Внешнеэкономическая политика России на современном этапе

Автор: Рокси Мелконян, 29 Ноября 2010 в 19:29, реферат

Описание работы

Практически осуществленные четыре степени свободы: свобода перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы ставят на повестку дня новые политические интеграционные решения, вплоть до введения единого общеевропейского паспорта. В то же время ВЭП тесно увязана с внутренней экономической и социальной стратегией. Основные принципы ВЭП должны отражать особенности экономической ситуации в стране и соответствовать основным положениям внутренней социально-экономической политики государства. Имеет место и обратная связь, так как ВЭП существенно влияет на содержание и темпы осуществления внутренней экономической политики, поскольку внешнеэкономические связи могут служить весьма эффективным средством, содействующим реализации внутренних социально-экономических программ. Результаты практического осуществления ВЭП могут реально воздействовать на структуру и динамику инвестиций, темпы и эффективность общественного производства и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Понятие внешнеэкономической политики государства 4

1.2 Юридическое определение правонарушения 9

1.ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
1.Проступок 17
2.Преступление 19
2.ПРИЧИНЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

Экономика.docx

— 33.01 Кб (Скачать)

ПЛАН 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Понятие внешнеэкономической политики государства 4

1.2 Юридическое определение правонарушения 9

  1. ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
    1. Проступок 17
    2. Преступление 19
  2. ПРИЧИНЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 31  
 

Введение

     Внешнеэкономическая политика (ВЭП) любого государства является важной, а в ряде случаев и определяющей частью его общей внешней политики. Зачастую государство формирует  свои внешнюю политику и внешнеполитические связи исходя главным образом  из требований ВЭП, а те или иные важные политические решения и инициативы являются уже следствием внешнеэкономических  закономерностей. История развития Европейского Союза - яркое тому доказательство. Острая потребность европейских государств в объединении их экономических пространств, в создании единого товарного, трудового и финансового рынка привела к жесткой политической интеграции с созданием Европарламента и других наднациональных общеевропейских политических структур. Практически осуществленные четыре степени свободы: свобода перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы ставят на повестку дня новые политические интеграционные решения, вплоть до введения единого общеевропейского паспорта. В то же время ВЭП тесно увязана с внутренней экономической и социальной стратегией. Основные принципы ВЭП должны отражать особенности экономической ситуации в стране и соответствовать основным положениям внутренней социально-экономической политики государства. Имеет место и обратная связь, так как ВЭП существенно влияет на содержание и темпы осуществления внутренней экономической политики, поскольку внешнеэкономические связи могут служить весьма эффективным средством, содействующим реализации внутренних социально-экономических программ. Результаты практического осуществления ВЭП могут реально воздействовать на структуру и динамику инвестиций, темпы и эффективность общественного производства и т.д. 

 

1. Понятие внешнеэкономической  политики государства

     Внешнеэкономическая политика государства - это целенаправленная и комплексная программа действий законодательной и исполнительной властей по развитию повышению эффективности внешнеэкономических связей, реализуемая как во внутренней финансово-производственной сфере через инвестиционную, таможенную и налоговую политику, так и сфере внешнего обмена путем повышения коммерческой эффективности экспортных, импортных, валютных и иных внешнеэкономических операций. Очевидно, что основными задачами законодательной власти является разработка и принятие необходимой и достаточной договорно-правовой базы для нормальной деятельности всех субъектов ВЭД, а исполнительной власти - практическая работа по реализации ВЭП через организационные структуры ВЭД и контроль за надлежащим исполнением правовых норм ведения ВЭД всеми ее участниками. Причем формирование и совершенствование организационных структур, через которые практически осуществляется ВЭД, само по себе является важным и эффективным элементом ВЭП государства.      Формирование ВЭП должно осуществляться на основе глубокого анализа и максимально полного учета целого ряда важнейших факторов: блока внутренних социальных, экономических и правовых факторов, а также блока внешних факторов.

     К группе основных внутренних факторов следует отнести:

  • уровень развития и структуру производственных сил страны;
  • состояние природных ресурсов и климатических условий;
  • количественный и структурный баланс внутреннего производства и потребления или, другими словами, количественную и структурную характеристику внутреннего рынка;
  • валютно-финансовое положение страны;
  • количественный и профессиональный состав экономически активног населения.           Анализ перечисленных внутренних факторов дает необходимые основание и исходные данные для формирования самых общих принципов ВЭП по следующим структурным направлениям:
  • экспортная политика, включая нормы, регулирующие экономическое и техническое сотрудничество с зарубежными странами;
  • импортная политика;
  • валютное регулирование;
  • принципы внутреннего финансирования экспортных и импортных операций;
  • регулирование внешнего финансирования экспортных и импортных операций и иностранных инвестиций;
  • регулирование российских инвестиций за рубежом.     С учетом перечисленных выше внутренних факторов формируется ВЭП самого общего уровня, обусловленная общенациональными интересами страны. Можно выделить ВЭП государства еще двух уровней:
  1. Регионального уровня, когда общие принципы ВЭП этого уровня должна вестись с учетом конкретных правовых и экономических условий взаимодействия РФ с региональными политическими и союзами стран: СНГ, ЕС, АТЭС и др. Разработка ВЭП этого уровня должна вестись с учетом международной политической и экономической ситуации, а также обязательств государства, вытекающих из участия его в международных соглашениях и договорах;
  1. Странового уровня, когда учитываются особенности всего комплекса взаимоотношений с каждой конкретной страной, т.е. вся совокупность внешних факторов, а именно: взаимодополняемость экономики РФ и экономики рассматриваемой страны; уровень развития производственных сил страны и их структура; экономическая и социально-политическая ситуация в стране; объем и структура внутреннего производства и потребление состояние платежного баланса рассматриваемой страны; особенности финансово-кредитных отношений РФ с этой страной; особенности правового регулирования ВЭД страны (режим ВЭД), включая наличие обязательств, вытекающих из ее участия в международных соглашениях и договорах.     Результаты анализа всех перечисленных факторов позволяют сформировать реально обоснованную внешнеэкономическую политику по отношению к рассматриваемой стране, т.е. адаптировать общие принципы ВЭП к условиям взаимодействия РФ с конкретной страной.

Основные  средства государственного регулирования ВЭД и реализации ВЭП. Основные средства государственного регулирования ВЭД и реализации ВЭП можно подразделить на три группы:

  • международные договоры и соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве;
  • экономические средства регулирования;
  • неэкономические или административные средства регулирования.

Международные договоры и соглашения.      Одним из эффектных средств государственного регулирования ВЭД являются двусторонние и многосторонние международные договоры и соглашения; в первом случае они подписываются с отдельными странами, а во втором - с группой стран или интеграционной группировкой. В настоящее время одной из важнейших задач Правительства РФ остается совершенствование договорно-правовой базы торгово-экономических отношений страны исходя из решения о преемственности России в отношении прав и исполнении обязательств по международным договорам Советского Союза. В последние годы Минторгом, МИД России и другими причастными ведомствами проводилось активная работа по анализу условий международных договоров СССР с целью их адаптации к современным возможностям и потребностям страны, а также разработке новых российских международных соглашений, призванных регулировать торгово-экономические связи РФ с зарубежными странами. Как и ранее, международные договоры РФ о торговле, платежных отношениях, транспортном обеспечении товарооборота и проч. остаются одним из важнейших средств государственного регулирования ВЭД и реализации ВЭП России во взаимоотношениях с другими государствами, в этих соглашениях фиксируется как основные общеэкономические принципы российской ВЭП, так и ее особенности на регионально-страновом уровне, что фактически представляет собой правовую основу для организации двусторонних ВЭС со страной - партнеров по данном соглашению. В соглашении находят отражение все условия, которые страны- партнеры по данному соглашению представляют друг другу на взаимной основе и которые определяют правовые особенности их взаимоотношений во внешнеэкономической сфере. Прежде всего фиксируется взаимное представление режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Этот режим понимается как комплекс представляемых товарам и услугам на таможенной территории первой страны условий (уровень таможенных пошлин, внутреннее налогообложение, административное регулирование и др.), которые должны быть не хуже условий, предоставляемых любой другой третьей стране. Важным элементом соглашения является платежные условия, определяющие технологию расчетов за взаимопоставляемые товары и услуг. Может быть зафиксирована валюта цен контактов, валюта платежа, а также меры по избежанию возможных потерь при изменении курса валюты платежа. Среди основных условий двусторонних соглашений имеется пункт о статусе Торгового представительства РФ в стране-партнере, предусматривающий его экстерриториальность, возможность использования шифровальной связи, дипломатической почты и другие условия.

Экономические средства государственного регулирования ВЭД.     К основным формам экономического регулирования экспортных и импортных операций в условиях рыночной экономики следует отнести таможенно-тарифное регулирование, внутреннее налогообложение, а также регулирование обменного курса национальной денежной единицы. Решающая роль в организации государственного регулирования внешнеторговых операций принадлежит таможенным тарифам. Переход в основном к экономическим методом регулирования ВЭД потребовал более глубокой проработки таможенного законодательства РФ.         К экономическим средствам регулирования ВЭД можно отнести государственное регулирование курса национальной валюты. Манипуляция курсом национальной валюты по отношению к тем или иным иностранным валютам, можно достаточно эффективно влиять на объемы, динамику и географические направления ВЭД. Так снижение курса национальной валюты по отношению к валюте, в которой формируется валютные поступления от экспертных операций, дает преимущество экспортерам за счет соответствующего увеличения эквивалентной денежной массы в национальных денежных единицах и наоборот.

Неэкономические средства регулирования  ВЭД.     Несмотря на декларируемый приоритет экономических методов регулирования ВЭД, полностью перейти на эти средства на данном этапе экономических реформ невозможно по следующим причинам:

  • нерешенность главного социально-политического вопроса современной жизни страны - вопроса о праве собственности на средства производства, включая собственность на землю и недра. Участия частного капитала сводиться в основном к перераспределению и реализации на внешнем рынке производственной продукции. Это главное противоречие современной социально-экономической жизни страны является причиной громадных экономических потерь;
  • значительной доли государственного сектора в российской экономике, вследствие чего распределение продукции не всегда осуществляется только из соображений экономической эффективности и целесообразности, а применяются во внимание также доводы социально-политические, вопросы государственной безопасности и проч.    К неэкономическим методам следует отнести количественные ограничения, а также сертификацию, технические нормы и стандарты. В практике используются следующие основные формы количественных ограничений:
  • запрет экспорта того или иного товара для исправления баланса производства и потребления на внутреннем рынке;
  • запрет импорта для защиты интересов внутреннего производства и облегчения платежного баланса;
  • контингентирование и квотирование, применяемое в настоящее время только при поставках по государственным заказам;
  • лицензирование поставок вооружения, товаров двойного применения, наркотических средств, ядовитых материалов и оборудования, драгоценных металлов и других товаров особого назначения.

   Одним из средств нетарифного регулирования  экспортных и импортных операций является также сертификация экспортируемой и импортируемой продукции. Это  сертификация соответствия или качества и сертификация происхождения товара. Сертификация соответствия на промышленную продукцию и оборудование выдается Государственным комитетом по стандартизации и метрологии РФ (Госстандарт РФ) или его территориальными органами - центрами стандартизации и метрологии на основании контроля качества и испытаний продукции, выполненных в системе Госстандарта РФ или аккредитованных при нем специализированных лабораториях. Сертификат подтверждает соответствие фактических характеристик импортируемой продукции техническим и качественным параметрам, декларируемым зарубежным поставщиком, и предъявляется импортером в таможенные органы при оформлении импорта.          В целом российская система сертификации обеспечивает охрану жизни и здоровья своих граждан, растительного и животного мира страны. Осуществляется активная работа по проведению национальных технических норм и стандартов в соответствии с требованиями ВТО о технических барьерах, санитарных и фитосанитарных нормах и т.д. Технические стандарты и нормы могут быть весьма эффективным средством административного регулирования внешнеторговых товаропотоков. Государственные технические нормы и стандарты, устанавливаемые официальными органами в законодательном порядке, определяют технический уровень и особенности эксплуатационных характеристик изделий, допускаемых к использованию на национальном рынке. Промышленное развитие страны жестко контролируют соблюдение этих норм и правил, ограждая тем самым свой национальный рынок от проникновения некачественных товаров и нежелательной конкуренции. Эти и многие другие технические барьеры существенно осложняют реализацию целого ряда перспективных товаров российского экспорта на западных рынках, особенно продукции машиностроительных отраслей, и требуют значительных валютных и временных затрат на преодоление этих барьеров.

2. Объем и динамика внешней торговли в переходный период

     На  Россию в начале 21 века приходилось не более 2% мирового ВВП, а ее доля в объеме мировой торговли была еще меньше. По объему внешнеторгового оборота (сумма товарного экспорта и импорта) Россия занимала среди других государств мира в 2000-2005гг. 20-21-е место - рядом с такими небольшими государствами, как Швеция и Норвегия. По сравнению с 1990г. физический объем внешнеэкономического оборота страны сократился примерно вдвое, и значительно ухудшилась его товарная структура. К сожалению, в первые годы после начала радикальных рыночных реформ не было надежной статистики внешней торговли - новое государство только создавало таможни на границах бывших советских республик. Лавинообразный спад производства и разрыв сложившихся хозяйственных связей на территории бывшего СССР и внутри России не могли не привести к свертыванию внешнеторгового оборота. Больших размеров в эти промежутки времени достигала контрабандная торговля, бартер, увод валютной выручки в результате фактического занижения экспортных цен или стоимости переработки «давальческого сырья» при так называемом толлинге. Последний, позволил посредническим оффшорным компаниям закупать на льготных условиях для российских предприятий глинозем, как вовне, так и внутри России, оплачивать по внутренним ценам его переработку, а затем получать в свое полное распоряжение готовый алюминий для экспорта. Широко практиковался Украиной реэкспорт топливно-сырьевых товаров, купленных в России по ценам ниже моровых.       В течении всех переходных лет у страны отмечался значительный актив торгового баланса, который в 2004г. Достиг рекордного уровня 87 млрд. долл. Финансовый коллапс 1998г., приведший к отказу от выплат по внешнему долгу и четырехкратной девальвации рубля, сказался в резком сокращении импорта, создав одновременно дополнительные стимулы для экспортеров. С 2001г. импорт начал расти в связи с увеличением доходов населения, перемещением спроса на более качественную импортную продукцию и сглаживанием резких ценовых различий между отечественными и импортными товарами. Многолетнее крупное превышение экспорта над импортом нуждается в комментарии. Оно характерно также для Японии и ЕС. При прочих равных условиях это означает, что часть произведенного страной продукта ею не потребляется, а вывозится и не служит для оплаты импорта. Соответствующая валютная выручка используется для пополнения валютных резервов ЦБ, выплаты внешних долгов, но кроме того оседает за рубежом на банковских счетах предприятий и отдельных лиц как гарантированный от обесценивания резерв. Так золотовалютные резервы ЦБ достигли в 2005г. 200 млрд. долл. с лишним против 12 млрд. долл. в 1997г. Экспортные поставки оказались в силу ряда причин особо прибылым делом. Поскольку валютный курс рубля опустился значительно ниже паритета его покупательной силы, это сделало продажу вовне предпочтительнее, чем на внутреннем рынке. В 1992г. курс рубля составлял лишь 10% его паритета по покупательской силе, а в 2000-2005гг. - меньше половины. В условиях высокой инфляции продажа за твердую валюту давала еще одно ощутимое преимущество, так как подстраховывала от обесценения выручки. И, наконец, экспорт становиться единственной возможностью поддержания производства и сбыта продукции, которая не находила спроса в результате сокращения вдвое экономической деятельности и доходов населения.

Информация о работе Внешнеэкономическая политика России на современном этапе