Влияние продовольственного импорта на состояние аграрного производства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Импортные поставки традиционно играют значительную роль в решении многих жизненно важных задач социально-экономического развития страны и обеспечения как производственной сферы, так и населения теми видами продукции, которые внутри страны не производятся или производятся в недостаточных объемах. Проблемы индустриализации страны в годы первых пятилеток, реконструкция народного хозяйства в послевоенные годы, исправление неблагоприятного баланса продовольственных товаров в неурожайные годы и многие другие не менее значимые задачи общенационального масштаба решались в большой степени с помощью импорта.

Содержание

Введение.
1. Продовольствие в России
2. Опасность утраты продовольственной независимости страны
3. Ограничения импорта
3.1.Причины
3.2. Ограничение по количеству
4. Проблемы брака в импорте
5. Проблемы импортозамещения продукции АПК в России
Заключение.
Литература.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

миров экон.doc

— 131.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Мировая экономика».

 

 

Тема: «Влияние продовольственного импорта на состояние аграрного производства в России».

 

 

 

 

 


Содержание

 

                                                                                                         

Введение.

1.      Продовольствие в России

2.      Опасность утраты продовольственной независимости страны

3.      Ограничения импорта

     3.1.Причины

     3.2. Ограничение по количеству

4.      Проблемы брака в импорте

5.      Проблемы импортозамещения продукции АПК в России

Заключение.

Литература.

Приложение.


          Введение

 

Импортные поставки традиционно играют значительную роль в решении многих жизненно важных задач социально-экономического развития страны и обеспечения как производственной сферы, так и населения теми видами продукции, которые внутри страны не производятся или производятся в недостаточных объемах. Проблемы индустриализации страны в годы первых пятилеток, реконструкция народного хозяйства в послевоенные годы, исправление неблагоприятного баланса продовольственных товаров в неурожайные годы и многие другие не менее значимые задачи общенационального масштаба решались в большой степени с помощью импорта.

Товарная структура импортных поставок в течение последних десяти лет достаточно стабильна, несмотря на существенное сокращение стоимостных параметров импорта (таблица, приложение).

В структуре импорта существенна доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства, что вызвано, кроме других причин, резким сокращением национального производства сельскохозяйственной продукции. Россия в настоящее время импортирует более 40% от общего объема внутреннего потребления продовольствия, а в продовольственном балансе Москвы и Санкт-Петербурга доля импорта составляет более 70%. Рассмотрим насколько это явление негативно.

 

 

2

 



1. Продовольствие в России.

 

В последние годы потребность населения России в продовольственных товарах удовлетворяется отечественными производителями примерно на 50% с учетом экспертной оценки объемов неорганизованного ввоза и продажи товаров на продовольственных рынках. Граница продовольственной безопасности находится, по разным оценкам, на уровне импорта продовольствия в размере 18 - 35% потребности. Существенное превышение критической точки, даже по самым низким оценкам, в России обусловлено прежде всего кризисным положением отечественного сельского хозяйства, производство в котором составляет около 60% от среднегодового уровня за 1986 - 90гг. Такое падение производства обусловлено как трансформационным спадом, так и неэффективными способами проведения в целом экономической реформы и аграрной, в частности. Существенное сокращение государственной поддержки сельского хозяйства, которая уменьшилась с трети огромного государственного бюджета до 2,7% ВВП в бюджете, оставило крестьянство один на один с множеством проблем. Однако, несмотря на общий упадок сельского хозяйства, полки магазинов остаются переполненными. Это происходит, во-первых, из-за снижения потребления населением продуктов питания почти в 1,5 раза (исключениями являются такие малоценные продукты питания, как хлебные изделия и картофель, потребление которых несколько выросло, несмотря на существенный рост цен). Во-вторых, наиболее важной причиной данной ситуации является все более возрастающий импорт сельскохозяйственной продукции, объемы которого превысили все допустимые нормы и уже напрямую угрожают безопасности страны.

Доля импорта в общем объеме продовольствия по разным оценкам составляет до 50%. Население нашей страны не обеспечивается нормальным уровнем питания. По оценочным данным, суточное потребление на одного человека в России составляет в среднем 2200 ккал Мы уже отстаем от Африки, где в среднем потребляется 2300 ккал, не говоря о США и ЕС, где уровень калорийности питания составляет 3500-3600 ккал. При этом, по международной классификации Всемирной продовольственной организации (ФАО), питание на уровне 2150 калорий характеризует условия постоянного недоедания. Нормальным же уровнем для человека является 2600 калорий.

Эти неутешительные цифры объясняются тем, что за годы реформ производство основных продуктов питания в России неуклонно сокращалось. Назову лишь некоторые показатели. По сравнению с 1990 г. сбор зерна снизился в 2,5 раза, сахарной свеклы - в 3 раза, производство мяса сократилось в 2 раза, молока - в 1,6 раза, яиц - в 1,5 раза, в 2 раза сократилось поголовье крупного рогатого скота, птицы - в 1,5 раза, свиней - в 2 раза, овец и коз - почти в 4 раза.

Однако предпосылок для реального возрождения сельского хозяйства пока нет. Достаточно взглянуть на валовые показатели производства за последние годы. Мы видим неуклонное падение его объемов, которые на сегодняшний день составляют лишь 50% от дореформенного уровня. Объем капиталовложений в АПК сократился в 20 раз. Из оборота изъято 22 млн. га сельхозугодий, почти на 14 млн. га сократились посевные площади. Одной из главных причин такого положения АПК является диспаритет цен между сельскохозяйственной продукцией и промышленной. Цены на промышленную росли в 4-5 раз быстрее, чем на сельскохозяйственную продукцию. АПК оказался не в состоянии окупать затраты на производство, из-за чего стал должником как федерального бюджета, так и частных финансовых структур.

В России необходимо переходить от жесткой протекционистской политики к адресной поддержке отечественных сельхозпроизводителей через субсидирование доходов и поддержание общего уровня цен в условиях их резкого колебания. В обеспечении продовольственной безопасности надо перестраиваться с внешних, чисто фискальных способов (таможенных пошлин), на поддержание отечественного сельскохозяйственного производства.

Рассматривая проблемы экономической безопасности России в условиях перехода к рынку, нельзя не отметить следующие явления, которые напрямую связаны с нанесением ущерба экономической безопасности нашему государству:

- резкое ухудшение демографической ситуации;

- криминализация экономики;

- разрушение науки и технологического потенциала;

- разрушение финансово-кредитной сферы.

Ведущие мировые эксперты едины во мнении: недалеко то время, когда продовольственная проблема станет одной из острейших среди глобальных проблем. Как на этом фоне смотрится Россия? Ведь на памяти старшего, да и среднего поколения - хронический дефицит мяса, молока, масла... Очереди, карточки, талоны и т.д.

Мировые тенденции в обеспечении человечества продовольствием действительно неблагоприятные и очень тревожные. Быстрый рост населения в развивающихся странах, ухудшение экологии и другие техногенные, экологические и демографические причины уже в ближайшие десятилетия могут привести к уменьшению продовольствия в расчете на жителя планеты в 1,5-2 раза. Угроза голода нависнет над многими странами Азии, Африки, Латинской Америки.

Уже сегодня в развивающихся странах хронически голодает 800 млн человек. Чтобы не превратить земную цивилизацию в бойню за кусок хлеба, производство продуктов питания надо увеличить минимум на 75%. Это - сложнейшая задача, если учесть, что потенциал, скажем, западно­европейских и северо-американских пашен практически исчерпан.

На этом тревожном фоне особое беспокойство вызывает продовольственная политика России, фактически направленная на сворачивание нашего сельхозпроизводства. Даже по весьма приблизительным оценкам, за последние 15 лет оно упало почти в 2 раза. Заметьте - без войны, без каких-то исключительных природных катаклизмов. Это своеобразный мировой рекорд со знаком минус. Не забудем отметить, что исходный уровень производства был, как тогда справедливо считали, недостаточен.

Не раз приходится слышать возражения такого рода: «О чем грустить-печалиться, если прилавки наших магазинов никогда не были столь разнообразными и полными?».

Картина, действительно, ослепляет, однако вовсе не такая благостная. Правильнее будет посмотреть, что из этого изобилия попадает на обеденные столы наших сограждан и какого качества.

Рационально питаться могут позволить себе лишь 10-20% жителей России. При этом основная масса населения все больше средств тратит на пропитание. В среднем по России, его доля в общих расходах семьи составляет 45%, а у самых бедных слоев населения - до 60%.

Россия стала одним из крупнейших импортеров продовольствия. На импорт мы расходуем в 10-12 раз больше средств, чем на поддержку собственного сельского хозяйства из федерального бюджета. Наша доля в мировом продовольственном импорте составляет уже 1,9%. И это не предел - при сохранении нынешнего курса она уже в ближайшие годы может вырасти до 2,3%.

Результаты такой политики - не только обвальное сокращение собственного производства, но и существенное ухудшение продовольственного обеспечения населения.

Нужно прямо сказать, что Россия является нахлебником мирового сообщества. Да, мы не стоим с протянутой рукой - сегодня у нас есть деньги, по большей части нефтегазовые, и до тех пор, пока не закончилось сырье в недрах, мы все еще в состоянии платить звонкой монетой. Но разве от этого мы перестаем являться нахлебниками по сути? Россия в одном ряду с отсталыми странами с полуголодным населением является постоянным клиентом ведущих аграрных стран мира.

Так что не стоит обольщаться пестрыми витринами. Это - видимость благополучия, которая скрывает тяжелый недуг.

Но есть и другая сторона медали - в течение буквально нескольких последних лет произошла своеобразная продовольственная революция, почти незамеченная, но затронувшая десятки миллионов людей. Ведь благодаря массированному продовольственному импорту мы фактически перешли на полуискусственную пищу. Она насыщена различными консервантами, химическими и биодобавками. Все больше на столах наших сограждан генетических мутантов, концентратов, которые выдаются за натуральные продукты. И действительно - выглядят они свежо, аппетитно, неделями, а то и месяцами не портятся. Но внешность обманчива.

Покупая молоко, колбасу, овощи, конфеты и т.д., рассчитывая на то, что все они свежие, полезные, натуральные, мы все чаще ошибаемся. А результат один - ухудшение здоровья населения, болезни, увеличение смертности.

Такие продукты потоком идут в Россию - и не только на прилавки магазинов, но и как сырье для наших мясокомбинатов, молочных и консервных заводов, кондитерских фабрик и т.д. В этом смысле, даже покупая свое, российское, мы рискуем, рискуем каждый день.

Как это ни горько, но нужно прямо заявить - засилье продовольственного импорта создает реальную угрозу не только продовольственной безопасности России, но и здоровью российского народа.

К сожалению, правительство явно недооценивает опасности этого явления. Мировое сообщество, озабоченное глобальными вызовами, рано или поздно созреет для претензий: почему страна с потенциалом планетарной житницы все в больших объемах прикупает продукты питания, обделяя голодающую часть человечества? Почему в условиях исчерпания возможностей вовлечения в оборот новых земель в России миллионы гектаров пашни зарастают бурьяном и сорняками, дичают бескрайние территории, пригодные для производства продовольствия?

Но настоящая трагедия - в том, что чем глубже системный кризис АПК - тем болезненнее и дороже станет выход из него, тем больше времени и усилий он потребует. В результате «экономия» сегодня выльется в огромные, несоизмеримые с оптимальными на сегодня расходами завтра.

Не сработает и палочка-выручалочка - продовольственный импорт. Вал дешевой демпинговой продукции, которая сегодня заполняет российские прилавки, закончится, как только наше внутреннее производство будет окончательно подорвано, и тогда мы будем неприятно удивлены совершенно другими ценами. Они вырастут не на проценты, а, по крайней мере, в разы.

Люди в массовом порядке уходят из сельскохозяйственного производства, покидают родные села. Сегодня ощущается огромный дефицит не только специалистов - агрономов, ветеринаров, инженеров, но и работников массовых профессий - таких как механизатор, доярка.

Это не удивительно. Ведь почти половина селян находится ниже черты бедности, в нищете, а остальные влачат полунищенское существование, и выбраться из этого тупика почти невозможно. Типичное для России явление - «населенный пункт без постоянных жителей», их сегодня - более 13 тыс., 35 тыс. деревень имеют население до 10 человек. В сумме - треть наших сельских поселений. Это не результат стихийного бедствия, это нынешняя аграрная политика - разорительная, опустошительная.

Сменим политику, начнем на деле решать перечисленные проблемы - пойдет модернизация и технологический прогресс аграрного производства, начнется возрождение села.

Аграрной политике надо учиться у Европы, Америки и Японии

Могут спросить, как все это сочетается с рыночными принципами, не окажемся ли мы вновь в «командной экономике»? Это ложные тревоги.

Например, Японию никто не упрекнет в отсутствии рыночной экономики, но как она решает свои проблемы? Скажем, местный рис по себестоимости значительно дороже китайского. И правительство контрактует весь урожай по рентабельной для японского крестьянства цене, а затем продает населению дешевле, чем было заплачено. Рис из Китая если и попадает на японский розничный рынок, то за счет таможенных механизмов всегда дороже. Чистый протекционизм, но все признают, что у Японии должны быть свои национальные интересы.

У нас принято кивать на Америку. А ведь именно она подает блестящие образцы рыночной экономики, поставленной на службу своих национальных интересов. Например, объем экспорта продуктов питания при 100% самообеспечении у них составляет ежегодно порядка 50 млрд долл.

  Российские представители свиноводческой отрасли сельского хозяйства все чаще заявляют, что производство становится избыточным. По их мнению, Россия может обеспечить себя свининой самостоятельно - если не сейчас, так в ближайшие годы.

           В то же время, поставки мяса в Россию осуществляют несколько сотен зарубежных предприятий, и периодические «санитарные» запреты Россельхознадзора на ввоз свинины для отдельных импортеров погоду на рынке не делают. Как заявил руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин, комментируя недавний ввод ограничений на поставки мяса с ряда комбинатов США и Аргентины, а также с 18 предприятий Франции, Бельгии, Германии и Испании, «исключение доли «запрещенного» продукта из общего объема рынка будет не очень заметно».

           На текущий момент, по оценкам НМА, доля импортного мяса в общем потреблении составляет в России около 40%, в частности, говядины и свинины - около 35%. При этом в перерабатываемом сырье мясокомбинатов (колбасе, фарше, беконах и т. д.) доля импортного мяса в некоторых регионах достигает 100%, а в Москве и центральных областях - около 70%.

Информация о работе Влияние продовольственного импорта на состояние аграрного производства в России