Этапы развития экономической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена анализу содержания основных этапов в развитии мировой эко-номической мысли. Цель работы состоит в том, чтобы отразить главные тенденции в ее изменении, изложить концепции наиболее крупных мыслителей, внесших наибольший вклад в экономическую науку. Исследование базируется на монографиях российских уче-ных, посвященных изучению данной проблемы, таких как “История экономических уче-ний”, “Всемирная история экономической мысли”, “Экономические теории и школы”.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Древний мир
Экономическое учение как часть общих рекомендаций по управле-нию государством
2. Средние века (IV- XVI).
Экономическая мысль средневекового Запада
Экономическая мысль средневекового Востока
Экономическая мысль России в период IX-XVI в.в
3. Новое время (XVII- XX ).
4. Новые направления в современное время.
Общая характеристика институционализма
Обновленный институционализм
Кейсианство
Основные экономические взгляды Дж. Кейнса
Новая экономическая история
ВЫВОД

Работа содержит 1 файл

Курсовик по экономическому учению.docx

— 103.58 Кб (Скачать)

             В "Артхашастре" подробно описывалось состояние экономики страны, основные занятия населения. Главной отраслью являлось земледелие, зависевшее во многом от орошения. Наряду с тем развивались ремесла, торговля. Большую роль трактат отводил строительству, поддержанию оросительных систем, которые квалифицировались как основа урожая. Ущерб, наносимый оросительной системе, рассматривался как тяжкое злодеяние. "Артхашастра" содержит богатые сведения об общественном разделении труда и обмене. Учение о торговле составляло в ней неотъемлемую часть всего учения о ведении народного хозяйства.

            "Артхашастра" уделяла большое внимание толкованию экономической роли государства. В ней проводилась типичная для экономической мысли стран Древнего Востока идея об активном вмешательстве государства в экономическую жизнь, в регламентацию общественных отношений. Более того, трактат непосредственно возлагал на царскую власть заботы о выполнении многих хозяйственных дел, включая колонизацию окраин, поддержание ирригационных систем, строительство колодцев, создание новых деревень, организацию прядильно-ткацкого производства с привлечением специфического контингента работников (вдовы, сироты, нищие, инвалиды, отрабатывающие штраф и т.д.). Подробно описывалась экономическая политика царской администрации, налоговая система, ведение царского хозяйства, основные источники доходов и т.д.    Трактат "Артхашастра" дает представление о том, как индийская экономическая мысль трактовала основные вопросы социально-экономических отношений, хозяйственной жизни типичного для стран Древнего Востока раннерабовладельческого общества.

              Древнегреческий мыслитель Ксенофонт отразил в своих произведениях стремление рабовладельцев использовать развитие товарно-денежных отношений для укрепления натурального хозяйства. Он рассматривал хозяйственную деятельность как процесс создания полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей и впервые обратил внимание на значение разделения труда, а так же указал на связь уровня разделения труда и размера рынка. Выявил зависимость между меновой стоимостью продукта и его потребительной стоимостью. И, что очень важно, признавал кроме функции денег как средства обращения и накопления, их обращение в качестве капитала. Ксенофонт учил рабовладельцев, что для “обогащения хозяйства необходимо получение излишка за счет минимального удовлетворения потребностей рабов”.

                 Другой древнегреческий философ - Платон останавливался на разъяснении связи между разделением труда, торговле, деньгами и выделением купцов. Но он защищал натуральное рабовладельческое хозяйство и стремился свести функции денег к средству обращения, усматривая в деньгах одну из причин вражды в обществе; он отвергал ссудные операции и требовал ограничения купеческой прибыли нормированием цен.

Аристотель, будучи самым крупным идеологом рабовладельцев Древней Греции, признавал “истинное” богатство, как совокупность потребительных стоимостей. Он был за справедливый обмен, впервые выделив меновую стоимость: “5 лож = 1 дому или денежной сумме”.

                  В истории экономической мысли Древнего Рима одними из наиболее известных учений были концепции Катона Старшего, Гракхов Тиберия и Гая и Варрона Колумеллы.

Катон Старший  защищал рабовладение и был врагом наемного труда, стремясь обеспечить доход за счет интенсификации труда рабов. Прибыль он рассматривал как избыток над стоимостью, которую он ошибочно сводил к издержкам производства.

В попытке вывести  из кризиса Римское государство  из экономического кризиса братья Гракхи Тиберий и Гай выдвинули проект аграрной реформы. Они требовали  ограничить крупное землевладение  и упрочить положение разорившихся крестьян.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что об экономике, как учении, в древнем мире имели  весьма неопределенное представление, понятия были не оформленными и не систематизированными. Не существовало понятия налогов, рынка и рыночной стоимости. Прогрессивные идеи крупных мыслителей еще не отвечали уровню развития производственных сил того общества.

                  Все созданные и написанные Древнегреческими философами и религиозными деятелями: доводы и трактаты, внесли в историю создания  и управления государством ,свою значительную роль. Достигнутый ими уровень систематизации экономических идей и концепций не обеспечил достаточных предпосылок для обособления теоретических построений того времени в самостоятельную отрасль науки, специализирующейся сугубо на проблемах экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Средние века (IV- XVI)

    Экономическая мысль средневекового Запада

    Экономическая мысль средневекового Востока

    Экономическая мысль России в  период IX-XVI в.в 
     

    Экономическая мысль средневекового Запада

Важнейшим источником по истории экономической мысли  раннего средневековья является «Капитулярий о поместьях», изданный в начале IX в. Карлом Великим или его сыном Людовиком Благочестивым. По этому памятнику можно судить об экономических взглядах и экономической политике феодалов-вотчинников. Составитель «Капитулярия» исходит из того, что владелец поместья является монопольным собственником земли, а поместное хозяйство должно обслуживать его «собственные нужды». Весьма характерно, что в «Капитулярии» не упоминается община, так как к этому времени она перестала быть формой землевладения.

             Идеалом хозяйства для составителя «Капитулярия» является натуральное хозяйство. Формулируя принципы образцового ведения хозяйства, он предписывал взимать оброки натурой, создавать запасы. Судя по «Капитулярию», феодалы считали, что продавать следует излишки, а покупать продукты, которые не производятся в вотчине.

На экономической  политике франкских королей сказывалось  сильное влияние церкви и экономических  взглядов папской курии и епископата. Так, обосновывая необходимость  помогать неимущим и одновременно преследуя свои материальные интересы, церковь требовала от прихожан уплаты десятины. Это требование нашло отражение в законодательстве Карла Великого (768--814). В «Саксонском капитулярии» (последняя четверть VIII в.), например, он предписывал «всем, согласно повелению Божию, давать церквам и духовенству десятую часть своего имущества и заработка». Обязанность каждого платить церковную десятину обосновывалась тем, что «все христиане без изъятия должны возвращать Господу часть того, что Он каждому дал».

              На протяжении всего средневековья церковь вела лицемерную борьбу против взимания процентов за ссуды. Уже в период раннего средневековья ей удалось распространить в обществе отрицательное отношение к проценту и добиться издания законов, запрещающих ростовщичество. Негативное отношение королевской власти к взиманию процента проявилось, в частности, в законах Карла Великого. Так в одном из них говорилось о запрете «давать что бы то ни было с целью роста. Не только духовные, но и светские христиане не должны требовать ссуду процента». По мысли законодателя, ростовщичество недопустимо потому, что взимание процентов «есть требование того, что не было дано...», поэтому «самым законным было бы брать с должника только размеры ссуды...». Карл Великий заявлял, что тот, «кто во время жатвы или сбора винограда покупает зерно или вино не ради нужды, но из жадности, покупает, напр., за два денье меру и выжидает времени, когда он может продать ее за четыре денье или больше», получает «преступную прибыль».

           Развитие феодальных отношений в Англии происходило медленнее, чем во Франции, Италии и Испании. Англосаксонские королевства не унаследовали римские формы эксплуатации, вследствие чего община оказалась здесь более устойчивой. Судить об экономических воззрениях в англосаксонский период можно, прежде всего, по правовым источникам. Важнейшими из них являются Судебник кентского короля Этельберта (начало VII в.), «Правда» короля Инэ (ок. 690), «Правда» уэссекского короля Альфреда (вторая половина IX в.), а также сочинения монаха и летописца Беды Достопочтенного (672 или 673 - ок. 735).

             Англосаксонские источники отразили процесс социальной дифференциации крестьянства и усиления королевской власти. Стараясь замаскировать тот факт, что королевская власть защищала интересы феодалов, Беда Достопочтенный выдвинул идею о том, что короли заботятся о благополучии всего народа. Однако он вынужден был признать разделение общества на бедных и богатых.

Источники англосаксонского периода дают представление и  об отношении королевской власти к торговле. С одной стороны, короли, считая торговлю одним из основных источников доходов казны, покровительствовали торговым операциям, а с другой -пытались их регламентировать.

Большое влияние  на экономическую мысль средневековья  оказывала каноническая доктрина, которая разрабатывалась церковными юристами, интерпретаторами церковного права. Канонисты трактовали и экономические вопросы, часто с позиций античной традиции, воззрений Аристотеля. Основателем школы каннонизма является Августин Блаженный (354 - 430 гг.). Его основные произведения: «О жизни блаженной» (386) и «Монологи» (387). Он считал торгово-ростовщический капитал, как и чрезмерное богатство, грехом. Деньги, по Августину, - лишь средство облегчения и ускорения меновых операций.

             Экономическая мысль классического средневековья развивалась на базе церковного права, а систематическое истолкование и развитие его идеи получили в трактате «Сумма теологии» написанным итальянским монахом Фомой Аквинским  (1225-1274). В этом трактате он рассмотрел ряд проблем актуальных для его времени. Опираясь на «догмы Аристотеля», Фома Аквинский оправдывал социальное неравенство людей, защищал частную собственность, идеализировал натуральное хозяйство. Но одновременно он порывал с натурально-хозяйственными воззрениями, оправдывал обмен. В его работе нашли отражение специфические вопросы товарного производства. Наиболее важным из них является проблема «справедливой цены». Основанием обмена Фома Аквинский считал равенство пользы обмениваемых вещей. Выражением этого принципа у него выступает «справедливая цена», которую он объяснял в виде необходимых для изготовления товара «количеств труда и издержек». Здесь имеется внешнее сходство с трудовой теорией стоимости, но оно обманчиво. Постановка проблемы «справедливой цены» у Аквинского носила этически-нормативный характер, была основана на сословном понятии справедливости. При такой трактовке трудовой момент играл условную роль.

             В своем трактате Фома Аквинский рассматривал и другие атрибуты товарного хозяйства. В трактовке денег он придерживался номиналистической теории их происхождения, признавал необходимость их как меры стоимости и средства обращения. Его отношение к ростовщичеству и торговле страдало противоречивостью. С одной стороны, он осуждал ростовщичество, а с другой - обосновывал благопристойность ссудных операций осуществляемых церковью. Он осуждал торговлю с целью получение прибыли, но в целом - оправдывал ее. Случаи, когда вещь можно продать дороже цены, за которую купил:

- Если в вещи  произошли некоторые улучшения;

- Владелец понёс  убытки на перевозку, хранение;

- Риск потери  потребительских качеств.

Фома Аквинский  первый ввёл термин «Предпринимательский риск». 
 
 
 

Таблица I. Сравнение взглядов ранних (Августин Блаженный) и поздних (Фома Аквинский) канонистов.

 
Августин  Блаженный Фома  Аквинский  
Разделение  труда    
Умственный  и физический виды труда равноценны и не должны влиять на положение человека в обществе. Деление людей  по профессиям и сословиям обусловлено божественным провидением и склонностями людей.  
Богатство    
Труд  людей создает богатство в  виде материальных благ, включая золото и серебро. Нетрудовое накопление последних («искусственного богатство») является грехом Золото и  серебро рассматриваются как  источник приумножения частной собственности и «умеренного богатства».  
Обмен    
Обмен осуществляется по принципу пропорциональности и является актом свободного волеизъявления людей. Обмен как субъективный процесс не всегда обеспечивает равенство  извлекаемой пользы, поскольку в результате этого акта случается, что вещь «поступает на пользу одному в ущерб другому».  
Справедливая  цена    
Ценность  товара должна устанавливаться в  соответствии с трудовыми и материальными затратами в процессе его производства по принципу «справедливой цены». Затратный принцип  установления «справедливой цены»  считается не точным, так как он может не доставить продавцу соответствующего его положению в обществе количества денег и нанести ущерб.  
Деньги    
Деньги  являются искусственным изобретением людей и необходимым для облегчения и ускорения меновых операций на рынке благодаря «внутренней ценности» монеты. Ценность денег (монет) на внутреннем рынке должна устанавливаться не по весу содержащихся в нем металлов, а по усмотрению государства.  
Торговая  прибыль и ростовщический процент    
Торговая  прибыль и ростовщический процент, извлекаемые из крупных торговых и ссудных операций, превращаются в самоцель и потому должны расцениваться как не богоугодные и грешные явления. 

Вывод: Фома Аквинский, защищая интересы духовных феодалов, как и Августин Блаженный, подчеркивал неизбежность рабства как наказания за людские грехи, справедливость сословного разделения общественной структуры. Но касательно финансовой деятельности не разделял взгляды Августина Блаженного

Крупные доходы купцов и ростовщиков лишь тогда допустимы, когда они извлекаются трудом, связаны с транспортными и прочими издержками, а также риском, имеющим место в благопристойной деятельности. 
 
 
     

Информация о работе Этапы развития экономической мысли