Акционирование государственной собственности в условиях перехода к рынку. Акционирование как форма приватизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данной работы - на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить акционирование государственной собственности в Республике Беларусь.

Задачи курсовой работы:

1. · изучить цели, ограничения и особенности реформы собственности в переходной экономике;

2.· изучить организацию приватизации и основные подходы к осуществлению приватизации;

3. Проанализировать этапы акционирования в Республике Беларусь;

4. Определить особенности акционирования государственной собственности в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы акционирования государственной собственности в условиях перехода к рынку

1. Цели, ограничения и особенности реформы собственности в переходной экономике

1.2 Основные подходы к осуществлению приватизации

2. Особенности акционирование государственной собственности в Республике Беларусь

2.1 Этапы акционирования в Республике Беларусь

2.2 Современное состояние акционирования государственной собственyости в Республике Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Акционирование государственной собственности в условиях перехода к рынку.doc

— 217.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

Акционирование государственной собственности в условиях перехода к рынку. Акционирование как форма приватизации.

 

 


РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 36 стр.

 

ПРИВАТИЗАЦИЯ, АКЦИОНИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

 

Объектом исследования является Республика Беларусь.

Предметом исследования является проведение акционирования государственной собственности в Республике Беларусь.

цель данной работы - на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить акционирование государственной собственности в Республике Беларусь.

Задачи курсовой работы:

1. · изучить цели, ограничения и особенности реформы собственности в переходной экономике;

2.· изучить организацию приватизации и основные подходы к осуществлению приватизации;

3. Проанализировать этапы акционирования в Республике Беларусь;

4. Определить особенности акционирования государственной собственности в Республике Беларусь.

 

Для достижения поставленной цели исследования автором использовались общие и специальные методы научного познания.

 

 


Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы акционирования государственной собственности в условиях перехода к рынку

1. Цели, ограничения и особенности реформы собственности в переходной экономике

1.2 Основные подходы к осуществлению приватизации

2. Особенности акционирование государственной собственности в Республике Беларусь

2.1 Этапы акционирования в Республике Беларусь

2.2 Современное состояние акционирования государственной собственyости в Республике Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Республика Беларусь всё ещё находится на стадии перехода к рыночной экономике и поэтому тема, посвященная приватизации государственной собственности является актуальной.

В последние годы правительства более восьмидесяти стран проводили или проводят приватизацию государственных предприятий. Она начиналась под самыми разными лозунгами, но чаще всего при этом шла речь о необходимости либерализации и децентрализации экономики. Основной причиной начала широкомасштабного процесса приватизации послужило осознание того, что организация хозяйственной жизни в соответствии с рыночными законами, равноправной конкуренцией и коммерциализацией производства более эффективна, чем на основе административных ограничений и регламентации.

Приватизация означает смену государственной формы собственности на частную (приватную). Наряду с традиционным пониманием приватизации как процесса передачи объектов определенных видов деятельности из рук государства в частную собственность, бытует также и более широкая трактовка.

Следовательно, приватизация связана, прежде всего, с прагматическими соображениями на макро- и микроэкономическом уровнях. В первом случае она призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществить децентрализацию и сокращение масштабов государственной предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей хозяйственной системы и уменьшения бюджетного дефицита. На микроэкономическом уровне задача состоит в улучшении технико-экономических показателей работы предприятий. Освобождение в холе приватизации предприятий от государственной сверх централизации и призвано предоставить администрации, трудовым коллективам возможность принимать решения, соответствующие их коммерческим интересам. В результате приватизации формируется группа частных собственников на средства производства, развиваются конкурентные отношения между производителями, что повышает материальную заинтересованность в эффективном использовании факторов производства, в увеличении выпуска и реализации продукции.

Естественно, что приватизация в каждой стране проводится по различным схемам и имеет свои специфические особенности в зависимости от доли государственной собственности в экономике, развития рыночной инфраструктуры, эффективности государственного регулирования экономики и т.д. Однако можно отметить ряд общих закономерностей, характерных для процесса приватизации, которые в определенной мере должны учитываться в ходе преобразования отношений собственности в любой стране.

Таким образом, цель данной работы - на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить акционирование государственной собственности в Республике Беларусь.

Задачи курсовой работы:

1. · изучить цели, ограничения и особенности реформы собственности в переходной экономике;

2.· изучить организацию приватизации и основные подходы к осуществлению приватизации;

3. Проанализировать этапы акционирования в Республике Беларусь;

4. Определить особенности акционирования государственной собственности в Республике Беларусь.

Объектом исследования является Республика Беларусь.

Предметом исследования является проведение акционирования государственной собственности в Республике Беларусь.

Для достижения поставленной цели исследования автором использовались общие и специальные методы научного познания.

 


1. Теоретические основы акционирования государственной собственности в условиях перехода к рынку

 

 

1. Цели, ограничения и особенности реформы собственности в переходной экономике

 

 

Цель реформы собственности как фундаментального элемента системных реформ в  переходной  экономике  заключается  в  обеспечении  базовых  условий  для нормального  функционирования  будущей  рыночной  системы.  Именно  в   ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны  возможно формирование новых  мотиваций  хозяйствующих  субъектов  и  предпосылок  для рационального  изменения  структуры  производства   как   ключевых   условий повышения  эффективности  производства  и  роста  национального  дохода.  Не вызывает сомнений необходимость приватизации и для  формирования  демократии в рамках политической системы, образования новых социальных  слоев,  которые не заинтересованы в коммунистическом реванше.  Очень  хорошая  и  лаконичная формулировка ключевой задачи приватизации в переходных  экономиках  дана  А. Шлейфером: приватизация "ведет к постоянному перераспределению  контроля  от бюрократов к инсайдерам фирм и внешним акционерам. Приватизация  дает  явные преимущества для экономической эффективности потому, что  она  устанавливает первоначальные права частной собственности" [6].

В этом  смысле  такие  потенциальные  цели  приватизации,  как  "всеобщая справедливость" или  пополнение  доходов  госбюджета,  неизбежно  уходят  на второй план. При этом тем не  менее  если  достижение  в  ходе  приватизации "всеобщей справедливости" попросту абстрактно и  практически  нереально,  то частичное  решение  бюджетных  проблем  за  счет  доходов  от   приватизации возможно в зависимости от избранных моделей.

Позитивное  воздействие   приватизационного   процесса,   равно   как   и относительно   успешное   решение   собственно   приватизационных   проблем, достижимо  со  всей  очевидностью  лишь  в  комплексе  мер   по   финансовой стабилизации,  либерализации  цен,  демонополизации  производства,  развитию финансовых рынков и проведению активной антимонопольной  политики,  открытию экономики  для  импорта  товаров  и  капиталов.  Собственно  приватизация  в условиях переходной экономики не ведет автоматически к появлению  устойчивых жизнеспособных предприятий, она лишь создает необходимые  экономико-правовые предпосылки для этого.

Перспективы реализации любой приватизационной  программы  в  значительной степени зависят также от развитости частного сектора экономики  и  состояния финансовых  рынков,  степени  доходности  госпредприятий,  наличия  правовых гарантий для иностранных инвесторов, политики профсоюзов,  общего  состояния экономики, наличия благоприятной институционально-правовой  среды  в  целом.

При  этом  не  только  характер  собственности,  но  сама  рыночная   среда, организация  работы  фирмы  и   интенсивность   управления   определяют   ее деятельность, а  "экономическая  эффективность  гораздо  больше  зависит  от конкуренции, чем просто от  природы  права  собственности".  Таким  образом, отсутствие либо наличие адекватной экономической среды в  существенной  мере определяет  эффективность  приватизации  и  ее  масштабы.  В  свою  очередь, масштабная   приватизация   есть   неизбежная   предпосылка    трансформации переходной  экономической  среды  в  рыночную,  прежде   всего   посредством создания  значительного   сектора   независимых   от   государства   рыночно ориентированных компаний.

В условиях высокоразвитой рыночной экономики основной проблемой в  рамках государственных  приватизационных  программ  является  выбор   и   отработка технических аспектов передачи прав собственности  на  отдельные  компании  в частные руки, прежде всего в целях обеспечения  экономической  эффективности дальнейшего функционирования этих компаний. В  постсоциалистических  странах начальным этапом приватизации является  выбор  и  теоретическое  обоснование концепции и моделей приватизации, что сопряжено с целым рядом  специфических особенностей.

Среди особенностей приватизации практически во всех странах с  переходной экономикой исследователи отмечают такие, как [7]:

— связь приватизации с изменением властных отношений в обществе;

— масштабы приватизации;

— отсутствие рациональной рыночно-конкурентной среды;

— огромные технические сложности;

— необходимость идеологического выбора;

— отсутствие на стартовом этапе необходимой институциональной инфраструктуры.

 

 


1.2 Основные подходы к осуществлению приватизации

 

 

Приватизация - это переход государственной собственности в частные руки (физическими и юридическими лицами) и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально -- экономических преобразований. По существу, это реформа базисных отношений - отношений собственности, фундамента социально - экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности [12, c.34].

Приватизация является центральным пунктом всех реформ, проводимых в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние десятилетия наметилась общая тенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах.

В развитых западных странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она -- следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.

В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется прежде всего в большом внешнем долге и в невозможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться [9].

Важным основополагающим принципом, имеющим всеобщий характер, является и необходимость признания того, что приватизация не может быть конечной целью обновления общества и экономики. Она является лишь одним из средств (к тому же совсем не универсальным) достижения множества разнообразных целей. И прежде чем что-либо приватизировать, надо понять, с какой конкретной целью это делается. Цели приватизации могут быть многообразными, долгосрочными и краткосрочными. И чрезвычайно важно в этом многообразии определить приоритеты, ранжировать их по степени неотложности задач и не допустить возникновения противоречий между ними.

К главным целям приватизации, следует отнести [6]:

· формировании новых форм собственности: частной и смешанной. Господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики -- это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к максимизации прибыли; конкуренция, новые; распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы Все это вместе способствует формированию новых производственных отношений.

· создание хозяйственно-правовых условий для эффективной работы отдельных предприятий и национальной экономики в целом, содействие структурной перестройке и активизации инвестиционного процесса, повышению на этой основе жизненного уровня населения;

· формирование новых экономических отношений, построенных на многообразии форм собственности, самостоятельности производителей товаров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственности как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;

· развитие конкурентной среды и предпринимательской деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации;

· сокращение вмешательства государства в экономические процессы и улучшение финансового состояния экономики;

· уменьшение расходов на государственное управление (сокращаются субсидии, административных расходов, дефицит госбюджета);

Информация о работе Акционирование государственной собственности в условиях перехода к рынку. Акционирование как форма приватизации