Акционерные общества и их роль в рыночной экономике. Проблемы акционирования государственных предприятий в условиях перехода к рынку

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – осветить сущность и роль акционерных обществ в рыночной экономике.

Задачами курсовой работы является:

- выявить сущность акционерных обществ;

- осветить историю развития акционерных обществ в мире и в Республике Беларусь;

- выявить тенденции развития акционерных обществ в Республике Беларусь на современном этапе;

- обозначить проблемы акционирования государственных предприятий в условиях перехода к рынку.

Работа содержит 1 файл

Акционерные общества роль.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

    в сфере финансов, кредита и страхования: государственных организаций  183 (23924 работающих), акционерных обществ  134 (9077 работающих).

    Уставный  капитал акционерных обществ  Республики Беларусь в конце 1993 года составлял 6346 млн. рублей. На 1 января 1995 года ситуация практически не изменилась. Всего было:

    государственных предприятий и организаций 12 586 (2701527 работающих), акционерных обществ  669 (94062 работающих);

    из  них в промышленности: государственных  предприятий  1566 (931197 работающих), акционерных обществ  202 (156356 работающих);

    в сельском хозяйстве: государственных  предприятий 1360 (266632 работающих), акционерных  обществ  3 (36 работающих);

    в лесном хозяйстве: государственных  предприятий  99 (24376 работающих), акционерных  обществ  нет;

    на  транспорте: государственных предприятий 428 (190055 работающих), акционерных обществ  6 (2736 работающих);

    в сфере связи: государственных предприятий 75 (52297 работающих), акционерных обществ  нет;

    в строительстве: государственных предприятий 839 (136887 работающих), акционерных обществ 99 (16521 работающий);

    в торговле и общественном питании: государственных  предприятий  1013 (122434 работающих), акционерных  обществ  148 (2089 работающих);

    в материально-техническом снабжении  и сбыте: государственных предприятий 393 (22225 работающих), акционерных обществ 15 (494 работающих);

    в здравоохранении, физкультуре, социальном обеспечении: государственных организаций  803 (251500 работающих), акционерных обществ  6 (353 работающих);

    в образовании: государственных организаций 731 (352895 работающих), акционерных обществ 4 (162 работающих);

    в культуре: государственных организаций 191 (47936 работающих), акционерных обществ  2 (62 работающих);

    в науке и научном обслуживании: государственных организаций  353 (48632 работающих), акционерных обществ 10 (652 работающих);

    в сфере финансов, кредита и страхования: государственных организаций  153 (24252 работающих), акционерных обществ  125 (13826 работающих);

    в области управления: государственных  предприятий  3520 (67869 работающих), акционерных обществ 20 (301 работающих);

    Уставный  капитал акционерных обществ  Беларуси составил в конце 1994 года 294203 млн.рублей, где государство имело  обязательства на сумму 89614 млн. рублей.

    По  состоянию на 1 октября 1995 года количество акционерных обществ по-прежнему остается незначительным, однако заметна определенная тенденция устойчивого роста их численности.

    В Республике Беларусь правовые и экономические  основы создания, деятельности, реорганизации  и ликвидации акционерных обществ, обществ с ограниченной и обществ с дополнительной ответственностью, права и обязанности их участников определяет закон «Об акционерных обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» от 1992г. Согласно ст.30 этого закона акционерное общество является открытым, если его акции распространяются путем открытой продажи или подписки и их свободное хождение на рынке ценных бумаг не ограничено иначе, чем по закону.

    Открытое  акционерное общество не может быть преобразовано в другие формы обществ.

    Акционерное общество является закрытым, если хождение его акций на рынке ценных бумаг  запрещено или ограничено его  уставом.

    Закрытое  акционерное общество может выпускать  только именные акции. Закрытое акционерное  общество может быть преобразовано в открытое акционерное общество.

    В настоящее время в Беларуси насчитывается  свыше 1600 акционерных обществ [10, с.276].

    Количество  ОАО, получивших по итогам полугодия  прибыль, составило 1 110, или почти 65% от общего количества ОАО, представивших отчеты, пишет "Экономическая газета". При этом 75,8% (Br 650 963 млн.) полученной прибыли приходится на 10 самых прибыльных ОАО.

    376 ОАО, или 34% прибыльных обществ  начислили дивиденды. При этом  средний процент прибыли, направленный  на выплату дивидендов, составил 4,7%. Размер выплаченных дивидендов на одну акцию составил от Br 0,065 до Br 1,67 млн.

    С точки зрения инвестиционной привлекательности  важным является показатель, отражающий прибыль, приходящуюся на 1 акцию. У  большинства ОАО (72,1%) прибыль на акцию не превышает Br 1 тыс.

    Интересно, что коэффициент корреляции между  стоимостью имущества, приходящегося  на 1 акцию (балансовая цена), и прибылью, приходящейся на одну акцию, составляет 0,97. Данный коэффициент применительно  к прибыли на 1 акцию и номинальной стоимостью акций составил всего 0,48. Приведенная статистика очередной раз констатирует слабую взаимосвязь между прибылью на акцию белорусских ОАО и их номинальной стоимостью, которая часто рассматривается как некий эталон стоимости этих ценных бумаг. Показательно, что коэффициент корреляции между прибылью ОАО и долей государства в их уставном фонде составил 0,02. Эта цифра опровергает активно пропагандируемое в последнее время мнение о том, что только участие государства способно гарантировать эффективную работу предприятий.

    3. Проблемы акционирования  государственных  предприятий в  условиях перехода  к рынку

 

    В постсоциалистических странах Восточной  Европы проблема формирования состава  акционеров решалась по разному. Так, в  Польше крупные предприятия приватизировались на конкурсной основе, однако при этом предпочтение отдавалось коллективам работников предприятия. Допускалась продажа заводов иностранным инвесторам при определенных ограничениях.

    В Чехии и Словакии практиковались возврат предприятий бывшим владельцам, крупная безналичная продажа с последующей оплатой, продажа за наличный расчет.

    В Венгрии была разрешена продажа  предприятий иностранным инвесторам. Исключение составляли объекты, признаваемые особо ценным народным достоянием.

    В нашей стране регулирование состава  акционеров также осуществляло государство. Однако подход к решению этого  вопроса был подчинен разделу  собственности. На первом этапе приватизации в качестве групп акционеров выделялись в основном работники предприятия и государство. На втором этапе осуществлялась открытая продажа пакета акций, принадлежащего государству. Контроль государства этого акта осуществлялся в основном по крупным предприятиям. В процессе продажи акций использовались залоговые аукционы, конкурсы, выбирались лучшие инвестиционные программы.

           Основные  цели  приватизации  в  переходной  экономике   должны   быть следующими:

         1. Экономическая (повышение эффективности  функционирования хозяйства).

         2. Фискальная (увеличение  доходов   государственного  бюджета  за  счет         продажи предприятий в частные руки).

         3. Социальная (обеспечение социального  мира).

         4. Перераспределение экономических  основ власти.

    Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопро-тиворечива. Например, рост доходов бюджета не может быть  обеспечен при продаже имущества на  инвестиционных  торгах,  предполагающих  передачу средств не государству, а предприятию. Явные противоречия  существуют  также между принципами социальной справедливости  и  экономической эффективности. Здесь пришлось  поступиться нормами справедливости в целях ускорения процесса разгосударствления и приватизации.

    -Основными критериями выбора способа приватизации являются  отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов  социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополи-зация, необходимость сохранения профиля предприятия и его   производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение  инвестиций.  Названные критерии обусловили  следующие основные    способы    приватизации    – акционирование  (с  закрытой  подпиской   или   продажей   акций);   продажа предприятий и имущества по коммерческому  или инвестиционному  конкурсу  (на аукционе);  выкуп  арендованного  имущества; банкротство.  Чтобы добиться наибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелых  управляющих и суметь заинтересовать  их  в достижениях наилучших конечных  результатов.

    Принцип социальной справедливости предусматривающий, что каждому  достанется одинаковая доля собственности предприятия и равные  возможности  участия  в его  функционирование,  не  дает возможности   действенного   контроля   за деятельностью руководства.

    Возможны   несколько   подходов   к   рассмотрению   приватизации.   В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно  этот  подход  имел  наибольшее распространение  и  обоснование  в   экономической   литературе   советского периода. В его рамках  даже  мелкая  частная  собственность,  основанная  на  приватизация представляется изменениями в структуре частной собственности.

    Второй  подход – «трудовой» – на первый план выдвигает такой  критерий, как  «трудовой»  и  «эксплуататорский»   характер   собственности.   Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо  общественной,  и частную  трудовую, и коллективную, и акционерную   собственность. В принципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма  близки, так  как  основным  критерием  в  них  выступает  наличие   или   отсутствие эксплуатации.

    Значительно отличается от предыдущих третий  подход,  который  по  его собственному критерию можно было бы  назвать  «субъектным».  Он  тяготеет  к  отождествлению частной и индивидуальной собственности  безотносительно  к типу и способу производства.

    Четвертый подход условно можно назвать  «западным»:  в  соответствии  с ним негосударственная собственность  является  частной  (хотя  и  не  вся  – отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому  и  приватизация понимается как разгосударствление,  т.е.  переход  средств  производства  из собственности  государства  в собственность пайщиков, акционеров, коллективов,  индивидуальных владельцев, как сокращение  государственного сектора.

    Однако  приватизация  не  сводится  к  общей  политике  дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий республиканс-кой и других видов государственной собственности, не  подлежащих  приватизации,  проявляется  в том, что в условиях рынка они  функционируют  на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

    Массовый  характер приватизация может принять  только при  использовании разных  методов  (в  частности, акционирования и  конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость  приватизации  и деприватизации – двух  возможных  методов  государственного  воздействия  на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.

    Различные способы приватизации приводят к  передаче  государственного  имущества  в «частную», «общую долевую» или «акционерную» собственность.  При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности.  Преобразование предприятия в  акционерное  общество  можно назвать  формальной  приватизацией,  так  как  после выкупа  акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива  остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время,  пока  их  не выкупят другие инвесторы.

    Важным  средством приватизации  является  перераспределение  доходов  и имущества.  Однако  приватизация  имущества,  капитала  вовсе  не означает равноценную  приватизацию  доходов.  Последняя  происходит как благодаря изменениям в структуре собственности,  так  и  одновременному  изменению  (в результате приватизации) уровня и структуры цен.

    Сравнительный анализ основных черт приватизационного  процесса в Восточной Европе и  в РБ показывает наличие общих  тенденций:

         1) использование в качестве инструмента  перехода к рынку         коммерциализации и акционирования государственных предприятий;

         2) введение чековой (или купонной) системы;

         3) низкая доходность приватизации;

         4) аукционная продажа малых объектов.

Информация о работе Акционерные общества и их роль в рыночной экономике. Проблемы акционирования государственных предприятий в условиях перехода к рынку