Влияние изменения цен на выбор потребителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:

Рассмотреть влияние изменения в ценах на выбор потребителя.

Задачи:
Рассмотреть модель поведения потребителя
Изучить особенности потребительского спроса
Показать условия равновесия потребителя
Выявить взаимосвязь цены и выбора потребителя
Показать влияние изменения цен на выбор потребителя и товарооборот фирмы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблема потребительского выбора 6
1.1 Модель поведения потребителя 6
1.2 Особенности потребительского спроса 9
1.3 Условия равновесия потребителя. 13
Глава 2. Взаимосвязь цены и выбора потребителя 19
2.1 Цена и ценообразование 19
2.2 Определение экономической ценности товара для потребителя 22
2.3 Психологические Факторы цены 23
Глава 3. Влияние изменения в ценах на выбор потребителя и на товарооборот фирмы 28
3.1.Сеть торговых универсамов «Перекресток» 28
3.2 Установление цен для стимулирования сбыта 31
Заключение 34

Работа содержит 1 файл

курсовик законченый.doc

— 530.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

 высшего  профессионального образования

«Курский  Государственный Университет» 
 

Факультет экономики  и менеджмента

Кафедра экономики 
 
 
 
 

Курсовая работа

По дисциплине: «Экономическая теория»

На тему: «Влияние изменения цен на выбор  потребителя» 
 
 
 
 
 

Оценка:  

                                                             Выполнила: студентка 2 курса

                Очной формы обучения

                Специальность: маркетинг

                Посашкова В.С.

                Проверила: к. э. н. доцент

                Иванова Л.А. 

Дата:  
 
 
 
 

Курск - 2008 
Оглавление 

 

Введение

 

Исторически цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Любому человеку хорошо известна ситуация изменения цены на какой-либо товар. Это происходит постоянно, по различным причинам. Изменение цены на товары прежде всего затрагивает благосостояние потребителя: когда цена на товар, который он приобретает повышается - благосостояние потребителя снижается, и наоборот.

При совершении покупок на первый план выдвигаются те или иные критерии, в зависимости от которых всех покупателей можно разделить на четыре категории:

- экономные покупатели — основной интерес при покупке у них вызывает ценность товаров, для них характерна высокая чувствительность к ценам, качеству и ассортименту товаров;

- персонифицированные покупатели — главное для них это «образ» продукции, обслуживание и отношение предприятия к потребителям; значительно меньше внимания уделяется ценам;

- этичные покупатели — готовы пожертвовать низкими ценами и широтой ассортимента для поддержания небольших предприятий, демонстрируют свою приверженность товару;

- апатичные покупатели — основное внимание уделяется удобству покупки вне зависимости от цены товара. В понятие «удобство» включается место расположения торгового предприятия, его близость к месту проживания или работы, наличие удобного подъезда, стоянок, специально организованного транспорта, доставляющего клиентов к магазину, быстрота обслуживания, наличие разных форм оплаты, дополнительный сервис.

Многие  чувствительны к уровню цен, находящихся  под воздействием нескольких факторов, каждый из которых определяет особенности поведения покупателей.

В последние  годы многие фирмы вынуждены повышать свои цены. Делают они это, сознавая, что рост цен вызывает недовольство потребителей, дистрибьюторов и собственного торгового персонала. Однако успешно проведенное повышение цен может значительно увеличить объемы прибыли. Например, при норме прибыли в 3% от объема продаж рост цены всего на 1% позволит при неизменном объеме сбыта увеличить размер прибыли на целых 33%.

Фирмы, разработавшие собственную систему цен и стратегию ценообразования, время от времени испытывают необходимость в снижении или повышении своих цен.

    В данной курсовом проекте  анализируются проблемы, с которыми сталкивается потребитель, выбирая тот или иной товар.

Цель  работы:

Рассмотреть влияние изменения в ценах на выбор потребителя.

Задачи:

  1. Рассмотреть модель поведения потребителя
  2. Изучить особенности потребительского спроса
  3. Показать условия равновесия потребителя
  4. Выявить взаимосвязь цены и выбора потребителя
  5. Показать влияние изменения цен на выбор потребителя и товарооборот фирмы.

Предметом исследования выступает влияние изменения цен на выбор                 потребителя

Объектом  исследования выступает изменение цен

В курсовом проекте  применяются методы:

  • Монографический
  • Статистический
  • Графический
  • Табличный
  • Математический

Курсовой проект состоит:

    1. Оглавление
    2. Введение
    3. Глава 1 (теоретическая)
    4. Глава 2(аналитическая)
    5. Глава 3 (практическая)
    6. Заключение
    7. Список использованной литературы

 

Глава 1. Проблема потребительского выбора

1.1  Модель поведения  потребителя

Спрос на рынке - это наши потребности, которые  мы удовлетворяем, покупая блага. Каким  образом наши потребности превращаются в определенную величину спроса? Как  из множества благ мы выбираем то, что  нас удовлетворяет? На эти вопросы и отвечает теория поведения потребителей. В этой теории формулируется общая модель поведения потребителя.

Поведение потребителя - это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учетом существующих цен.

Наш выбор  товаров и услуг для потребления, то есть выбор потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вкусов, привычек, традиций, то есть от наших предпочтений.

Предпочтения  потребителя - это признание преимуществ  каких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ лучшими по сравнению с другими.

Предпочтения  покупателя являются субъективными. Субъективными  также являются и оценки полезности каждого выбираемого блага. Но выбор  потребителя определяется не только его предпочтениями, он ограничен также ценой выбираемых продуктов и его доходом. Так же как и в масштабах экономики, ресурсы индивидуального потребителя ограничены. Практическая неограниченность потребностей потребителя и ограниченность его ресурсов приводят к необходимости выбора из различных комбинаций благ, то есть к необходимости потребительского выбора.

Одно  из теоретических объяснений закона спроса, а также потребительского выбора связано с законом убывающей  предельной полезности. Это закон  уже был нами сформулирован в самом общем виде, немного позднее мы вернемся к этой формулировке. Предварительно же вспомним, что такое полезность блага в экономической теории.

Полезность  блага - это удовлетворение, которое  испытывает человек в процессе потребления  блага; в основе полезности лежат различные физические, химические, биологические и прочие свойства блага.

В экономической  теории предполагается, что потребитель  блага каким-то образом определяет степень полезности от потребления  блага, а, зная полезность разных благ, он может сделать выбор из различных благ. Этот выбор благ должен быть наилучшим с его точки зрения, то есть приносить ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворения.

Потребляя разные количества одного и того же блага, мы замечаем, что чем больше благ потребляем, тем меньшее удовлетворение мы получаем от потребления дополнительной единицы данного блага. Первый съеденный нами беляш в университетской столовой приносит нам наибольшее удовлетворение, второй беляш приносит меньшее удовлетворение, третий еще меньше. Этим также руководствуется потребитель, покупая различные количества благ. В теории данная закономерность получила название закона убывающей предельной полезности.

Предельная  полезность любого блага представляет собой величину дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого блага.

Закон убывающей предельной полезности предполагает зависимость между увеличением  количества потребляемого блага  и дополнительной полезностью дополнительной единицы этого блага. С увеличением  количества потребляемых благ общая величина полезности благ (совокупная полезность) увеличивается, но в меньшей степени, так как каждая дополнительная единица блага добавляет уменьшающуюся величину полезности. 

Закон убывающей предельной полезности состоит  в том, что с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается.

Рис.1  Кривые общей и предельной полезности

Чтобы максимизировать совокупную полезность, удовлетворяющую бюджетному ограничению, отношение предельных полезностей любой пары благ (товаров А и В) должно равняться отношению их цен:

MU(A)/MU(B)=P(A)/P(B)

Принципом убывающей предельной полезности руководствуется  потребитель, выбирая такой потребительский  набор, который приносит ему наибольшую полезность при данной цене блага и при данном доходе потребителя.

Таким образом, мы можем кратко сформулировать некоторые принципы поведения потребителя  на рынке, то есть модель его поведения.

- выбирая  блага для потребления, покупатель  руководствуется своими предпочтениями;

- поведение потребителя является рациональным, в частности он выдвигает определенные цели и руководствуется личным интересом, то есть действует в рамках разумного эгоизма;

- потребитель  стремится максимизировать совокупную  полезность, другими словами, стремится выбрать такой набор благ, который приносит ему наибольшую общую величину полезности;

- на  выбор потребителя и его субъективные  оценки полезности покупаемых  благ влияет закон убывающей  предельной полезности;

- при  выборе благ возможности потребителя  ограничены ценами благ и его доходом; данное ограничение называется бюджетным ограничением. 

Модель  поведения потребителя представляет собой связанные между собой  общие принципы поведения потребителя  на рынке, включающие в себя, прежде всего, максимизацию совокупной полезности, закон убывающей предельной полезности и бюджетное ограничение.

Рис.2 Модель поведения потребителя.

Изложенная  выше модель поведения потребителя  является простейшей моделью. Некоторые  положения этой модели слишком абстрактны. Например, трудно представить, что, съев два беляша, мы мысленно определили количество полученного удовлетворения; более того, мы вряд ли думали о максимизации полезности в данном случае. Тем не менее, эта упрощенная модель поведения потребителя является очень полезной, многое объясняет в поведении покупателей на рынке, в том числе и то, от чего зависит спрос на товары.

1.2 Особенности потребительского  спроса

Наряду  с общими принципами выбора рационального  потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист Х. Лейбенстайн делит потребительский спрос на две большие группы: функциональный и нефункциональный. Рис (3)

Функциональным  спросом является такая часть  спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге).

Нефункциональным  спросом является такая часть  спроса, которая обусловлена такими факторами, которые непосредственно  не связаны с присущими экономическому благу качествами.

 

Рис. 3 Классификация потребительского спроса

Информация о работе Влияние изменения цен на выбор потребителя