Административный контроль и контрольная служба исполнитель

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы проведения административного контроля.…5
1.1 Сущность и понятие административного контроля………………….5
1.2 Характеристика процесса административного контроля и его составляющие………………………………………………………………9
Глава 2. Система государственного контроля…………………………………15
2.1 Система органов исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль……………………………………………….15
2.2 Внутренний контроль органов исполнительной власти как элемент государственного контроля………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..38

Работа содержит 1 файл

Административный контроль и контрольная служба исполнительной власти.rtf

— 1.32 Мб (Скачать)

Существует механизм контроля со стороны Федерального Собрания за соответствием указов Президента РФ Конституции и федеральным законам России. Так, Совет Федерации ФС РФ осуществляет контроль при утверждении указов Президента РФ о введении военного положения, чрезвычайного положения, а также за решением Президента РФ вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории России (ст. 102 Конституции).

К числу контрольных полномочий Государственной Думы в сфере исполнительной власти, указанных в ст. 103 Конституции, относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности в случаях, предусмотренных в ст. 93. На основании ст. 103 Конституции Председатель Центрального банка России и Уполномоченный по правам человека назначаются и освобождаются от должности Государственной Думой ФС РФ.

Государственная Дума осуществляет контроль за деятельностью Правительства РФ по разработке федерального бюджета, который она представляет на рассмотрение ГД ФС РФ.

Контроль за исполнением федерального бюджета относится к совместному ведению обеих палат Федерального Собрания (парламента) РФ.

Контрольные полномочия Федерального Собрания проявляются также при назначении Президентом РФ дипломатических представителей РФ и освобождения их от должности в иностранных государствах после согласовании с соответствующими комитетами и комиссиями обеих палат Федерального Собрания.

С принятием ряда федеральных законов расширились контрольные полномочия Федерального Собрания. Например, закона "Об органах федеральной службы безопасности" от 3 апреля 1995 г. и закона "О внешней разведке" от 10 января 1996 г. В этих законах закреплены контрольные полномочия Федерального Собрания за деятельностью органов ФСБ и органов внешней разведки РФ.

Для контроля за деятельностью органов исполнительной власти представительные органы образуют постоянные комиссии, осуществляющие контроль в пределах своей компетенции.

Конституции закрепляют и такую форму контроля, как депутатский запрос в адрес исполнительных органов и должностных лиц.

Ст. 77 Конституции установлено, что субъекты РФ сами образуют соответствующие органы государственной власти. Эти органы, конечно, пользуются соответствующими контрольными полномочиями.

В субъектах РФ законодательные органы осуществляют значительный объем контрольных полномочий.

Они заслушивают ежегодные доклады главы администрации о положении дел в крае, области; он отчитывается об исполнении бюджета, который утверждается представительным органом.

Представительный орган власти вправе заслушивать главу администрации по вопросам исполнения законодательства России, Устава, законов и иных нормативных актах, принимаемых ими.

Существует на сегодняшний момент небезопасное заблуждение, что рыночные отношения резко сужают сферу административно-правового контроля. Уместно здесь привести высказывания французского ученого административиста Г. Бребана: "Нет таких сфер общественной жизни, которые выпали бы целиком из-под сферы административно-правового контроля". Контроль был, есть и будет одной из основных социальных функций государства. Другое дело, что его содержание будет постоянно видоизменяться в зависимости от исторических и социально-политических условий развития государства и общества.

Контрольные полномочия Президента РФ в сфере деятельности органов исполнительной власти:

* во-первых, наиболее полно выражаются в том, что согласно ст. 80 Конституции он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, претворение в жизнь которой возлагается на соответствующие органы исполнительной власти;

* во-вторых, он, осуществляет контрольные полномочия при формировании Правительства РФ и других органов исполнительной власти, а также при назначении должностных лиц, в частности, Председателя Правительства РФ или его заместителей и федеральных министров, когда формирует Совет безопасности РФ и Администрацию Президента РФ и назначает высшее командование Вооруженных Сил РФ (об условиях этих и других "кадровых" процедур, четко говорится в Конституции РФ);

* в-третьих, Президент РФ имеет возможность осуществлять повседневный контроль за деятельностью Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, поскольку возглавляет Совет безопасности РФ и вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

* в-четвертых, Президент осуществляет постоянный контроль за законностью актов органов исполнительной власти. Им могут быть отменены постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. Президент РФ в определенных Конституцией РФ случаях вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ.

Государственно-правовое управление Президента РФ осуществляет контроль за правильностью и своевременностью опубликования указов и распоряжений Президента РФ.

Систематический контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ осуществляет Контрольное управление Президента РФ. Оно координирует деятельность контрольных и надзорных органов федеральной исполнительной власти, а также органов контроля субъектов Федерации, осуществляет методологическое руководство работой контрольных подразделений администраций субъектов РФ по организации контроля за исполнением указов и распоряжений Президента РФ; в пределах своих полномочий принимает оперативные меры по устранению недостатков и вносит предложения об ответственности должностных лиц, выполняет некоторые другие задачи, связанные с контролем.

Важную роль в осуществлении контрольных полномочий в сфере исполнительной власти выполняют полномочные представители Президента РФ в федеральных округах РФ, которых он вправе назначать и освобождать от должности. Они должностные лица Администрации Президента РФ и представляют его на соответствующей территории. Посредством института полномочного представительства обеспечивается дополнительное усиление исполнительной власти, контроль на местах за выполнением законов и воли Президента РФ при проведении реформ.

К числу органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного контроля, относятся Правительство РФ, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти.

Правительство, согласно ст. 114 Конституции, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и иные полномочия, возложенные на него Конституцией ФA, федеральными законами и указами Президента РФ.

Контрольные функции возложены на все федеральные министерства и иные ФОИВ. Среди них имеются органы, основной деятельностью которых является именно специализированный контроль, например, Комитет РФ по финансовому мониторингу; Государственный таможенный комитет, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерство РФ по налогам и сборам. Большинство же федеральных министерств и иных ФОИВ осуществляют контроль по отраслям и сферам своей деятельности. Следует иметь в виду, что контроль составляет часть их исполнительно-распорядительной деятельности.

Контроль в сфере правопорядка осуществляет Министерство юстиции РФ и Министерство внутренних дел РФ; в сфере природопользования, производства и реализации сельскохозяйственной продукции -- Министерство природных ресурсов РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Государственный комитет РФ по рыболовству, Министерство экономического развития и торговли РФ, Федеральная служба специального строительства РФ, Федеральная служба геодезии и картографии России и другие.

Для осуществления контрольных функций создаются также специализированные инспекции (например, Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ, Главная государственная жилищная инспекция) и специальные структурные подразделения внутри ФОИВ (например, Государственная инспекция по безопасности дорожного движения - ГИБДД МВД РФ).

Особенностью межотраслевого контроля ФОИВ является то, что он осуществляется за определенными сферами деятельности организационно не подчиненных им органов и должностных лиц. Чаще всего такой контроль касается только определенной функции или отдельной стороны деятельности подконтрольных органов, независимо от ведомственной подчиненности этих объектов.

Важное значение приобрел миграционный контроль, осуществляемый миграционной службой России в составе МВД РФ и ее территориальными органами.

Главной государственной жилищной инспекцией и ее органами на местах осуществляется контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его принадлежности. Конкретный объем полномочий этих органов определен Положением, утвержденным постановлением Правительства от 26 сентября 1994 г.

Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ, согласно Положению о ней от 20 января 1996 г. является федеральным государственным органом, осуществляющим контроль за качеством, сохранностью и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки, семян масличных культур, сырья для комбикормового производства и комбикормов. Новой формой межотраслевого контроля является деятельность Межведомственной комиссии по анализу предложений и приостановлению действия (отмене) законов и иных нормативных правовых актов, не имеющих финансовой базы для реализации. Распоряжением Правительства от 18 января 1995 г. на комиссию возложено проведение углубленного анализа и определение социально-экономических последствий принятия проектов федерального закона, указа Президента РФ, постановления Правительства РФ, предусматривающих приостановление действия (отмену) законов и иных нормативных правовых актов, не имеющих финансовой базы для реализации.

Отраслевой (внутриведомственный) контроль, в отличие от межотраслевого, проводится органами одной отрасли или сферы в отношении подчиненных им органов и кадров по всем вопросам исполнительной и распорядительной деятельности. При этом все федеральные органы исполнительной власти и их территориальные структуры осуществляют контроль в отношении подчиненных (подведомственных), а руководители (администрация) конкретных организаций -- внутренний контроль за деятельностью своих структурных подразделений и их должностных лиц. Особое значение приобретает принятый от 08.08.2001 г. указ Президента РФ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля".

Органы исполнительной власти, осуществляя контроль, используют разнообразные методы. Они проводят ревизии и проверки фактического состояния дел, заслушивают отчеты должностных лиц, проверяют сообщения печати и жалобы граждан, а также законность принятых актов управления.

Судебный контроль в сфере исполнительной власти. Согласно ст. 118 Конституции РФ, судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

С принятием федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. в ред. от 15.12. 2001 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" было положено правовое начало обеспечения самостоятельности и единства судебной системы РФ.

В ст. 33 отмечено, что финансирование судов должно осуществляться на основе утвержденных федеральным законом нормативов и указываться отдельной строкой в федеральном бюджете.

Контрольные функции выполняют также общественные организации потребителей, создаваемые гражданами на добровольной основе в порядке, установленном Законом от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" Ведомости, 1992, № 15, ст. 766 в текущей ред. 30.12.2001 г.; значительно расширены и гарантированы права потребителей. Более четко регламентированы государственная и общественная защита прав потребителей. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за качеством и безопасностью товаров (работ и услуг), оказываемых потребителям. Предусмотрены меры государственного принуждения за нарушения в сфере оказания работ и услуг. В законе предусмотрена ответственность изготовителя (ст. 12) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце) и ответственность продавца (ст. 13) за нарушение прав потребителей.

В ст. 14. Предусмотрена имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги).

1. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.

2. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

3. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если вред причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

Если на товар (результат работы) должен быть установлен в соответствии с пунктами 2, 4 статьи 5 настоящего Закона срок службы или срок годности, но он не установлен, либо потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке службы или сроке годности, либо потребитель не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы или срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо товар (результат работы) по истечении этих сроков представляет опасность для жизни и здоровья, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения.

Информация о работе Административный контроль и контрольная служба исполнитель