Виды рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:34, реферат

Описание работы

Цель данной работы показать существующие виды организации рынка и дать определение и разобраться в сущности каждого из видов рынка.
В связи с этим, задачи данной работы являются следующими:
- изучить различные виды организации рынка;
- определить значение рынка;
- определение сущности рыночных отношений.

Содержание

Цель данной работы показать существующие виды организации рынка и дать определение и разобраться в сущности каждого из видов рынка.
В связи с этим, задачи данной работы являются следующими:
- изучить различные виды организации рынка;
- определить значение рынка;
- определение сущности рыночных отношений.

Работа содержит 1 файл

Микроэкономика.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

         Современная рыночная экономика  представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

        По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется  количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют  взаимодействие спроса и предложения.

     Актуальность темы раскрывается сущность рынка, его виды и функции, являющейся оптимальной на сегодняшний день, так как жизнь общества непосредственно связана с рынком.

     Цель  данной работы  показать существующие виды организации рынка и дать определение и разобраться в сущности каждого из видов рынка.

      В связи с этим, задачи данной работы являются следующими:

      - изучить различные виды организации рынка;

      - определить значение рынка;

     - определение сущности рыночных отношений.

1. Виды рынков

         Огромное влияние на рынок оказывает в каждой конкретной стране уровень ее развития. Большое значение имеют мотивация труда, критерии эффективности, уровень развития рыночной инфраструктуры, в том числе банковско-кредитной системы, хозяйственные пропорции, производственные и организационно-управленческие структуры и т. д. В развитых странах созданы общественные институты и правовые нормы, которые обеспечивают полноценное функционирование рыночных отношений и устраняют их негативные социальные последствия (антитрестовское законодательство, охрана здоровья, сокращение рабочего времени, минимальные заработки и т.д.). Необходимо определить и обсудить несколько основных рыночных структур, или моделей.

Экономисты  различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации:

Чистую конкуренцию - для него характерно то, что в борьбе за внимание и деньги покупателей сталкиваются между собой множество производителей однотипных, стандартизированных товаров. При этом ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволяет ему навязать остальным выгодные ему условия сбыта.

Чистую монополию - на таком рынке для покупателя складываются самые худшие условия. При чистой монополии возможности покупателя торговаться становятся крайне ограниченными, поскольку альтернативного изготовителя (продавца) просто не существует.

Монополистическую конкуренцию - представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.

Олигополию -  представляет собой рыночную структуру, при которой на рынке какого-либо продукта присутствует небольшое число фирм-продавцов, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами.

2. Рынок сельскохозяйственных и промышленных товаров

        Этот рынок имеет дело с промышленными и сельскохозяйственными товарами. Его  можно представить как способ распределения этих товаров. В соответствии с рыночным  пониманием эффективного распределения цель такого рынка - распределить промышленные и сельскохозяйственные товары в соответствии с финансовыми возможностями  потребителей. В рамках сжатого рынка определяются цены на отдельные товары в  соответствии со спросом и предложением на них.

          Цены на промышленные и сельскохозяйственные  товары складываются на уровнях:  региональном, национальном и международном. Эти цены включают и стоимость  перевозок и хранения. Поэтому стоимость отдельных товаров объективно ниже там,  где они производятся - из-за уменьшения издержек производства за счет снижения затрат  на перевозку и хранение. Исходя из региональных цен устанавливаются национальные цены и специализация региона, а исходя из  национальных цен формируется международный рынок промышленных и сельскохозяйственных товаров. По существу все остальные рынки складываются примерно так же, но в каждом из них один из уровней имеет свой  приоритет.

          В сложившихся формах рынок  продовольственных товаров представлен:  государственной торговлей, реализующей  продовольствие по государственным  ценам;   потребительской кооперацией,  реализующей товары по комиссионным ценам;   коммерческой торговлей, реализующей отдельные виды продовольственной  продукции по полусвободным и свободным ценам; колхозными рынками, на которых  продовольственные товары продаются колхозами и индивидуальными производителями  по свободным или незначительно регламентированным ценам. Эта структура рынка продовольственных товаров и используемых в нем цен стала во  многом архаичной. Она не обладает единством, целостностью, допускается   сосуществование противоречивых, трудно совместимых форм торговли и  ценообразования.

3. Рынок услуг

        Рынок услуг, как было уже  сказано, формируется по общей  для всех рынков схеме, рассмотренной  выше. Рынок услуг в той или  иной степени призван охватить бытовые,  коммунальные, транспортные, культурные, образовательные, здравоохранительные,  посреднические, информационные и многие другие виды деятельности по оказанию   услуг населению. В качестве самостоятельной части рынка услуг выступают производственные услуги, т.е. виды деятельности по оказанию услуг в производстве. 

          В чисто рыночной экономике  никаких субсидий со стороны  государства быть не должно, но  на практике без них не обойтись - как по политическим, социальным, так и  по моральным соображениям. Особенно, если речь идет об  образовании. 

    

4. Рынок жилой площади

        В условиях рынка надлежит усвоить, что и жилая площадь представляет типичный  объект рыночных отношений и подлежит купле и продаже по рыночным ценам наравне с  другими товарами. Право строительства и продажи жилья должно принадлежать на равных началах государственным, коллективным, кооперативным организациям и гражданам. Жилье представляет такую же собственность, как и иные виды имущества.

          Не следует думать, что подобная  система бесчеловечна и лишает  беднейшие слои  населения возможности улучшать свои жилищные условия, отдавая все предпочтение  богатым.

          В то же время рынок жилья  намного упрощает обмен, переезд  в другое место  жительства, передачу жилой площади по  наследству, улучшает отношение  людей к жилому  фонду, повышает заинтересованность всех слоев населения в жилищном строительстве,  способствует реализации избытков жилой площади, устраняет многочисленные  махинации с жильем, его скрытую продажу.

     5. Рынок средств производства

       Он распространяет свое действие  на все материально-технические объекты, непосредственно участвующие в общественном производстве, используемые в процессе  изготовления продукции, выполнения работ, осуществления услуг. Этот огромный по  масштабам объектов и их стоимости рынок состоит из двух взаимодействующих частей. Во-первых, на рынке средств производства обращаются орудия труда в виде  производственных зданий и сооружений, конструкций, машин, оборудования, приборов,  аппаратуры. Во-вторых, этот рынок представлен предметами труда в виде сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов, из которых или с использованием которых посредством орудий труда выпускается промежуточный или конечный продукт производства. В рыночной экономике оба этих определяющих фактора производства становятся непосредственным объектом рыночных отношений. Особым образом стоит вопрос о  рынке земли и природных ресурсов как средств производства.  

6. Рынок инвестиций

        В рыночной экономике происходит изменение, как источников финансирования  инвестиционных объектов, так и способов материализации денежного капитала.  Дополнительными источниками инвестирования здесь становятся банковские кредиты,  частный капитал, средства одних предприятий, вкладываемые в развитие других. Это  могут быть либо прямые ссуды, либо приобретение акций, либо вложения средств  для участия в прибылях. Но во всех случаях здесь имеет место значительно большее расширение инвестиционных возможностей предприятия или организации.   Основной признак, главное качество рынка инвестиций определяется не только  расширением объемов и источников финансирования капитальных вложений и зон их  приложения.

     Рынок инвестиций гораздо более широкое понятие. Он часть общего экономического рынка. Благодаря ему значительно облегчается воплощение  капитальных вложений в денежном выражении в материальные информационные, научно- технические объекты.

          Рынок инвестиций по своему  содержанию есть рынок капитала, вкладываемого в производство, а точнее, в дело. Как только возникает капитал, его владелец, носитель становится капиталистом. В рыночной экономике на законных основаниях наравне с государственным функционирует  банковский, коммерческий капитал, коллективный капитал, вкладываемый в любое  дело по желанию владельцев, и семейный, личный, частный капитал, направляемый туда, где  он сулит принести весомую прибыль.

7. Рынок денег, валюты, ценных бумаг

        Как было сказано выше, рынок  инвестиционного капитала сам по себе представляет денежный рынок особой природы. Он связан с превращением денег в идеи, проекты, нововведения, строительство объектов, технические и социальные  усовершенствования. Однако в рыночной экономике возникают денежные рынки в чистом  виде, где, образно говоря, деньги продаются и покупаются же за деньги. Рынок денег в  принципе может существовать даже при наличии в стране только единственной денежной  единицы. В этом случае он распространяет свое действие на кредитование,  предоставление денежных средств взаймы, т.е. на операции по возможному обмену  "сегодняшних" денег на "завтрашние" деньги. Если же вводится параллельная валюта в виде,  скажем, золотого доллара или возникают республиканские  валюты, то рыночные отношения обретают гораздо более широкие возможности в виде покупок и продаж  одной валюты за другую.

        Рынок валюты, под которой понимается  уже не только национальная, но  и иностранная валюта, означает  еще большую возможность купли,  продажи, обмена по определенному   валютному курсу (мировому, государственному, плавающему, свободному) денег одной  страны на деньги другой. Естественно, что активность валютного рынка и диапазон его действия во многом зависят от конвертируемости валюты.

          Конечно, разделение рынка на  валютный и денежный до некоторой степени условно. В общем случае валютный рынок одновременно является денежным, а денежный - валютным.      Однотипным с ними по природе, но все же самостоятельным стал рынок ценных бумаг. Последние представляют собой особый вид денежных или имущественных документов,  которые либо обладают  определенной, выраженной в денежных единицах стоимостью,  либо предоставляют владельцу имущественное право, которое, в конечном счете, может быть сведено к денежному выражению. К наиболее типичным видам ценных бумаг относятся  акции, облигации, чеки, аккредитивы, векселя, сертификаты, бонны.

    

8. Рынок рабочей силы (труда)

        Самое яркое, хотя, возможно, и не самое заметное проявление рыночной экономики - это рынок рабочей силы. Его можно было бы назвать и рынком труда, но, согласно  классикам, живой труд сам по себе еще не обладает стоимостью.

     Ею обладает рабочая сила, т.е.  способность работника к труду.  Однако, если не  вдаваться в  политэкономические нюансы, термин "рынок труда" вполне приемлем.  Основой трудовых отношений в условиях рынка рабочей силы является  свободный, добровольно заключаемый контракт между работником и его нанимателем  на условиях взаимного соглашения и в соответствии с действующим  законодательством о труде.  

Наниматель  вправе после окончания контракта  или при его нарушении работником принимать решение о продолжении  или прекращении трудовых  отношений. С социальных, морально-этических  в этом есть нездоровое начало, но с  экономических позиций это целесообразно. Эффективной экономике более импонирует наличие избыточной рабочей силы, побуждающей ценить труд, чем наличие  избыточных рабочих мест, подавляющее заинтересованность в продуктивном труде в связи с легкой возможностью сменить рабочее место. Так что правомерно говорить и о рынке рабочих мест.

Информация о работе Виды рынков