Аграрный протекционизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 01:16, контрольная работа

Описание работы

Аграрный сектор и вся российская экономика на современном этапе развития испытывают на себе взаимосвязанное воздействие как внутренних рыночных преобразований, так и новых мирохозяйственных тенденций, обусловленных расширением Европейского союза, а также общими процессами глобализации. Закономерная в этих условиях интеграция страны в единое мировое экономическое пространство предполагает активизацию использования всей совокупности факторов, инструментов и механизмов, направленных на подъем и повышение конкурентоспособности сельских товаропроизводителей и агропродовольственной системы в целом, среди которых особое место занимает аграрный протекционизм.
Как особый инструмент государственного регулирования аграрный протекционизм (т.е. поддержка, покровительство, защита) представляет собой совокупность научно обоснованных правовых, социально-экономических и организационных мер государства, направленных на активное содействие прогрессу в развитии отечественного сельского хозяйства, целевые функции этих мер базируются на объективно обусловленных спецификой воспроизводственного процесса в отрасли методологических принципах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Концептуальные основы экономической политики аграрного протекционизма в современной России…………………………………………4
2. Пути повышения эффективности аграрного протекционизма в современной России……………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

аграрный протекционизм.docx

— 66.11 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Концептуальные  основы экономической политики  аграрного протекционизма в современной  России…………………………………………4

2. Пути повышения  эффективности аграрного протекционизма  в современной России……………………………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Аграрный сектор и вся  российская экономика на современном  этапе развития испытывают на себе взаимосвязанное воздействие как  внутренних рыночных преобразований, так и новых мирохозяйственных  тенденций, обусловленных расширением  Европейского союза, а также общими процессами глобализации. Закономерная в этих условиях интеграция страны в единое мировое экономическое  пространство предполагает активизацию  использования всей совокупности факторов, инструментов и механизмов, направленных на подъем и повышение конкурентоспособности  сельских товаропроизводителей и агропродовольственной  системы в целом, среди которых  особое место занимает аграрный протекционизм.

Как особый инструмент государственного регулирования аграрный протекционизм (т.е. поддержка, покровительство, защита) представляет собой совокупность научно обоснованных правовых, социально-экономических  и организационных мер государства, направленных на активное содействие прогрессу в развитии отечественного сельского хозяйства, целевые функции  этих мер базируются на объективно обусловленных спецификой воспроизводственного процесса в отрасли методологических принципах. На практике эти принципы часто искусственно деформируются  или заведомо извращаются, что обусловливается  влиянием как «воплощенных» в  жизнь абстрактных теоретических  представлений, так и волевых, непрофессиональных практических решений соответствующих  «директивных» органов и институтов государства, что неизбежно ведет  к негативным или заведомо разрушительным социально-экономическим последствиям. На протяжении многих веков такие  последствия неоднократно испытывали на себе сельское хозяйство, крестьянство России, а, следовательно, российское общество в целом.

 

1. Концептуальные  основы экономической политики  аграрного протекционизма в современной  России

 

Сегодня сложно оспорить тот  факт, что экономические реформы  в России в постсоветский период поставили аграрный сектор экономики  перед серьезными социально-экономическими проблемами. Особенно пострадало в  процессе рыночных преобразований отечественное  животноводство: в 2009 г. производство мяса всех видов в сельскохозяйственных организациях, увеличившись в полтора  раза после воплощения в жизнь  приоритетного национального проекта  «Развитие АПК», составило менее 50% от уровня не самого успешного для  советской экономики 1990 года. Поголовье  крупного рогатого скота по сравнению  с 1990 г. уменьшилось с 57 до 36 млн голов (на 63,16%), свиней — на 22,1 млн голов (на 57,7%). Для сравнения, в 1915 г. эти  показатели составляли 33 млн голов  крупного рогатого скота и 11,3 млн голов свиней1.

Стало понятно, что отечественное  сельское хозяйство, особенно животноводство, проигрывает конкуренцию импорту. В крупных российских городах  доля импортного мяса на рынке достигла в двухтысячные годы 70%. Как никогда  остро встал вопрос о повышении  конкурентоспособности российского  АПК. По сути, это вопрос сохранения данной отрасли, а с ней — всей страны.

Повышение конкурентоспособности  национального аграрного производства — задача комплексная, и решить ее исключительно усилиями субъектов  конкуренции в современных условиях крайне сложно. В большинстве экономически развитых стран государство как  субъект регулирования прибегает  к воздействию на конкурентную среду  организаций, проводя экономическую  политику аграрного протекционизма. Данная политика направлена на защиту национальных поставщиков от конкуренции со стороны импорта, что позволяет им реализовывать агропродовольственную продукцию по более высоким ценам, чем в ситуации «свободной торговли», и наращивать объемы выпуска.

Вопросы регулирования конкуренции  в теории и практике экономической  политики относятся к той области, где наиболее четко проявляется  наличие «двойных стандартов» зарубежной экономической науки. В то время  как в теории господствует либеральный  подход к внешней торговле и конкуренции, который осуждает любые проявления протекционизма, как затрудняющие действие безупречных рыночных регуляторов, на практике оказывается, что меры по защите и поддержке национального  производства (в том числе аграрного) применяются повсеместно. Протекционизм  стал замаскированным, неявным, в значительной мере нетарифным по своей сущности, но его распространение от этого  не стало меньшим2.

Таким образом, при переходе к прагматической парадигме в  регулировании экономики, подразумевающей  разумный протекционизм государства, вновь актуальными становятся вопросы:

— уточнения или поиска нового содержания понятия «аграрный  протекционизм», которое отвечало бы современному уровню развития экономики  и экономической мысли;

— о целях протекционизма и критериях достижения целей;

— о конкретных инструментах протекционизма и их оптимальном  сочетании в современных условиях.

Одной из важнейших методологических проблем, которую необходимо разрешить  на начальном этапе исследования, является определение границ понятия  «защита внутреннего аграрного  рынка», а также «поддержка национального  аграрного производства» и «аграрный  протекционизм».

В определении границ данного  понятия некоторые отечественные  исследователи, неоправданно, как нам  кажется, стремятся эти границы  расширить, включая в состав мер  поддержки и меры по защите внутреннего  рынка, вплоть до смешения данных понятий. Поддержка может быть реализована через регулирование экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции, установления различного рода... запретов и ограничений»; аналогичные положения можно найти у некоторых других отечественных исследователей3. Таким образом, в понятие поддержки национального производства включается, независимо от экономической сущности, любое мероприятие, положительно влияющее на национальное производство. Подобный подход представляется небесспорным с точки зрения методологии, поскольку понятия защиты внутреннего рынка и поддержки национального производства разграничиваются нечетко, частично перекрывают друг друга, и в определенных условиях могут использоваться как синонимы. По нашему мнению, целесообразно «развести» данные понятия на единой методологической основе. В качестве подобной основы предлагается использовать критерий влияния той или иной регулирующей меры на конкурентоспособность продукции (отечественной и импортной), обращающейся на национальном рынке.

К мерам защиты внутреннего  аграрного рынка предлагается отнести  комплекс управляющих воздействий (в рамках государственного регулирования  АПК), которые уменьшают конкурентоспособность  импортной продукции, поступающей  на внутренний рынок, то есть объектами  воздействия являются иностранные  поставщики (импортные товары).

Государственную поддержку  АПК, напротив, предлагается определять как комплекс принимаемых субъектами поддержки (органами власти всех уровней  в пределах своей компетенции) мер  по повышению конкурентоспособности национальных производителей в сфере АПК таким образом, что объектами воздействия (получателями поддержки) являются национальные производители (поставщики).

В таком случае, аграрный протекционизм можно представить  как процесс сознательного и  планомерного государственного управления конкурентоспособностью национального  производства, комплексный вид государственного регулирования, при котором важнейшие  экономические параметры во всех сферах АПК (издержки, доходы, прибыль, тип воспроизводства) регулируются как с помощью инструментов поддержки (субсидии, дотации, льготное кредитование и пр.), так и с помощью инструментов защиты внутреннего аграрного рынка  с целью достижения наибольшего  совокупного эффекта (рис.1).

Рис. 1. Механизмы  и цели протекционистской политики

Положительный ответ на вопрос о целесообразности проведения в  современной России политики аграрного  протекционизма необходимо подводит к  вопросу о том, к каким результатам  должно привести осуществление подобной экономической политики.4

С точки зрения сохранения и расширения национального предложения, очевидно, протекционизм нацелен  на достижение расширенного воспроизводства  в покровительствуемых отраслях.

При рыночном способе организации  экономики расширенное воспроизводство  возможно лишь при наличии известной  прибыли — так, по оценкам экспертов, в отечественном сельском хозяйстве  для расширенного воспроизводства  необходим уровень рентабельности 35–40%, а с учетом необходимости  компенсировать «потерянное десятилетие» экономических реформ 90-х гг. —  не менее 55–60%. Следовательно, при реализации комплекса протекционистских мероприятий  целесообразно использовать указанный  уровень доходности аграрного производства в качестве важнейшего целевого показателя, а степень достижения данного  показателя — как индикатор результативности политики протекционизма в целом.

Эффективность протекционистских  мероприятий, в отличие от результативности, предлагается определять как отношение  прироста доходов национального  производства, вызванного данными мероприятиями, к дополнительным затратам на их осуществление.

Учитывая сложный состав аграрного протекционизма как системы  мер защиты внутреннего рынка  и поддержки производства, закономерен  вопрос о задачах, соотносимых с  данными подсистемами.

По нашему мнению, при определении  функций протекционистских подсистем  целесообразно учитывать характер воздействия их инструментов на конечный результат (доходность производства), в частности:

— гибкость, способность  оперативно изменяться вместе с внешней  средой;

— избирательность воздействия;

— время наступления реакции  на применение инструмента (продолжительность  лага ожидания).

В соответствии с установленными критериями распределение функций  между рассматриваемыми элементами политики аграрного протекционизма видится следующим образом.

Политика защиты внутреннего  рынка нацелена на установление «общего  фона» доходности защищаемых отраслей, который формируется в результате достижения своеобразного баланса интересов общества и производителей (с учетом соответствующих ограничений). Защита внутреннего рынка призвана обеспечить уровень рентабельности производства в среднем по защищаемой отрасли на уровне 10–15% за счет дополнительных издержек конечных потребителей на поддержку национального производства, вмененных в цены товаров в соответствии с законами действия рыночного механизма. Использование защиты внутреннего рынка преимущественно для достижения минимального положительного уровня рентабельности объясняется следующими причинами.

Во-первых, относительно невысокой  избирательностью действия данного  компонента политики аграрного протекционизма: набор мер по сдерживанию импорта  един для всех регионов страны, как  и их уровень; в результате наращивание  уровня защиты может привести к неэффективному распределению дополнительного  дохода по регионам страны, к формированию экономически нецелесообразных сверхдоходов там, где они, возможно, и не требуются.

Во-вторых, меньшей гибкостью  системы защитных мероприятий, по сравнению  с мерами поддержки производства.

В-третьих, непопулярностью  мер, приводящих к росту цен на агропродовольственную продукцию  сверх некоторого «общественно приемлемого» предела.

Защита внутреннего рынка  — залог текущего выживания отрасли, своеобразная плата общества за недопущение  импортной монополии на рынке  незаменимого товара. В структуре  защитных мероприятий в сфере  внешней торговли представляется целесообразным выделить две группы инструментов, в разной степени влияющих на тех  или иных иностранных поставщиков  в зависимости от их характеристик.

Первую группу составляют меры, увеличивающие издержки поставщиков, либо расходы конечных потребителей ввозимой продукции, в частности, таможенные пошлины и затратные процедуры подтверждения соответствия техническим, санитарным и иным требованиям (сертификация). Данные инструменты обладают повышенной эффективностью по сдерживанию импорта от поставщиков, действующих с минимальной прибылью. Минимальная прибыль данных экспортеров делает их чувствительными к росту цен на свою продукцию на внешних рынках, так как при прочих равных условиях их возможности по переносу удорожания продукции на конечных потребителей невелики, а, следовательно, приходится снижать отпускные цены. Очевидно, в условиях относительно небольшого «зазора» между ценой и себестоимостью данные иностранные производители вынуждены будут покинуть «подорожавший» российский рынок.

Вторая группа мер внешнеторговой политики прямо, либо косвенно регулирует количественные характеристики импорта  агропродовольственной продукции. Данную группу формируют простые  квоты, тарифы в рамках квоты, таможенные формальности, «добровольные» ограничения  экспорта в странах-партнерах, а  также технические, санитарные и  ветеринарные барьеры, приобретающие  особую важность в условиях присоединения  России к ВТО и продолжающейся научно-технической революции. Характерной  особенностью второй группы инструментов внешнеторгового протекционизма является эффективное сдерживание импорта  агропродовольственных товаров  из стран, обладающих существенными  сравнительными преимуществами (например, говядины из Аргентины, свинины из Бразилии), которые в силу значительной разницы  между ценой на российском рынке  и полной себестоимостью (затраты  по производству, транспортировке и  распределению), менее чувствительны  к таможенным пошлинам.

Что касается поддержки национального  производства, то ее задача — обеспечивать прирост уровня рентабельности еще  на 35–40% дополнительно к уровню, достигаемому с помощью защиты внутреннего  рынка. Причем в силу масштабности данной задачи и потенциально огромной величины распределяемых ресурсов, для повышения эффективности протекционистской политики представляется целесообразным видоизменить ее структуру, в первую очередь, в части реализации государственной поддержки производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Пути повышения  эффективности аграрного протекционизма  в современной России

 

Государственная поддержка  агропромышленного сектора, принимая экономическую форму субсидий, призвана компенсировать часть расходов товаропроизводителей на производство продукции, либо на осуществление капиталовложений (рис.2). В то же время, субсидирование производственных издержек или товарной продукции несет в себе значительные риски и не лишено недостатков: при наращивании объема поддержки увеличиваются стимулы к ее недобросовестному освоению, вплоть до «соблазна» завышения издержек; ослабляются стимулы получателей к экономному и рациональному использованию производственных ресурсов; компенсация производственных издержек «конвертируется» в прирост прибыли, и, следовательно, капиталовложений, с учетом нормы накопления, значительно меньшей единицы; классическое субсидирование не несет с собой каких-либо дополнительных стимулов к осуществлению инвестиций и инноваций. Для преодоления указанных рисков представляется целесообразным выделить в структуре мер поддержки два компонента.

Информация о работе Аграрный протекционизм