Эластичность спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:27, контрольная работа

Описание работы

Предложение, точно также как и спрос, это обобщающий термин. Он характеризует поведение фактических и потенциальных продавцов товара. Объем и структура предложения характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяются размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок, ибо часть производимой продукции потребляется в производстве. Объем предложения товара – это количество товара, которое продавцы желают продать за некоторый период времени (день, месяц, год).

Содержание

Введение
Эластичность спроса
Измерение эластичности спроса
Факторы, влияющие на эластичность спроса
Эластичность спроса по доходу
Эластичность предложения
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

    

    где Q0 и Q1 — величина спроса до и после изменения цены, шт.

    Аналогично  для определения процентного  изменения цены ∆P выбранном интервале получаем:

    

    где Р0 и Р1 — соответственно начальная и новая цена, руб.

    Коэффициент эластичности исчисляем как отношение  прироста величины спроса к приросту цены:

    Рассчитав коэффициенты эластичности (см. таблицу 1), получим количественные характеристики ценовой эластичности спроса в различных ценовых интервалах. В пределах первых трех интервалов спрос эластичен, в четвертом интервале — неэластичен.

    На  участках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке неэластичного спроса — к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы. [3. стр.84]

       3.Факторы,  влияющие на эластичность  спроса

       Важным  моментом, оказывающим воздействие  на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

       Способность  товара    иметь  близкие  заменители,  позволяет выделить дополнительные правила:

       1. Товары  и расходы,  которые занимают  значительный  удельный  вес в бюджете домохозяйств,  обладают  более высокой эластичностью,  чем товары, требующие незначительных бюджетных расходов;

       2. Предметы  первой  необходимости   имеют  обычно  невысокую эластичность, так как не располагают близкими заменителями, тогда как спрос на предметы роскоши отличается высокой эластичностью. [2, стр.180-182] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Эластичность  спроса по доходу

    Эластичность  спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах при росте или снижении доходов. В развитых странах рост доходов приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах роскоши, а в развивающихся — в товарах длительного пользования.

    Эластичность  спроса по доходу (Еd)  определяется как процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, к процентному изменению дохода:

                                                                                          

    где ∆Q и QСР — приращение и средняя величина спроса,    ∆I и IСР — приращение и средняя величина дохода.

    Эластичность  спроса по доходу на различные товары различна. Для товаров, спрос на которые с ростом доходов падает - это товары низкого качества. Для товаров качественных - чем больше товар нужен семье, тем меньше его эластичность.

         Для  нормальных  товаров  величины  Еd могут принимать любые значения  от 0  до ∞. Если  Еd >1,  то  товары  считаются эластичными по доходу,  а в случаях,  когда Еd <1,  товары  являются  неэластичными  по доходу. Знание эластичности отдельных товаров по доходу очень важно для прогнозирования потребительского  спроса,  поскольку при увеличении  среднего  дохода  домохозяйств,  потребители могут предъявить спрос на большее количество эластичных по доходу товаров, чем  неэластичных,  и  сократят  потребление  некачественных  товаров.

       Если  экономика  переживает  подъем  и  средние  доходы  домохозяйств возрастают, то отрасли, производящие товары с Еd>1, ждет расширение, а отрасли с Еd <0, могут столкнуться с серьезными трудностями.

         Основным  фактором,  определяющим  Еd ,  является  важность данного товара в потреблении: чем более жизненно необходим продукт, тем ниже эластичность спроса по доходу.

5.Эластичность  предложения

    Измерив эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения:

,

    где  Q0 и Q1 — предложение до и после изменения цены; Р0 и Р1 — цены до и после изменения; «s» в индексе означает эластичность предложения.

    Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности. [1, стр.145]

    Обычно  при оценке эластичности предложения  рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

    Под краткосрочным понимается период, слишком  короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным.

    Среднесрочный период достаточен для расширения или  сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.

    Долгосрочный  период предполагает расширение или  сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых  фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.[4, стр.65]

        Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обусловливают положение кривых эластичности предложения, изображенных на графике (рисунок 3).

Рисунок 3. Варианты эластичности предложения: кривая  А — единичная эластичность; кривая В — эластичное предложение; кривая С — неэластичное предложение. 

       При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.

       В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

       При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния  на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

       Теоретически  можно предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое на графике имело бы вид горизонтальной линии.

       Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены.

                                                 Заключение

       Изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

       Ценовая эластичность спроса измеряет степень  чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен. 

       Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен.

    Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это факторы, влияющие на эластичность спроса.

    Эластичность  предложения зависит от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены. 
 

    Список  используемой литературы

  1. Курс экономики: Учебник/ Под редакцией Чепурина М.Н.,

    Киселевой Е.А., Киров «АСА», 1996

  1. Экономическая теория: Учебник/ Под редакцией Видяпина В.И.,

    М.: ИНФРА-М, 2005

    3. Макконнелл Р.К., Брю С.Л., Экономика: принципы, проблемы, политика. М.: Республика, 1993

    4. Соколова  С.В. Основы экономики. М.: Академия, 2002

    5. Максимова В.Ф. Микроэкономика. М.: Соминтэк., 1996. 
     
     

Информация о работе Эластичность спроса и предложения