Предпринимательство в РБ состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является описание состояния предпринимательства в Республике Беларусь и рассмотрение системы поддержки и развития предпринимательства в нашей стране.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть сущность предпринимательства;

Содержание

Введение……….………………………………………………………………...3
Предпринимательство: понятие, цели, виды………………………...…….4
Сущность предпринимательства…………………...……………………...4
Виды и формы предпринимательства………………..…………………...9
2. Малое, среднее и крупномасштабное предпринимательство……………15
2.1 Малое и среднее предпринимательство………………………………….15
2.2 крупномасштабное предпринимательство……………………………….17
3. Предпринимательство в Республике Беларусь…………………………..20
3.1Проблемы развития малого и среднего предпринимательства
в Республике Беларусь…………………………………………………….…..20
3.2Система поддержки и развития малого и среднего предпринимательства…………………………………………………………..25
3.3 Организационные структуры……………………………………………...26
3.4 Финансовые инструменты…………………………………………………28
3.5 Международная поддержка………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованных источников…………………………………………35
Приложение……………………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

Предпринимательство в РБ состояние и перспективы развития.docx

— 92.89 Кб (Скачать)

Центры поддержки предпринимательства  создаются, как правило, в форме коммерческих организаций и реализуют услуги субъектам малого предпринимательства на договорной основе.

Имущество и средства ЦПП формируются  за счет:

  •    взносов учредителей в его уставный фонд;
  •    средств из республиканского и местных бюджетов, предусмотренных в государственных программах поддержки малого предпринимательства и других государственных программах республики, направляемых на развитие инфраструктуры малого предпринимательства;
  •   кредитов, выделенных Белорусским фондом финансовой 
    поддержки предпринимателей и соответствующими территориальными структурами;
  •    помощи международных организаций и финансовых институтов; 
  •   добровольных взносов и пожертвований организаций и 
    физических лиц;
  •   доходов от собственной хозяйственной деятельности;
  •   иных источников, не противоречащих законодательству 
    Республики Беларусь.

Для оценки эффективности деятельности ЦПП применяются общие и специфические критерии.

Общие критерии распространяются на все ЦПП, не зависят от направлений их деятельности и предназначены для оценки ее эффективности в целом.

Специфические критерии вытекают исключительно  из осуществляемых ЦПП видов деятельности и служат для сравнительной оценки эффективности их работы по этим направлениям.[7,c.193,194,195].

3.4Финансовые инструменты

Одним из основных факторов, ограничивающих развитие малых предприятий, является отсутствие реальных возможностей получения финансирования. Банки обычно предъявляют к ним довольно жесткие требования по гарантиям возврата кредита ввиду отсутствия у них достаточно длительной кредитной истории и наличия повышенных рисков. Малому бизнесу присуща специфическая структура активов с незначительной долей недвижимости, которая могла бы использоваться в качестве залога возврата кредита. Это также усложняет поиск сторонних источников финансирования. Кроме того, банковский сектор в большей мере ориентирован на обслуживание крупных компаний, что существенно повышает издержки кредитования малых предприятий и приводит к повышению ставок по кредитам.

Поэтому поддержка малого бизнеса  в финансовой сфере связана с созданием условий для удешевления кредитов его субъектам, а также с формированием специальных институтов и инструментов, облегчающих доступ малых предприятий к источникам финансирования. Одним из таких инструментов является микрокредитование.[7, c.203,204].

Микрокредитование — это предоставление небольших краткосрочных кредитов предпринимателям, занятым в сфере малого бизнеса. Этот вид кредитования отличают несколько принципиальных особенностей:

  • сумма получаемого впервые кредита обычно не превышает 50 % валового внутреннего продукта, приходящегося на душу населения той страны, где осуществляется программа микрокредитования. Средняя сумма микрокредитов в Польше, например, колеблется от 1500 до 3000 дол., в то время как в Бангладеш размер первоначального кредита, как правило, составляет 50 дол. После своевременного возвращения первоначального кредита клиент в случае повторного обращения может рассчитывать на получение кредита в более крупных размерах;
  • микрокредиты выдаются, как правило, на срок до 12 месяцев. Это, с одной стороны, стимулирует своевременный возврат заемных средств, поскольку заемщик может рассчитывать на получение новых кредитов. С другой стороны, краткосрочный характер кредита снижает степень риска и повышает эффективность использования заемных средств;
  • процентные ставки по микрокредитам находятся на уровне рыночных значений для банковских кредитов или даже превосходят их.

В качестве формы обеспечения кредита используется залог, а также поручительство группы заемщиков. В последнем случае несколько (обычно 4—6) человек — знакомых, родственников, соседей — объединяются в группу, которая несет солидарную ответственность (известный принцип «круговой поруки») за возврат кредита, полученного каждым членом этой группы. Используя именно такую форму обеспечения, программы микрокредитования добиваются 95—98 % возвратности кредита.[7, c.204].

Институты микрокредитования — это своеобразные финансовые посредники, которые, с одной стороны, аккумулируют предназначенные для микрофинансирования средства, поступающие из разных финансовых источников, а с другой — обеспечивают доступ субъектам малого бизнеса к финансовым ресурсам и сопутствующим услугам.[7, c.204].

Роль институтов микрокредитования  могут выполнять:

  • сберегательные и универсальные банки;
  • кредитные союзы;
  • общественные организации;
  • специализированные банковские учреждения.

Эти институты, несмотря на разную организационную  форму, объединяет в одну группу и отличает от обычных коммерческих банков наличие нескольких существенных признаков.

В качестве базовой для Беларуси была принята модель индивидуального микрокредитования. В соответствии с ее условиями получателями микрокредитов являлись только субъекты малого предпринимательства — малые предприятия (юридические лица) и индивидуальные предприниматели.

3.5Международная поддержка

В настоящее время в мире действует  много организаций, оказывающих поддержку малому бизнесу, в том числе и в Республике Беларусь. Одна из них — Программа развития ООН (ПРООН), созданная в 1965г. и начавшая работать в Беларуси с 1992г.

Реализация совместной программы  ПРООН и правительства Беларуси «Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства» ставила своей задачей устранение на пути развития малого бизнеса таких препятствий, как недостаток стартового капитала, ограниченный доступ к ресурсам кредитования, нехватка технической и информационной поддержки. Результатом реализации проекта стало внедрение новых элементов инфраструктуры поддержки предпринимательства: бизнес-инкубаторов, схем микрокредитования, кредитных союзов.

С 2002г. в нашей стране с участием ПРООН реализуется проект «Активизация предпринимательской деятельности через развитие партнерства государства и частного сектора». Целью проекта является формирование благоприятного предпринимательского климата, снижение социальных рисков, возникающих при реструктуризации предприятий в процессе высвобождения трудовых ресурсов, увеличение самозанятости населения, в том числе в сельской местности, усиление механизма взаимодействия государства и гражданского общества.

Кроме того, проектом предусматривается  организация конкурса по реализации мини-проектов, направленных на дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства. Его цель — поддержка предпринимательской деятельности посредством предоставления финансовых средств победителям конкурса:

  • для создания новых рабочих мест;
  • преодоления административных барьеров в развитии предпринимательства;
  • содействия самозанятости незащищенных групп населения: безработных, инвалидов, молодежи, женщин и др.;
  • совершенствования информационной поддержки предпринимательства;
  • улучшения окружающей среды;
  • развития финансовой поддержки предпринимательства;
  • других   целей,   активизирующих   предпринимательскую 
    деятельность.

Центр международного частного предпринимательства (CIPE) — организация при Торговой палате США — реализует в развивающихся странах программы по поддержке бизнес-ассоциаций и исследовательских коллективов, деятельность которых способствует развитию рыночных отношений. В 1999 — 2000 гг. CIPE совместно с Белорусским союзом предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского был реализован проект по формированию информационно-аналитической инфраструктуры частного предпринимательства в Республике Беларусь.


Некоммерческая организация CNFA реализует в Беларуси программу «Волонтеры в агробизнесе», в рамках которой отечественные малые предприятия — производители сельскохозяйственной продукции имеют возможность приобрести необходимые навыки в организации и ведении современного аграрного производства путем непосредственной работы с американскими фермерами и профессионалами в области агробизнеса.

Краткосрочные стажировки (один месяц) в американских компаниях аналогичного профиля предлагаются представителям малого бизнеса нашей страны в рамках программы Community Connections, реализуемой при поддержке представительства Совета по международным исследованиям и обменам (IREX) в Беларуси.

Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР) с целью содействия развитию частного предпринимательства в Беларуси открыл под гарантию правительства страны кредитную линию в размере 32,2млн. дол. США. Условия данной кредитной линии в настоящее время являются одними из наиболее благоприятных для белорусских субъектов малого бизнеса с точки зрения условий и процедур кредитования, а также предоставляемых льгот. Организация выдает финансовые ресурсы местным коммерческим банкам, которые затем кредитуют ими малые частные предприятия и индивидуальных предпринимателей.

 

                                                                                                                                                                                                                             

                                                           

                                                                                                                                

 

                                                   

                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                          

                                                                                                                     

 

 

                                     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью данной работы было рассмотрение проблемы развития малого предпринимательства в Республики Беларусь. Для этого использовалась информация об истории возникновения  предпринимательства как такового,  были рассмотрены понятия «предприниматель» и «предпринимательство», выделены и охарактеризованы виды и формы предпринимательства, особенности малого, среднего и крупномасштабного предпринимательства и обозначены основные и наиболее острые проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.

Отметив необходимость разделения фирм на крупные, средние и мелкие, было выяснено, что основным критерием разделения предприятий является количество работающих на данном предприятии, которое зависит от отрасли, к которой принадлежит предприятие.

Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок  сбыта, и исключительная гибкость в  предоставлении товаров и услуг  и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса.

Основными aдминистративными барьерами на пути развития малого предпринимательства являются:

  • сложность и высокая стоимость процедуры регистрации 
    (ликвидации) субъектов предпринимательства.
  • несовершенство системы лицензирования предпринимательской деятельности.
  • сложность и высокая стоимость процедуры сертификации 
    и стандартизации продукции, товаров и услуг.
  • жесткий контроль и надзор за текущей предпринимательской деятельностью.
  • усложненный доступ к получению государственных заказов.

Основные экономические барьеры функционирования предпринимательских субъектов:

  • проблемы приобретения помещений и имущества в собственность.
  • высокая стоимость аренды имущества, находящегося в 
    республиканской и коммунальной собственности.
  • действующая система налогообложения субъектов хозяйствования.
  • недостаток собственных средств, необходимых для начала предпринимательской деятельности, а также затрудненный доступ к кредитным ресурсам.

Информация о работе Предпринимательство в РБ состояние и перспективы развития