Эластичность спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:27, контрольная работа

Описание работы

Предложение, точно также как и спрос, это обобщающий термин. Он характеризует поведение фактических и потенциальных продавцов товара. Объем и структура предложения характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяются размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок, ибо часть производимой продукции потребляется в производстве. Объем предложения товара – это количество товара, которое продавцы желают продать за некоторый период времени (день, месяц, год).

Содержание

Введение
Эластичность спроса
Измерение эластичности спроса
Факторы, влияющие на эластичность спроса
Эластичность спроса по доходу
Эластичность предложения
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФИЛИАЛ

государственного  образовательного учреждения высшего  профессионального образования

«Дальневосточный  государственный  технический университет

(ДВПИ  имени В.В.Куйбышева)»  в г. Петропавловске-Камчатском

 

Кафедра экономики 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  
 
 
 

По  дисциплине: Экономическая теория

Тема: «Эластичность спроса и предложения». 
 

Студент

Группы ЭУЗС-08

                                                          

                                                                                        
 
 
 

Научный руководитель                

Доцент                                                                         

 
________________ подпись

«_____»__________200__г 
 
 
 

________________ подпись

«_____»__________200__г

 
Лукащук О.А. 
 
 
 
 

Нестеренко Н.Ю.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Петропавловск – Камчатский, 2010 
 
 

Содержание 

Введение

  1. Эластичность спроса
  2. Измерение эластичности спроса
  3. Факторы, влияющие на эластичность спроса
  4. Эластичность спроса по доходу
  5. Эластичность предложения

Заключение

Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Есть  области знаний и жизненного опыта, о которых, кажется, может судить любой из нас. Кроме политики, к  таким сферам относятся медицина и, конечно же, экономика. Это не случайно, ведь экономика - наука эмпирическая, связанная с практикой непосредственно. Каждый из нас, независимо от подготовки, повседневно сталкивается с экономическими явлениями. Все мы трудимся - создаем ценности или повышаем свою квалификацию, получаем доходы, обращаемся к рынку, следим за ценами, являемся потребителями. Экономика изучает “homo ecoonomics” - экономического человека, его действия и интересы. И также как в медицине, где для постановки диагноза нужно хорошо знать функционирование здорового организма, необходимо, прежде всего, разобраться в законах функционирования здоровой экономики.

    Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить  два фундаментальных понятия:

  • Спрос
  • И предложение

       Эластичность  – одна из самых важных категорий  экономической науки.  Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить,  как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда:  возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта. Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма.

       Спрос – это обобщающий термин, описывающий поведение фактических и потенциальных покупателей товара. Спрос – это потребность, выраженная в денежной форме. Объем спроса – это количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период времени (день, месяц, год и т.д.). «Желание приобрести» здесь означает, что покупатели действительно имели бы желание и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии. Важно различать объем спроса и объем фактической покупки. Объем спроса определяется только поведением покупателей, тогда как объем покупки определяется и покупателями, и продавцами совместно.

       Предложение, точно также как и спрос, это  обобщающий термин. Он характеризует  поведение фактических и потенциальных  продавцов товара. Объем и структура  предложения характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяются размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок, ибо часть производимой продукции потребляется в производстве. Объем предложения товара – это количество товара, которое продавцы желают продать за некоторый период времени (день, месяц, год). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Эластичность  спроса

       Мера  реакции одной величины на изменение  другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.[1, стр.109]

    Если  обозначить цену  Р,  а величину спроса  Q,  то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса  Ер равен:

    

,

    где  Q — изменение величины спроса, %;  Р — изменение цены, %; «Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.

    Аналогично  можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине.

    Показатель  ценовой эластичности спроса для  всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

    Например, снижение цены стирального порошка на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет равен:

    

,               

    Если  абсолютная величина показателя ценовой  эластичности спроса больше 1, то мы имеем  дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса. Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

    При коэффициенте эластичности равном 1 говорят  о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.[1, стр.111]

    На  рис. 1 изображены два варианта графиков спроса. На рисунке 1, а  снижение цены с Р0 до Р1, на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса с Q0 до Q1, на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33), т.е. он больше 1, и спрос эластичен. А что произойдет с выручкой от реализации продукции? Она увеличится с 3000 (300×10) до 6000 руб. (200×30),  т.е. вырастет в два раза. Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 наглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0.

    Рисунке 1, б  графически иллюстрирует пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 руб. (с Р0 до Р1) увеличит величину спроса лишь на 2 ед. При этом выручка от реализации упадет с 3000 (300×10) до 2400 руб. (200×12). Естественно, что при такой ситуации фирма не будет снижать цену своей продукции, не без основания опасаясь снижения своих доходов.

Рисунок 1. Относительно эластичный (а)  и относительно неэластичный (б) спрос

       Существует  два крайних случая. Первый случай — существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рисунке 2, а). Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.

Рисунок 2. Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен, б — спрос абсолютно неэластичен 

       Другой крайний случай — изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рисунке 2,б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись,  и  т. п.[5, стр.92]

       Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:

          — спрос эластичен;

          — спрос неэластичен;

              — спрос с единичной эластичностью

2.Измерение  эластичности спроса

       Как измерить эластичность спроса по цене? Для этого необходимо подсчитать процентные изменения величины спроса и цены и соотнести их:

       

       Из  этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и объема или от наклона кривой спроса (см. рисунок 1), но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.

    Есть  еще одно обстоятельство, которое  следует учитывать при определении  эластичности. Какой объем продукции, и какой уровень цены следует  использовать при расчете: существовавший до изменения или полученный после него?

       Пример 1. Допустим, что небольшая булочная выпекает батоны и продает их по свободной цене. Чем ниже будет  выбрана цена, тем большее количество батонов булочная сможет продать. Зависимость цены и объема продаж известна (таблица 1). Нас интересует, какова эластичность спроса и как ее измерить в различных интервалах, выбранных нами для анализа

Таблица 1

Расчет  коэффициента ценовой эластичности спроса

Количество  проданных батонов, шт. Цена, руб. Выручка, руб. Коэффициент

эластичности

500 3,5 1750
1000 3,0 3000 4,3
1500 2,5 3750 2,2
2000 2,0 4000 1,3
2500 1,5 3750 0,8
 

       Как измерить изменение величины спроса? Возьмем второй интервал — от 1000 до 1500 батонов. Величина спроса изменилась на 500 батонов, или на 50% (500:1000=0,5). Однако если мы рассмотрим изменение величины спроса в обратном направлении, т.е. с 1500 до 1000 батонов, то в процентном отношении это составит лишь 33% (500:1500=0,33). Такие различия создают сложности при расчете коэффициента эластичности. Поэтому для измерения процентного изменения каждой рассматриваемой величины используется средняя точка выбранного интервала. В нашем примере это (1000+1500):2= 1250 батонов.

       Изменение величины спроса в интервале от 1000 до 1500 батонов составит 500:1250=0,4 (или 40%).

       В общем виде формула для определения процентного изменения величины спроса  ∆Q  будет выглядеть:

Информация о работе Эластичность спроса и предложения