«Новый курс» Ф.Рузвельта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть: основные реформы «Нового курса» Ф. Рузвельта.
Для достижения цели необходимо выполнение следующих задач:
- Изучить теоретические основы государственного регулирования экономики
-Рассмотреть основные мероприятия «Нового курса»
- Определить итоги проводимой политики
Объектом исследования в данной курсовой работе является: государственное регулирование экономики США.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
1. Теоретические основы Государственного регулирования экономики.......5
1.1 Цели и задачи Государственного регулирования экономики................5
1.2 Границы вмешательства государства в экономику.................................7
1.3 Инструментарий государственного регулирования..............................10
2. Основные мероприятия «Нового курса».......................................................12
2.1 Идеология Реформ....................................................................................12
2.2 I этап «Нового курса»...............................................................................16
2.3 II этап «Нового курса»..............................................................................27
3. Итоги политики “Нового курса” и ее историческое значение.....................31
3.1 Итоги «Нового курса».............................................................................31
3.2 Значение «Нового курса».......................................................................33
Заключение........................................................................................................... 36
Список использованной литературы...................................................................38

Работа содержит 1 файл

Курсовая новый курс рузвельта.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

Инфляция и цикличность

Инфляция является сложнейшей проблемой рыночной экономики, которая решается путем проведения антиинфляционной политики.

Суть государственной антициклической политики, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. При длительном и бурном подъеме в экономике страны могут возникнуть опасные явления – исчезновение товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением, а следовательно, несправедливый рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача государственного регулирования экономики – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.

Развитие фундаментальных научных исследований

Безусловно, заниматься научными исследованиями с длительными сроками окупаемости, большой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли не под силу рыночному механизму. Поэтому государство вынуждено стимулировать научно-технический прогресс. Такие исследования жизненно необходимы для поддержания отраслей, переживающих технологический кризис.

Реализация национальных интересов

Регулирование внешнеэкономических связей предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и т.д.

 

1.3 Инструментарий государственного регулирования

 

Для решения многочисленных задач, стоящих перед государством в сфере экономики, в распоряжении государства имеется широкий  набор инструментов.

Основные инструменты государственного регулирования:

Фискальная политика

Важный инструмент для достижения стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неразумное применение этого инструмента превращает фискальную политику в фактор, дестабилизирующий экономику.;

Денежная политика

Денежно-кредитная политика состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые центральным банком. Предоставлять льготные займы, выпускать облигации и другие ценные  бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические  процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.;

Политика регулирования доходов

Как инструмент борьбы с инфляцией используют политику регулирования доходов («замораживание» цен и зарплаты).;

Социальная политика

Социальное регулирование со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека. ;

Государственное регулирование ценообразования ;

Государственные мероприятия по регулированию цен бывают трех типов: законодательного, административного и судебного. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право. Мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк.

Внешнеэкономическое регулирование.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Отдельным самостоятельным инструментом государственного регулирования экономики является государственный сектор в экономике. Основные экономические средства – это:

Регуляция учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая Центробанком);

Установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке

Используя эти инструменты, государство пытается изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.


2. Основные мероприятия «Нового курса»

2.1 Идеология Реформ

4 марта 1933 г. приступил к исполнению своих обязанностей Франклин Рузвельт. Как известно, Рузвельт длительное время (с начала 1920 годов) боролся с тяжелейшей болезнью - полиомиелитом, что наложило безусловный отпечаток на его характер и личные черты. Он мог передвигаться только на инвалидной коляске. Его биограф писал: «Он вскоре обнаружил, что неспособность передвигаться таит в себе и выгоды, которые со временем стали необычайно ценными». По всей видимости, это привело к тому, что весь смысл его существования переключился на работу, а ее высшим проявлением стало полное и бескорыстное служение своему государству и народу. Что особенно важно, как человеку лично страдавшему, ему безусловно были близки страдания других людей - и простой народ это очень быстро понял. Без преувеличения можно сказать, что Ф.Рузвельт был одним из самых выдающихся государственных деятелей новой истории и его приход к власти в столь тяжелый период был огромным подарком провидения.

Скорее всего, на момент своего избрания Рузвельт имел свое видение на реформирование существующего экономического порядка. Во многом он действовал эмпирически на основании требований реальной жизни, практики, а не каких либо догм. Рузвельт был ярко выраженным коллективистом, и в своей деятельности опирался на так называемый «мозговой трест», состоявшей из представителей виднейших ученых и практиков того времени, оформившейся в 1932 г. во время его избирательной компании. Он опирался на лучших умов нации, что сыграло безусловное значении в его успехе. Не менее важно, что Рузвельт смог синтезировать лучшие экономико-политические концепции того времени, «нового национализма» Т. Рузвельта и «новой свободы» В. Вильсона.

Рузвельт четко осознавал, что лишения народа рано или поздно приведут к его радикализации и социальному взрыву. Делали первые шаги два будущих противника - СССР и фашистская Германия. За фасадом отсутствия экономических катаклизмов в этих странах американцы не замечали явные изъяны эти социальных систем. Рузвельт выступал как спаситель капиталистической системы как таковой, реальной альтернативой которой мог быть социализм или фашизм. Общественное мнение все более восставало против крупной буржуазии - представителей крупных монополистов, банкиров, финансистов. Так на собрании одной из церковных общин в штате Огайо в сентябре 1932 г. говорили об этом так: « Капитализм подвергся сейчас испытанию, и он его не выдержал... Экономическая система, при которой погоня за прибылью ведет к разрушению благосостояния народа, должна быть либо полностью отброшена, либо фундаментально изменена”.

Широко известно высказывание Рузвельта: «Можно обманывать немногих длительное время, можно обманывать многих недолго, но нельзя обманывать всех всегда». Рузвельт имел ярко выраженное ораторское дарование и не боялся открыто объяснять народу содержание государственной политики и проводимых реформ, он постоянно выступал по радио, эти беседы впоследствии получили название «беседы у камина».

Американская буржуазия в значительной степени была ориентирована на внутренний рынок. Американский истеблишмент поначалу считал, что все придет в порядок само собой, чем и была обусловлена слабость экономических мер президента Гувера, по сути правильных - в дальнейшем ряд этих мер Рузвельт смог реально и успешно использовать. Герберт Гувер призывал набраться терпения и постоянно обещал, что оживление экономики должно вот-вот начаться. Министр финансов Эндрю Меллон, принадлежащий одной из богатейших семей США, также утверждал, что кризис изживет себя сам. Однако кризис продолжался, а любое вмешательство государства требовало дефицитного финансирования бюджета, в то же время все экономические традиции того времени этому решительно противоречили. Необходимы были смелые, революционные решения, в том числе частично разрушающие существующие каноны - и заслуга Рузвельта именно в том, что он смог провести их в жизнь: «Бывают времена, когда нельзя нарушать правила и принципы, но бывают и другие времена, когда опасно соблюдать их».

После того, как кризис стал практически безысходным, крупная буржуазия с надеждой обратила взгляды на новые реформы, при этом элита в какой-то части готова была поступится чем-то из своих неограниченных возможностей для восстановления нормальной ситуации. Таким образом, низы явно не могли жить в этой ситуации, но верхи также хотели ее изменить. Все ждали прихода к власти сильного, знающего Президента, способного совершить чудо и вывести страну из кризиса.

Помимо биржевого и финансового кризиса, существовала проблема дефляции и кризиса перепроизводства. Краткое объяснение ситуации было следующим - в экономике разразился кризис перепроизводства - отсутствие спроса из-за политики монополий, тотально доминировавших на рынке - цены на большинство товаров были максимально высоки, в то же время зарплата была очень низка. Объяснение следовало теории Маркса - в погоне за прибылью капиталисты самостоятельно были не способны в должной мере поделиться своими доходами с населением. Биржевой крах еще больше уменьшил платежеспособный спрос - и стала прогрессировать дефляция. На идеологическом уровне необходимые меры заключались в следующем - для снятия основного (по Марксу) противоречия капиталистического способа производства следовало осуществить перераспределение дохода путем роста бюджетных затрат, стимулирование платежеспособного спроса населения. И если Гувер настаивал на сохранении индивидуализма, то Рузвельт настаивал на изменении распределительного механизма, отказу от догм, движению к смелым экспериментам, призывая к обращению взглядов власти на “забытого американца у подножья экономической пирамиды”.

Основной посыл проводимых реформ сводился к социализации капитализма (конвергенции), усилению роли государства, повышению государственных расходов, применению антимонопольных мер. По всей видимости, на характере его реформ отразился также опыт социалистических преобразований, проводимых в СССР - а именно - пенсионное обеспечение, социальное страхование, государственное планирование, организация государственных работ. Рузвельт высказывал по тем временам очень революционные идеи о социальной ответственности государства. Так в своей программной речи в Сан-Франциско 23 сентября 1932 он говорил: “Каждый человек имеет право на жизнь, - утверждал он, - а это значит, что нельзя отрицать и его права на достаточно обеспеченные жизненные условия... Правительство должно дать каждому человеку возможность добиться своим трудом обладания необходимой для его нужд части общественного богатства... Если для обеспечения этого права человека надо ограничить собственнические права спекулянта, манипулятора, финансиста, я считаю такое ограничение совершенно необходимым”. Не менее важным был призыв к социальному миру и общенациональному единству : “Новый курс, - говорилось в одном из них, - стремится сцементировать все наше общество, богатых и бедных, в добровольное братство свободных граждан, сплоченных воедино и стремящихся к общему благу для всех”. Отметим, что политику Президента отличали такие качества, как решительность, лидерство, дипломатизм, реализм.

Ключевые элементы Нового курса. Поставив в центр правительственной политики задачу поддержания предпринимательской активности, Рузвельт предложил целый комплекс мер активного влияния на экономику. Основными в экономической системе Нового курса являлись следующие мероприятия:

•              оказание поддержки финансово-банковской системе и промышленным и торговым предприятиям при помощи крупных займов и субсидий;

•              стимулирование частных инвестиций при помощи налоговых льгот;

•              стабилизация падающих цен путем девальвации доллара и допущения усиления инфляционных тенденций;

•              принудительное картелирование промышленных предприятий;

•              государственное регулирование уровня промышленного производства;

•              введение отраслевых "кодексов честной конкуренции", определявших единую политику цен, фиксировавших размеры производства, распределявших рынки сбыта, рекомендующий уровень заработной платы.

В осуществлении «Нового курса» выделяют два этапа: первоначальный  с 1933 до 1935 гг. и второй этап — с 1935 г., когда обозначились сдвиги влево. Об этом мы поговорим далее.

 

2.2 I этап «Нового курса»

Рассмотрим основные мероприятия первого этапа «Нового курса».

Были проведены важнейшие решения в области регулирования банковской деятельности и денежной сферы.

Рузвельт не случайно начал свои реформы с банковско-финансовой сферы. В рыночной экономике финансовая система выполняет одновременно роль и кровеносной и нервной систем хозяйства. Так случилось, что первым актом сразу после вступления в должность президента США 4 марта 1933 г.  Рузвельт отреагировал на банковскую панику и тем самым его «Новый курс» начался с реформирования финансовой системы вообще и банковского дела в частности. Вместе с тем новые законы и другие акты в сфере финансовой системы призваны были создать необходимые условия для вывода из кризиса промышленного и сельскохозяйственного производства.

С первых же дней реализации Нового курса был принят ряд мер для оздоровления денежной системы США. Опираясь на чрезвычайные полномочия, предоставленные ему конгрессом, президент незамедлительно подписал закон, запрещающий вывоз и частную тезаврацию золота. Через месяц, 5 апреля, он издал приказ об обязательной сдаче резервным банкам золотых запасов на сумму свыше 100 долларов всеми гражданами США. Одновременно был разрешен выпуск новых денег без золотого обеспечения.

Важным направлением деятельности правительства Ф. Рузвельта стала борьба за повышение цен - своего рода либерализация цен по-американски. В 1929-1932 гг., несмотря на высокую степень монополизации американской экономики, цены все же заметно упали, усиливая депрессивные тенденции. Падение цен привело к резкому росту задолженности поставщикам вследствие нехватки денежной выручки. Сенатская комиссия по делам банков сообщала, что в 1929 г. общая внутренняя задолженность в США составляла 56% от национального богатства, а в 1932 г. - 80%. За время кризиса национальный доход США сократился наполовину.

Информация о работе «Новый курс» Ф.Рузвельта