Предпринимательство в РБ состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является описание состояния предпринимательства в Республике Беларусь и рассмотрение системы поддержки и развития предпринимательства в нашей стране.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть сущность предпринимательства;

Содержание

Введение……….………………………………………………………………...3
Предпринимательство: понятие, цели, виды………………………...…….4
Сущность предпринимательства…………………...……………………...4
Виды и формы предпринимательства………………..…………………...9
2. Малое, среднее и крупномасштабное предпринимательство……………15
2.1 Малое и среднее предпринимательство………………………………….15
2.2 крупномасштабное предпринимательство……………………………….17
3. Предпринимательство в Республике Беларусь…………………………..20
3.1Проблемы развития малого и среднего предпринимательства
в Республике Беларусь…………………………………………………….…..20
3.2Система поддержки и развития малого и среднего предпринимательства…………………………………………………………..25
3.3 Организационные структуры……………………………………………...26
3.4 Финансовые инструменты…………………………………………………28
3.5 Международная поддержка………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованных источников…………………………………………35
Приложение……………………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

Предпринимательство в РБ состояние и перспективы развития.docx

— 92.89 Кб (Скачать)

Под корпорацией понимается предприятие или фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие. Корпорация — общество, основанное на паях. Приобретая акции общества, отдельные лица становятся собственниками корпорации. Таким образом, привлекаются финансовые средства огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода в виде дивидендов. Они рискуют только той суммой, которую заплатили при покупке акций. Корпорация существует независимо от ее владельцев-акционеров, что позволяет корпорации функционировать относительно стабильно.

К числу недостатков корпорации надо отнести в первую очередь наличие определенных возможностей для различного рода злоупотреблений. Мелкие и средние владельцы акций не могут осуществлять сколько-нибудь действенный контроль за деятельностью корпорации.[6, с.22,23,24].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Малое, среднее и крупномасштабное предпринимательство

Соединение  экономических интересов относительно обособленных субъектов хозяйствования неизбежно порождает внутреннее противоречие, разрешение которого происходит только при достижении результата в процессе предпринимательства. Степень разрешения противоречий персонификации в разных схемах зависит от размера предпринимательской структуры. В связи с этим различают малое, среднее и крупномасштабное предпринимательство.[1,2, с.39,40].

2.1Малое и среднее предпринимательство

Если предпринимательская деятельность основана на организации и владении малым предприятием, либо осуществляется без образования юридического лица, то такое предпринимательство называется малым предпринимательством. По данным Всемирного банка общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями отнесения предприятия к малым формам являются:

  • средняя численность занятых на предприятии работников,
  • оборот, полученный, как правило, за год,
  • стоимость активов.

Среди этих показателей почти во всех развитых странах важнейшим является численность работающих. В нашей республике официальная классификация малых предприятий впервые была введена постановление Совета Министров от 20.05.1991г. №192. В последующие годы в нее неоднократно вносились изменения. На сегодняшний день принята такая классификация:

  • В промышленности, строительстве, на транспорте - 100 человек;
  • В сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек;
  • В оптовой торговле — 50 человек;
  • В  розничной торговле  и  бытовом  обслуживании  населения  - 
    30 человек;
  • В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Средняя численность работников малого предприятия за отчетный период определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного юридического лица.

Владельцы малых предприятий более склонны  к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается на деятельности предприятия. Они лучше знают уровень спроса на местных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей. Малые предприятия способствуют занятости большего числа работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым способствуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний.[2, с.40].

В малом  предпринимательстве противоречие сочетания интересов собственника, менеджера, предпринимателя разрешается достаточно эффективно, когда предприниматель един в трех лицах и объединяет интересы всех трех обозначенных субъектов. Однако подобное разрешение внутренних противоречий не только не устраняет, но и усиливает проблемы внешние. Предприниматель оказывается один среди многообразных проблем рынка. Нередко в малом предпринимательстве предприниматель выполняет не все три, а только две или одну функцию. Поэтому на малом предприятии могут реализоваться первые три схемы. Но во всех рассмотренных ситуациях предприниматель остается центральной фигурой, какие бы функции он не выполнял. Предприниматель всегда максимально активен и не может быть иным. Истинно предпринимательские функции - выработка направлений деятельности, формирование предпринимательской идеи, реализация предпринимательского проекта на свой страх и риск - выполняются одним или несколькими активными, одаренными людьми. В этом смысле даже в рамках крупных предприятий может существовать малое предпринимательство. Например, в форме внутрифирменного предпринимательства.[2, c.40,41]

Малое предпринимательство нельзя рассматривать только как начальный этап развития предпринимательского дела. Практика показывает, что по мере развития общественного производства малые предприятия нисколько не теряют своего значения и существуют наряду со средними и крупными, не являясь второстепенными. Более того, роль малых форм предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой в последние десятилетия еще более возросла.

Наряду  с традиционными сферами оказания бытовых услуг, немассового производства относительно простых товаров малые предприятия все чаще вторгаются в сферу отраслей, традиционно считающихся капиталоемкими и трудоемкими. Этому способствовали новейшие достижения в области науки и техники, технологий.[2, c.41].

Традиционно считалось, что  в условиях общественного разделения труда наличие длинных технологических цепей неизбежно при изготовлении сложной продукции. Но сегодня в связи с появлением новых технологий резко сокращается число промежуточных этапов при производстве конечного продукта. Технологические процессы становятся «компактными», укладываются в относительно небольшие технологические установки, которые по силам приобрести и эксплуатировать малым предприятиям.

Например, в таких сферах, как добыча, выплавка и обработка металлов внедрение новых технологий существенно сократило трудозатраты и открыло возможности для работы малых предприятий. Свидетельством тому является опыт металлургических мини-заводов в Италии, Испании. По ряду производственно-экономических показателей такие заводы не только не уступают, но и превосходят своих крупных и более мощных конкурентов.[2, c.41].

2.2Крупномасштабное предпринимательство

Основная  выгода создания крупных интегрированных  структур заключается в преимуществах объединения капитала в сфере технологического развития, маркетинга, рекламы, продвижения к потребителю, снижения внепроизводственных расходов. В современной конкурентной борьбе поражение терпят даже компании-гиганты, что заставляет их объединяться в еще более крупные структуры. Процесс поиска партнеров и создания объединений вышел за пределы отдельных стран и принял международный характер.

Гигантские  транснациональные объединения  создаются в области авиастроения, космической техники, добычи и транспортировки нефти к газа, морских и железнодорожных перевозок, в сфере банковского капитала и др. Объединение компаний не всегда приводит к потере их самостоятельности, что не исключает возможности слияния и поглощения компаниями-гигантами более слабых партнеров. [2, c. 42].

Целями объединений являются;

• гарантия сырьевой базы и сбыта. Например, фабрика целлюлозы, 
бумажная фабрика,  издательство и типография договариваются о 
взаимном сотрудничестве;

  • увеличение сбыта продукции и услуг путем совместной распродажи. Например, объединяются бюро путешествий и производители одежды и сопутствующих товаров для туризма и путешествий;
  • получение более высоких доходов путем ограничения или исключения конкуренции;
  • гарантия занятости путем планирования заданий, которые превосходят  финансовые   и   производственные   возможности   отдельного 
    предприятия. Например, участие в крупных проектах в строительстве:
  • повышение технического уровня производства за счет совместного 
    проведения   дорогостоящих   научно-исследовательских   и   опытно- 
    конструкторских работ;
  • повышение   уровня   хозяйствования   благодаря   рационализации 
    процесса производства, формированию ассортимента, использованию 
    общих норм и нормативов, стандартов, специализации производства и т.п.;
  • поддержание конкурентоспособности на мировом уровне. Например, соглашение предприятий отрасли о продаже   своей продукции 
    на иностранных рынках.[2, c.42].

Общехозяйственное значение объединений обусловлено их влиянием на уровень цен, объемы производства и уровень конкуренции в отрасли, занятость населения, устойчивость экономики и общества в целом. Это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Позитивное влияние проявляется в следующих ситуациях:

  • снижение цен вследствие того, что производители обладают значительными   материальными,   денежными,   трудовыми   ресурсами, 
    превышающими потребности каждого отдельного предпринимателя;
  • увеличение количества и качества выпускаемой продукции за счет 
    рационализации производства и как следствие, широкое удовлетворение запросов потребителей;
  • повышение прозрачности рынка путем регулирования программ 
    выпуска и ассортимента продукции;
  • поддержание временно низкорентабельных предприятий и сохранение рабочих мест за счет ограничения объемов выпускаемой продукции и стабилизации цен при наличии спроса;
  • достижение и усиление конкурентоспособности;
  • стабилизация и рост экономики, гарантирующие устойчивость и 
    климат доверия в обществе.

 Влияние будет негативным, если создание объединений в отрасли приведет;

• к повышению уровня цен, во-первых, из-за отсутствия достаточного уровня конкуренции; во-вторых, при ориентации рынка на затраты средних и низкорентабельных предприятий;

  • к сокращению ассортимента предлагаемых товаров и услуг;
  • к замедлению технического прогресса из-за поддержки отстающих 
    производств;
  • к наступлению временной безработицы из-за свертывания экономически нерентабельных производств в отдельных регионах; 
     Кроме этого, концентрация экономической мощи в одних руках таит в себе опасность злоупотребления ею для достижения политической власти. [2, c.42,43].

 

3.   Предпринимательство в  Республике Беларусь

 

 

Развитие  предпринимательства является крайне важным и актуальным для Беларуси по нескольким причинам:

-создание  новых рабочих мест 

-развитие  предпринимательства – важное  направление структурной перестройки  экономики

-гибкость, высокая  адаптивность, эффективность делают  малые и средние предприятия  важным партнёром крупных предприятий

-их развитие  способствует росту сокращению  доли промышленного сектора и  росту сектора услуг

-предпринимательство  – важный источник формирования  доходной части местных и республиканского  бюджета 

-рост предпринимательства  способствует росту реальных  доходов населения, формированию  среднего класса, росту самозанятости,  сокращению оттока высококвалифицированных  специалистов в страны ближнего  и дальнего зарубежья

 

3.1 Проблемы развития малого предпринимательства в Республике Беларусь

 

Несмотря на определенные успехи и положительную динамику, общий уровень развития малого бизнеса в Беларуси по сравнению с другими странами, вставшими на путь рыночных реформ, остается одним из самых низких. В расчете на 1 тыс. жителей страны приходится чуть более трех малых предприятий, а с учетом индивидуальных предпринимателей — около 22 субъектов малого бизнеса [8,11]. При этом три четверти из них сосредоточены в столице и областных центрах страны, а основной сферой приложения является розничная торговля. Участие субъектов малого предпринимательства в решении таких актуальных задач, как разработка и внедрение инновационных технологий, и развитие экспорта, формирование нового экономического профиля регионов и обеспечение эффективной занятости населения в малых городах и сельской местности, пока незначительно. По мнению аналитиков, причины этого можно разделить на  две группы.[7, c.74].

Первая группа касается сферы взаимоотношений предпринимателей с государством. Усиление государственного регулирования экономических процессов привело к усложнению и удорожанию процедур создания бизнеса, возвело множество административно-бюрократических барьеров в его функционировании и развитии.

Основными административными барьерами на пути развития малого предпринимательства являются:

  • сложность и высокая стоимость процедуры регистрации 
    (ликвидации) субъектов предпринимательства.
  • Отсутствие единого порядка государственной регистрации субъектов предпринимательства привело к созданию обширной базы нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в данной области. Сохранение разрешительного принципа регистрации, возлагающего ответственность за создаваемое предприятие на регистрирующий орган, дает ему право требовать от заявителя предоставления документов сверх перечня, установленного законодательством. Это, естественно, влечет за собой дополнительные затраты как времени, так и средств.[7, c.75].

Информация о работе Предпринимательство в РБ состояние и перспективы развития