Акционирование государственной собственности в условиях перехода к рынку. Акционирование как форма приватизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данной работы - на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить акционирование государственной собственности в Республике Беларусь.

Задачи курсовой работы:

1. · изучить цели, ограничения и особенности реформы собственности в переходной экономике;

2.· изучить организацию приватизации и основные подходы к осуществлению приватизации;

3. Проанализировать этапы акционирования в Республике Беларусь;

4. Определить особенности акционирования государственной собственности в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы акционирования государственной собственности в условиях перехода к рынку

1. Цели, ограничения и особенности реформы собственности в переходной экономике

1.2 Основные подходы к осуществлению приватизации

2. Особенности акционирование государственной собственности в Республике Беларусь

2.1 Этапы акционирования в Республике Беларусь

2.2 Современное состояние акционирования государственной собственyости в Республике Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Акционирование государственной собственности в условиях перехода к рынку.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

Предстоит также активизировать работу по вовлечению в хозяйственный оборот принадлежащего государству неиспользуемого и неэффективно используемого недвижимого имущества, включая принадлежащие государству акции, в целях выполнения совместно с республиканскими органами государственного управления заданий по поступлению в бюджет доходов от реализации и использования государственного имущества.


2.2 Современное состояние акционирования государственной собственyости в Республике Беларусь

 

 

Изменение имущественных отношений в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством, обеспечивающим открытость и демократичность процессов реформирования государственной собственности, защиту интересов отдельных граждан и государства в целом.

Приватизация государственного имущества, проводимая в ходе реформирования государственных предприятий, регламентируется законами “О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь”, Государственной программой приватизации, декретами и указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Правительства, нормативными актами административно-территориальных органов государственного управления.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2008 г. № 7 ”О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3“ предусмотрено формирование на трехлетний период плана приватизации объектов республиканской собственности – перечня республиканских унитарных предприятий, подлежащих приватизации путем преобразования в открытые акционерные общества, а также формирование на трехлетний период перечней акционерных обществ, акции которых, принадлежащие Республике Беларусь, подлежат продаже.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2008 г. № 1021 утверждены Перечень объектов, находящихся в республиканской собственности, включенных в план приватизации на 2008 – 2010 годы (503 объекта) и  Перечень открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности, акции которых принадлежащие Республике Беларусь, подлежат продаже, на 2008 - 2010 годы. Перечень включает 146 открытых акционерных обществ.

План приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, формируется на трехлетний период Государственным комитетом по имуществу по предложениям органов государственного управления и иных государственных организаций, а объектов, находящихся в коммунальной собственности, - в порядке, установленном местными Советами депутатов.

Приватизация предприятий, нуждающихся в финансовом оздоровлении, осуществляется по решению Правительства Республики Беларусь либо областных и Минского городского исполнительных комитетов. Преобразование предприятий государственной формы собственности, включая участие инвесторов в его реформировании, может осуществляться по решению Правительства. Реформирование объектов коммунальной собственности осуществляется по решению местных исполнительных и распорядительных органов.

Информация о готовящихся к приватизации объектах государственной собственности, ходе подготовки к акционированию и возможности участия в этом процессе отечественных и иностранных инвесторов размещается на сайте Госкомимущества (www.gki.gov.by), в информационно-аналитическом бюллетене ”Управление и распоряжение государственным имуществом”, а также  публикуется в периодической печати.

Основным способом приватизации объектов государственной собственности является преобразование предприятий в открытые акционерные общества. Акционирование государственных предприятий позволяет осуществлять привлечение инвестиций как на этапе их преобразования, так и в процессе дальнейшего функционирования новых субъектов хозяйствования, по следующим основным направлениям:

участие инвестора в создании открытого акционерного общества на стадии преобразования государственного предприятия путем внесения в уставный фонд денежного или имущественного взноса;

приобретение принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ под инвестиционные проекты;

приобретение дополнительного выпуска акций открытых акционерных обществ, выпущенных под конкретный инвестиционный проект;

создание на территории республики совместных предприятий.

Одной из главных задач, поставленных Главой государства и Правительством республики, при проведении работ по реформированию государственных унитарных предприятий является привлечение в реальный сектор экономики отечественных и зарубежных инвесторов, заинтересованных в техническом перевооружении и повышении конкурентоспособности приватизируемых предприятий, не допуская при этом резкого сокращения числа работающих на предприятиях и социальной напряженности в стране.

С целью привлечения в экономику республики инвестиций систематически предлагаются к продаже принадлежащие Республике Беларусь пакеты акций открытых акционерных обществ. Продажа принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ по конкурсу либо на аукционе осуществляется  за денежные средства. (Перечень открытых акционерных обществ, акции которых планируются к продаже, опубликован на сайте Госкомимущества – www.gki.gov.by  на страничке "Государственная недвижимость: продажа, аренда" в разделе "Приватизация государственной собственности").

При наличии заинтересованности в приобретении акций, которые планируются к продаже, необходимо обращаться в Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь – г. Минск, пер. Краснозвездный, 12 или по тел. 284-89-88, 284-89-36, 284-85-62.

Решение о продаже принадлежащих Республике Беларусь акций открытых акционерных обществ принимается Президентом Республики Беларусь на основании предложений Госкомимущества и республиканских органов государственного управления, осуществляющих владельческий надзор в этих обществах.  

Продавцом акций выступает Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь, а организатором торгов - Фонд государственного имущества Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь.

 

После принятия Президентом Республики Беларусь распоряжения о продаже акций извещение о проведении конкурса, аукциона публикуется в республиканском периодическом печатном издании по выбору Госкомимущества, а также размещается на сайте Госкомимущества – www.gki.gov.by

Подготовка проектов распоряжений Главы государства об отчуждении акций осуществляется по акционерным обществам, к которым   имеется предварительный интерес потенциальных инвесторов. Отчуждение акций производится по конкурсу и на аукционе, в том числе через ОАО “Белорусская валютно-фондовая биржа”.

Государство определило одним из приоритетных направлений – развитие малых и средних городов республики, а это требует активизации предпринимательства в данных регионах, развития частной инициативы, создания новых предприятий и, как следствие, создание новых рабочих мест.

В целях вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, находящегося на территории небольших населенных пунктов и в сельской местности,  принят Указ Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2007 г. № 108 ”О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества“, позволяющий осуществлять продажу неиспользуемого государственного имущества, расположенного в небольших населенных пунктах и в сельской местности, на аукционе с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, передавать такое неиспользуемое имущество в безвозмездное пользование индивидуальным предпринимателям и негосударственным юридическим лицам под конкретные инвестиционные проекты, производить списание объектов недвижимости после детальной проработки вопроса о невозможности их дальнейшего использования.

Обязательными условиями аукциона с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, являются:

осуществление покупателем предпринимательской деятельности на данном объекте, создание им дополнительных рабочих мест;

запрещение покупателю продажи, иного отчуждения объектов до выполнения им условий договора купли-продажи.

При продаже на территории Республики Беларусь государственного недвижимого имущества (капитальных строений (зданий, сооружений) одновременно осуществляется продажа права заключения договора аренды земельного участка, необходимого для обслуживания этого имущества.

Для изучения спроса и поиска инвесторов полная информация об организациях, подлежащих реформированию, перечни открытых акционерных обществ, акции которых планируются для продажи, а также сведения о продаваемых на аукционах объектах недвижимости размещены на официальном сайте Госкомимущества в сети ИНТЕРНЕТ (www.gki.gov.by).

Перечень основных нормативных правовых актов Республики Беларусь, регламентирующих приватизацию и отчуждение государственного имущества

1. Декрет Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2008 г. № 7 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3»

Внесенные данным документом изменения и дополнения в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» направлены на либерализацию отношений в сфере приватизации государственной собственности и стимулирование участия в данном процессе национальных и иностранных инвесторов.

В соответствии с Декретом приватизация объектов, находящихся в государственной собственности, будет проходить на основании трехлетних планов, утверждаемых Правительством и местными Советами депутатов.

Продажа акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, будет осуществляться на конкурсах и аукционах.

Кроме того, государство отказывается от преимущественного права на приобретение долей (акций) в уставных фондах коммерческих организаций, созданных в процессе приватизации.

Вводится постепенная отмена ограничений на обращение акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации, отчуждение которых до настоящего времени было запрещено. Отмена ограничений на обращение таких акций будет осуществляться в три этапа в зависимости от размера доли государства в уставных фондах акционерных обществ.

На первом этапе (с 1 июня 2008 года) отменяется ограничение на отчуждение акций обществ, в уставных фондах которых доля государства либо отсутствует вообще, либо составляет 75 % и более. Также полностью отменяется запрет на отчуждение акций акционерных обществ, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции, переданных сельхозпроизводителям и предприятий хлебопродуктов.

На втором этапе (с 1 января 2009 года) будут отменены ограничения на отчуждение акций акционерных обществ с долей государства свыше 50 %.

При этом, на первом и втором этапе отмена ограничений не распространяется на акции акционерных обществ, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики.

На третьем этапе (с 1 января 2011 года) все ограничения будут полностью отменены.

2. Указ Президента Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 605 «О некоторых вопросах приватизации республиканских унитарных предприятий»

Данным Указом определен перечень республиканских унитарных предприятий, при преобразовании которых в открытые акционерные общества принадлежащие Республике Беларусь акции не будут подлежать продаже на льготных условиях за денежные средства и обмену на именные приватизационные чеки «Имущество».

В перечень вошли наиболее экономически значимые для республики предприятия Министерства промышленности, Министерства энергетики, Государственного военно-промышленного комитета, Белорусского государственного концерна по нефти и химии, находящиеся в республиканской собственности, включенные в план приватизации на 2008-2010 годы.

При этом меры экономического стимулирования республиканских унитарных предприятий, включенных в перечень, сохраняют свое действие в отношении открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации этих предприятий.

Реализация положений Указа будет способствовать привлечению крупных инвестиций в создаваемые открытые акционерные общества.

3. Указ Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 113 «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций»

В Указе предусмотрены условия продажи в процессе приватизации негосударственным юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций на конкурсной основе при условии предоставления ими инвестиционного проекта, прошедшего в установленном законодательством порядке экспертизу по развитию организации-покупателя, в том числе в части использования приобретенного предприятия как имущественного комплекса.

Обязательными условиями продажи по конкурсу предприятия в целом как имущественного комплекса являются:

реализация организацией-покупателем инвестиционного проекта, социальных программ приобретаемого предприятия;

сохранение рабочих мест на период погашения задолженности убыточной государственной организации;

создание дополнительных рабочих мест в соответствии с инвестиционным проектом;

Информация о работе Акционирование государственной собственности в условиях перехода к рынку. Акционирование как форма приватизации