 бушелей, обнаружим, что процентное увеличение цены составит 25%, а процентное уменьшение количества спрашиваемой продукции – 50%. Коэффициент эластичности будет в этом случае равен 50/25, или 2. Хотя и в этом, и в другом случае формула свидетельствует, что спрос эластичен, эти два способа подсчёта дают в результате существенно различную степень эластичности. В иных случаях, если повторить расчёт в ценовом интервале от 3 до 2 дол. – формула может показать слабо эластичный спрос при одной комбинации характеристик цены и количества и слабо неэластичный спрос – при другой комбинации. 
 
 
 
 
 

(1)

 Кол-во спрашиваемой  в течение недели продукции

(2)

Цена за бушель (дол.)

(3)

Общая выручка  по показателю общей выручки

(4)

Оценка по показателю общей выручки

(5) Коэффициент эластичности, Ed (округлено)
2000

4000

7000

11000

16000

5

4

3

2

1

10000 

16000

21000

22000

16000

Эластичность

Эластичность

Эластичность

Неэластичность

Таблица 2-2. Ценовая эластичность спроса, оцениваемая с помощью показателя общей выручки и коэффициента эластичности.

   Для преодоления  этого затруднения экономисты условились о рабочем компромиссе, заключающемся в использовании в качестве исходной базы вычислений средних из анализируемых уровней цены и количества спрашиваемой продукции. В случае с ценовым интервалом от 5 до 4 дол. Базовыми являются цена, равная 4,5 дол., и количество, равное 3000 бушелей. Тогда процентное изменение цены составит 22%, а процентное изменение количества – около 67%, так что коэффициент эластичности будет равен 3. Вместо того, чтобы измерять эластичность в одной из крайних точек ценового интервала, от 5 до 4 дол., такое решение позволяет оценить эластичность в центральной точке интересующего нас интервала. Для удобства можно усовершенствовать уже известную формулу эластичности, представив её следующим образом:

   Ed = .

2.5  Оценка по показателю общей выручки

   Простейший  способ проверить, эластичным или неэластичным является спрос, – это определить, что происходит с выручкой, или денежными поступлениями, – совокупными расходами, с точки зрения потребителей, – в случае изменения цены продукции. 

    1. Эластичный спрос  (Ed>1). Если спрос эластичен, уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки. Потому что даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены. Верно и обратное: при эластичном спросе увеличение цены приведет к уменьшению общей выручки.

    Если  спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении.

    2. Неэластичный спрос  (Ed<1). Если спрос неэластичен, уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки. Расширение продаж оказывается недостаточным для  компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, и в результате общая выручка уменьшается. Обратное утверждение тоже верно,

    Если  спрос неэластичен, уменьшение цены вызывает изменение общей выручки  в том же направлении.

    3. Единичная эластичность (Ed=1). Увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку неизменной.

2.6 Свойства эластичности.

  Эластичность  и ценовые интервалы. Во-первых, эластичность, как правило, варьируется в зависимости от ценового интервала, выбранного в таблице или на кривой спроса. Для большинства кривых спроса эластичность оказывается более значительной в левом верхнем углу графика по сравнению с правым нижним. Это – следствие арифметических свойств единиц измерения эластичности. Действительно, в левом верхнем углу процентное изменение количества продукции обычно довольно велико постольку, поскольку мало первоначальное количество, от которого ведётся отсчёт. Аналогичным образом изменение цены в этой части графика обычно невелико, поскольку велика первоначальная цена, по сравнению с которой подсчитывается процент изменения. Относительно больше процентное изменение количества продукции, делённое на относительно небольшое изменение цены, даёт в результате эластичный спрос. Применительно к правому нижнему участку кривой спроса справедливым будет обратное рассуждение. Тогда процентное изменение количества продукции будет, как правило, невелико, поскольку велико первоначальное количество, от которого ведётся отсчёт процентного изменения. Аналогичным образом процентное изменение цены будет, как правило, большим, поскольку мала первоначальная цена, относительно которой подсчитывается изменение цены. Небольшое процентное изменение количества, делённое на относительно большое процентное изменение цены, даёт в результате неэластичный спрос.

  Эластичность  и наклон кривой спроса. Второе свойство ценовой эластичности спроса заключается в том, что внешний вид графика, а именно наклон кривой спроса, не может служить надёжным основанием для суждения об эластичности последнего. Есть одна хитрость: наклон кривой спроса – его пологость или крутизна – зависит от абсолютных изменений цены и количества продукции, тогда как теория эластичности имеет дело с относительными, или процентными изменениями цены и количества. Различие между кривой спроса и его эластичностью можно также вполне выяснить, подсчитав показатель эластичности для различных комбинаций цены и количества продукции, расположенных на прямолинейной кривой спроса. Спрос является эластичным на отрезке высоких цен и неэластичным – на отрезке низких цен.

2.7 Факторы ценовой эластичности спроса

  1. Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. На чисто конкурентном рынке, где, по определению, существует огромное количество идеальных заменителей продуктов, предлагаемых любым продавцом, кривая спроса на продукты каждого отдельного продавца совершенно эластична. Если один из конкурирующих продавцов пшеницы или кукурузы повысит цену, покупателе переориентируются на легкодоступные идеальные заменители, предлагаемые его многочисленными соперниками. Другим крайним случаем является спрос диабетиков на инсулин, несомненно спрос крайне неэластичный. Эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узко определены границы этого продукта.

  2. Удельный вес в  доходе потребителя.  Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него.

  3. Предметы роскоши  и предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным; спрос на предметы роскоши обычно эластичен. Хлеб и электроэнергия общепризнанны в качестве предметов необходимости, повышение цен на них не приведёт к существенному сокращению потребления. Эластичность спроса на эти товары очень низкая. С другой стороны драгоценности являются предметом роскоши, они могут быть исключены из потребления без особых затруднений.

  4. Фактор времени. Чем длиннее период времени для принятия решений, тем эластичнее спрос. Это зависит от привычек потребителя, долговечности продукта.

2.8 Эластичность спроса по доходу

Эластичность  спроса по доходу позволяет измерить процентное изменение количества спрашиваемой продукции, обусловленное тем или иным изменением дохода потребителя.

        

      Ei= 

      Для большинства товаров этот коэффициент  будет иметь положительное значение (для товаров высшей категории). Значение коэффициента будет значительно варьироваться от товара к товару. Отрицательное значение коэффициента эластичности спроса по доходу свидетельствует о товаре низшей категории.

      Практическое  значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шанс на процветание и расширение, а какие в будущем ожидает застой и сокращение производства. Высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.

3. Применение теории эластичности

Концепция эластичности спроса имеет огромное практическое значение. Несколько примеров продемонстрируют этот факт со всей очевидностью:

      1. Переговоры об  уровне заработной  платы. 

      Объединенный  Союз рабочих-автомобилестроителей (ОСРА) однажды пришел к выводу, что руководству автомобильной промышленности следует повысить заработную плату рабочим и одновременно снизить цены на автомобили. Аргументируя это тем, что эластичность спроса на автомобили примерно равна 4, ОСРА заключил, что снижение цен поможет затормозить инфляцию, увеличить суммарную выручку от продаж и сохранить или даже повысить прибыли производителей. Однако представитель компании "Форд мотор" утверждал, что, согласно существующим исследованиям, эластичность спроса на автомобили варьируется в пределах от 0,5 до 1,5. Он доказывал, что снижение цен поэтому привело бы к сокращению прибылей, или к убыткам производителей. В приведенном случае эластичность спроса на автомобили была центральным вопросом в отношениях между рабочими и управляющими и в переговорах об уровне заработной платы.

      2. Небывалый урожай.

      Исследования  показывают, что спрос на большую  часть сельскохозяйственной продукции крайне неэластичен, порядка 0,2 или 0,25. В силу чего увеличение производства сельскохозяйственной продукции благодаря хорошим погодным условиям или росту эффективности производства одновременно снижает как цены сельскохозяйственной продукции, так и суммарную выручку (доходы) фермеров. Для фермеров как социальной группы неэластичный характер спроса на их продукцию означает, что сбор очень большого урожая может быть нежелательным! Для политиков это означает, что повышение доходов фермеров зависит от ограничения фермерского производства.

Информация о работе Эластичность спроса: её измерение и использование в рыночной экономике