Эластичность спроса по цене, показатель эластичности спроса: исчисление изменения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 07:24, доклад

Описание работы

Рынок -- это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг, Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными -- на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.
Спрос и предложение -- взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение -- совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Работа содержит 1 файл

5.docx

— 19.37 Кб (Скачать)

Эластичность  спроса по цене. Показатель эластичности спроса: исчисление изменения.

Рынок -- это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров  и услуг, Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный  или национальный характер. Некоторые  отличает личный контакт между предъявителем  спроса и поставщиком, а другие являются безличными -- на них покупатель и  продавец никогда не видят или  вовсе не знают друг друга.Состояние  рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.

Спрос и предложение -- взаимозависимые элементы рыночного  механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение -- совокупностью  товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения  в уровне цен на товары.

Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой  цене из возможных в течение определенного  периода времени цен. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые  можно представить в виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут  покупать по разным возможным ценам.

Цена спроса -- максимальная цена, по которой потребитель готов  купить данную продукцию.

Величины спроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному  отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это  не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при  прочих равных условиях.

Существование закона спроса подтверждают факты:

  1. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают “ распродажи “, служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.
 
  1. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или  выгоды, или полезности от каждой последующей  единицы продукта. Поскольку потребление  подвержено действию принципа убывающей  предельной полезности, -- то есть принципа, согласно которому последующая единица  данного продукта приносит все меньше и меньше удовлетворения, -- потребители  покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его  снижается.
 
  1. На несколько  более высоком уровне анализа  закон спроса можно объяснить  эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при  более низкой цене, человек может  позволить себе купить больше данного  продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми.
 

Кривая  спроса

Обратную зависимость  между ценой продукта и величиной  спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего  величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.

Помещение цены на вертикальной оси и величины спроса на горизонтальной -- это экономическая традиция. Математик  поместил бы цены на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена -- это независимая  переменная, а величина спроса -- зависимая  переменная.

Каждая точка графика  представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все  возможные варианты соотношения  цены и величины спроса в своих  приделах. Закон спроса находит отражение  в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить  определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями. 

Индивидуальный  и рыночный спрос.

На любом рынке  выступает много покупателей, поэтому  целесообразно говорить о рыночном спросе. Переход от шкалы индивидуального  спроса к шкале рыночного спроса может быть легко осуществлен  по средствам суммирования величин  спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Мы просто совмещаем кривые индивидуального  спроса по горизонтали, чтобы вывести  общую кривую спроса. 

Изменение в спросе

Цена служит самой  важной детерминантом количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно  изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Изменение  одной из детерминант изменяет положение  кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло  увеличение спроса и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения  в одной его детерминанте (или  более) потребители покупают меньшее  количество продукта по каждой из возможных  цен, это влечет сокращение спроса и  смещение кривой спроса влево.

Увеличение спроса, при прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает эффект повышения  цены и эффект увеличения количества продукта. Уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесной цены и количества продукта. 

Эластичность  спроса

Эластичность спроса - изменение спроса на данный товар  под влиянием экономических и  социальных факторов, связанных с  изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение  его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень  снижения цен выше прироста спроса. 

Ценовая эластичность

Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее  количество продукции. Однако степень  реакции потребителей на изменение  цены может значительно варьироваться  от продукта к продукту.

Экономисты используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным.

Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный.

Когда процентное изменение  цены и последующее изменение  количества спрашиваемой продукции  равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью.

Если изменение  цены не приводит ни к какому изменению  количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным.

Если самое малое  снижение цены побуждает покупателей  увеличивать покупки от нуля до предела  своих возможностей, то такой спрос  является совершенно эластичным.

По значению коэффициента эластичности товары обычно делят на 4 группы:

1. Товары высокоэластичного  спроса. Коэффициент эластичности  спроса по цене больше единицы.  Спрос и цена меняются разнонаправлено,  причем на каждый процент изменения  цены приходится более одного  процента изменения спроса. В  результате снижение цены приводит  к росту выручки, а повышение  цены к снижению выручки. Высокоэластичный  спрос характерен для конкурентного  рынка и в несколько меньшей  степени для рынка монополистической  конкуренции. 

Например, в экономически развитых странах считается, что  снижение тарифа на страховые услуги на 10% ведет к увеличению состава  клиентов и расширению объема страхования  на 30%. Следовательно, коэффициент эластичности спроса от цены страховых услуг равен  трем. Высокая эластичность страховых  услуг позволяет рассчитывать на рост дохода при снижении размера  тарифа.

2. Товары низкоэластичного  спроса. Коэффициент эластичности  спроса по цене меньше единицы.  Спрос и цена меняются разнонаправлено,  причем на каждый процент изменения  цены приходится менее одного  процента изменения спроса. В  результате снижение цены приводит  к снижению выручки, а повышение  цены к повышению выручки. Низкоэластичный  спрос характерен для олигополии  и монополии. На рынке монополистической  конкуренции для поддержания  низкой эластичности спроса требуются  значительные усилия по защите  собственного сегмента рынка  (реклама, каналы сбыта…)

3. Товары с единичной  эластичностью спроса. Коэффициент  эластичности спроса по цене  равен единице. Спрос и цена  меняются разнонаправлено, причем  на каждый процент изменения  цены приходится один процент  изменения спроса. В результате  снижение цены и повышение  цены не изменяет выручку. Единичная  эластичность довольно редко  встречается на практике.

4. Товары с положительной  эластичностью спроса. Коэффициент  эластичности спроса по цене  положительная величина, следовательно,  цена и спрос изменяются однонаправлено. Снижение цены приводит к снижению  спроса, а повышение цены к  повышению спроса. Такая ситуация  не может существовать постоянно  относительно какого-либо товара, но может иметь место. Например, незначительное снижение цен  на товары престижного спроса (модная одежда, обувь, кожгалантерея)  может восприниматься покупателями  как ухудшение их качества  и привести к снижению спроса. Положительная эластичность спроса  характерна и для товаров первой  необходимости в ситуации, которая  получила название феномена Гиффена.  В периоды значительного ухудшения  экономической ситуации в стране  рост цен на товары первой  необходимости, являющиеся основой  потребительского бюджета наименее  обеспеченных слоев населения,  может привести к увеличению  спроса на них. 

Для количественной оценки степени эластичности различных  товаров могут быть использованы общие, дуговые и точечные коэффициенты эластичности.

Общий коэффициент  эластичности является средним для  товара на всей кривой спроса. Он позволяет  сравнить различные товары между  собой.

(1)

где KЭ - коэффициент  эластичности спроса по цене;

Дq - процентное изменение  спроса;

Дp - процентное изменение  цены.

Уравнение показывает, что эластичность спроса от цены равна  изменению количества, вызванному единичным  изменением цены, помноженному на отношение  цены к количеству. Но по мере движения вниз по кривой спроса оба составляющих меняются, следовательно, эластичность спроса одного и того же товара будет  различна при разных начальных уровнях  цены. Поэтому более точную оценку дают дуговые и точечные коэффициенты эластичности.

Дуговой коэффициент  эластичности (средний на интервале) позволяет оценить как изменяется спрос при изменении цены товара на определенном участке кривой спроса. По технике расчетов он называется дуговой коэффициент эластичности, рассчитанный по приращениям. 

     (2)

     (3)

где p1 - начальный  уровень цены;

p2 - конечный уровень  цены;

q1 - начальный уровень  объема спроса;

q2 - конечный уровень  объема спроса.

Точечный коэффициент  эластичности рассчитывается как предельная форма выражения дугового коэффициента эластичности.

Таблица 1

Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене 

Факторы, понижающие эластичность спроса по цене

Уникальность товара, отсутствие аналогов

Потребителю не известны товары субституты

Потребителю сложно сравнить качество различных субститутов, цена выступает символом качества товара

Затраты потребителя  на приобретение товара значительно  меньше его дохода или совокупных расходов

Потребитель может  разделить затраты на приобретение товара с кем-либо, товар приобретается  для коллективного использования

Товар поддерживает спрос на продукцию фирмы

Предметы необходимости (настоятельность потребности в  товаре)

Краткосрочная реакция (невозможность изменить совокупность условий, вызвавших спрос)

Потребитель не имеет  возможности долго хранить товар

Факторы, повышающие эластичность спроса по цене 

Существование множества  товаров субститутов

Потребителю хорошо известны товары субституты

Потребитель может  легко сравнить качество различных  субститутов

Затраты потребителя  на приобретение товара занимают значительную долю в его совокупных расходах

Потребитель приобретает  товар для индивидуального использования

Товар инициирует спрос  на продукцию фирмы

Предметы роскоши

Долгосрочная реакция (возможность изменить совокупность условий, вызвавших спрос)

Товар может храниться  длительное время, не требует значительных дополнительных затрат на хранение

Информация о работе Эластичность спроса по цене, показатель эластичности спроса: исчисление изменения