Анализ безубыточности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение анализа безубыточности на предприятии.
Задачами курсовой работы является изучение следующих вопросов:
определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия;
определение влияния факторов на изменение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия;
методика маржинального анализа прибыли и показателей рентабельности;
определение критической суммы постоянных затрат, критического уровня переменных затрат и критического уровня цены реализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие и область применения безубыточности……………………...4
1.1. Безубыточный объем продаж и зоны безопасности предприятия.…4
1.2. Влияния факторов на изменение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия…………………………………………10
1.3. Маржинальный анализ прибыльности и рентабельности.…….…..11
1.4. Определение критического уровня постоянных затрат, переменных затрат и цены реализации……………………………...…………………14
2. Анализ безубыточности предприятия……………………….………..19
Заключение……………………………………………………………......32
Список использованной литературы………………………………….…34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 1.07 Мб (Скачать)

Общая сумма затрат на производство продукции зависит  от изменений:

- объема производства  продукции;

- структуры продукции;

- уровня переменных  затрат на единицу продукции;

- суммы постоянных  расходов.

Постоянные издержки - это издержки, которые не зависят от объема производства.

Переменные издержки - это издержки, зависящие от объема производства. Прямые затраты на сырье, материалы, рабочую силу и т.п. изменяются в зависимости от масштабов деятельности.

Сумма постоянных и переменных издержек представляет собой валовые, или суммарные, издержки фирмы.

Деление издержек на постоянные и переменные подразумевает условное выделение краткосрочного и долгосрочного  периодов в деятельности фирмы. Под краткосрочным понимают такой период в работе фирмы, когда часть ее издержек являются постоянными. Иными словами, в краткосрочном периоде фирма не покупает нового оборудования, не строит новых зданий и т.д. В долгосрочном периоде она может расширять свои масштабы, поэтому в данном периоде все ее издержки являются переменными.

 


Рис. 4. График расходов, 2010 год

Рис. 5. График расходов, 2011 год


 

Как видно из рисунков 4 и 4 переменные издержки варианта «2» выше, чем «1», но это не является отрицательной чертой, т.к. связано не с увеличением стоимости продукции, а с увеличением объема производства, что не влияет на изменение цены товара, а приводит к уменьшению валовых издержек предприятия.

Ниже приведены оба  способа расчета точки безубыточности (графический и аналитический), для 2010 и 2011 г.

 Рис. 6. Определение точки безубыточности, 2010 год


Рис. 7. Определение точки безубыточности, 2011 год


 

На рисунках 6 и 7 показано, что точка безубыточности для  варианта «2» меньше, чем для варианта «1», но ее точное значение определено по аналитическим способом по представленным ниже формулам.

Произведем расчет точки  безубыточного объема продаж в стоимостном и натуральном выражении.

Для расчета точки  безубыточности в стоимостном выражении  воспользуемся формулами:

 

МД = Д - Вк

 

Дмд = МД / Д

 

Дкр = А / Дмд

 

Произведем расчет данных показателей для 2010 года:

МД = 123156 – 75262 = 47894

Дмд = 47894 / 123156 = 0,39

Дкр = 45000 / 0,39 = 115384,62

И для 2007 года:

МД = 205250 – 143675 = 61575

Дмд = 61575 / 205250 = 0,3

Дкр = 45000 / 0,3 = 150000

Таким образом, критический  доход (Дкр), или точка безубыточности в стоимостном выражении составит 115384,62 руб. в 2003 году и 150000 руб. в 2006 году.

Для расчета точки  безубыточности в натуральном выражении  воспользуемся формулами:

 

Ккр = А / (Ц – В)

 

Произведем расчет точки  безубыточности в натуральном выражении  для 2006 года:

Ккр = 45000 / (9 – 5,5) = 12857 ед.

И для 2004 года:

Ккр = 45000 / (10 – 7) = 15000 ед.

Следовательно, критический  объем продукции составит 12857 единиц в 2010 году и 15000 единиц в 2011 году. При выпуске такого количества продукции предприятие не получит прибыли, но и убытков нести не будет.

Себестоимость продукции - это денежное выражение непосредственных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

Себестоимость продукции - синтетический, обобщающий показатель, характеризующий все стороны деятельности предприятия, а также отражающий эффективность его работы.

В себестоимость продукции  включают следующие затраты:

- на подготовку производства  и освоение выпуска новых видов  продукции, пусковые работы;

- на исследование рынка;

- непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы на управление;

- на совершенствование  технологии и организации производственного  процесса, а также улучшение качества  изготавливаемой продукции;

- на сбыт продукции  (упаковка, транспортировка, реклама,  
хранение и др.);

- набор и подготовку  кадров;

- другие денежные расходы  предприятия, связанные с выпуском  и реализацией продукции.

Зависимость общей суммы  затрат от объема производства показана на рис. 8 и 9.

На оси абсцисс откладывается  объем производства продукции, а  на оси ординат – сумма постоянных и переменных затрат. На графике  видно, что с увеличением объема производства возрастает сумма переменных расходов, при спаде производства, соответственно уменьшается, постепенно приближаясь к линии постоянных затрат.

Рис. 8. Зависимость себестоимости  от объема производства, 2010 год

 

 Рис. 9. Зависимость себестоимости от объема производства, 2011 год

 

Как видно из рис. 8 и 9 по мере увеличения объема производства себестоимость продукции сокращается. Поэтому наиболее эффективным является вариант «2», так как при большем  объеме производства себестоимость  на единицу продукции уменьшается.

Прибыль - это часть выручки, остающаяся после возмещения всех затрат на производство и сбыт продукции.

Рис. 10. Зависимость прибыли  от объема производства, 2010 год

Рис. 11. Зависимость прибыли от объема производства, 2011 год

 

В долгосрочном временном  интервале фирма может менять все используемые факторы производства. Иными словами, все издержки будут  выступать в качестве переменных. Анализ изменения долгосрочных издержек важен для выбора стратегии фирмы  в области масштабов своей деятельности.

Существует много объяснений положительного и отрицательного эффекта  масштаба. Экономия, обусловленная  расширением масштабов производства, вызвана тем, что:

- по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении;

- на более крупных предприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование;

- больше возможностей для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов основного производства.

Отрицательный эффект масштаба возникает в связи с нарушением управляемости в чрезмерно крупной  фирме:

- снижается эффективность взаимодействия между ее отдельными подразделениями, фирма становится «неповоротливой», теряется гибкость;

- затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы;

- в отдельных подразделениях возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом;

- с ростом размеров фирмы увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений, и т. п.

За счет эффекта масштаба производства наиболее выгодным является вариант «2», так как доходы по нему превышают затраты уже на 6 месяце и предприятие начинает получать прибыль.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Методика маржинального  анализа прибыли, в отличие от традиционной, применяемой на отечественных  предприятиях, позволяет полнее изучить  взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.

И прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.

Преимущество методики маржинального анализа показателей  рентабельности состоит в том, что  при ее использовании учитывается  взаимосвязь элементов модели, в  результате чего улавливается влияние объема продаж на изменение уровня рентабельности.

Это обеспечивает более  точное исчисление влияния факторов и как следствие – более  высокий уровень планирования и  прогнозирования финансовых результатов.

Безубыточность - это такое состояние; когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков.

Разность между фактическим  и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее  финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем  продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных затрат, удельных переменных затрат и уровня цен на продукцию.

При повышении цен  нужно меньше реализовать продукции, чтобы получить необходимую сумму  выручки для компенсации постоянных издержек предприятия, и наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает.

Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат –  повышает порог рентабельности и  уменьшает зону безопасности.

С помощью маржинального  анализа можно установить критический  уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов.

С помощью маржинального  анализа можно установить критический  уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также  цены при заданном значении остальных факторов.

Критический уровень  постоянных издержек является очень  ценным показателем в управленческой деятельности, с его помощью можно  эффективнее управлять процессом  формирования финансовых результатов.

Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений (различным вариантам оборудования, технологии, цен, структуры производства и т.д.).

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Положение по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утверждено приказом МинФина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н
  2. Положение по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утверждено приказом МинФина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н
  3. Андрюхина Н.В Финансовый анализ: Учеб. пособие. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2011. – 66 с.
  4. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент. – М.: РИОР, 2012. – 88 с.
  5. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 240 с.
  6. Берзон Н.И., Горелый В.И., Газман В.Д. Финансовый менеджмент. – М.: ИЦ Академия, 2011. – 336 с.
  7. Бригхем Ю., Эрхардт М.С. Финансовый менеджмент. – СПб.: Питер, 2011. – 960 с.
  8. Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент. – М.: Юрайт-Издат, 2010. –  
    192 с.
  9. Ефимова Н.Ф., Маховикова Г.А. Финансовый менеджмент. – М.: Вектор, 2011. – 192 с.
  10. Карасева И.М., Ревякина М.А. Финансовый менеджмент. – М.: Омега-Л, 2011. – 335 с.
  11. Ковалева А.М. Финансовый менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 284 с.
  12. Кудина М.В. Финансовый менеджмент. – М.: ИНФРА-М, ФОРУМ, 2011. – 256 с.
  13. Кузнецов Б.Т. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 415 с.
  14. Леонтьев В.Е., Бочаров В.В., Радковская Н.П. Финансовый менеджмент. – М.: ЭЛИТ, 2011. – 560 с.
  15. Маляревская Ю.Н., Сторчевой М.А. Финансовый менеджмент – 2012.–  
    496 с.
  16. Миронов М.Г.,Замедлина Е.А.,Жарикова Е.В. Финансовый менеджмент. – М.: Экзамен, 2012. – 224 с.
  17. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 269 с.
  18. Пещанская И.В. Финансовый менеджмент. – М.: Экзамен, 2010. – 256 с.
  19. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. –  
    527 с.
  20. Пряничников С.Б. Финансовый менеджмент. – М.: НОВО, 2011. – 168 с.
  21. Самсонов Н.Ф. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 415 с.
  22. Сафонова Л.А., Плотникова Н.Ю. Финансовый менеджмент. – М.: Высшая школа, 2011. – 160 с.
  23. Свиридов О.Ю., Туманова Е.В. Финансовый менеджмент. – Ростов н/Д: МарТ, 2012. – 272 с.
  24. Сердюков В.А. Финансовый менеджмент. – М.: МПСИ, 2011. – 172 с.
  25. Слепов В.А., Лисицына Е.В. Финансовый менеджмент для бакалавров экономики. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2011. – 272 с.
  26. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: Перспектива, 2012. – 656 с.
  27. Тюрина А.В. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 127 с.
  28. Хотинская Г.И. Финансовый менеджмент. – М.: ДИС, 2012. – 248 с.
  29. Шохин Е.И. Финансовый менеджмент. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2011. – 408 с.
  30. Этрилл П. Финансовый менеджмент. – СПб.: Питер, 2011. – 608 с.
  31. Яблукова Р.З. Финансовый менеджмент в вопросах и ответах. – М.: Проспект, ТК Велби, 2012. – 256 с.

1 Карасева И.М., Ревякина М.А. Финансовый менеджмент. – М.: Омега-Л, 2011. – с. 294.

2 Кудина М.В. Финансовый менеджмент. – М.: ИНФРА-М, ФОРУМ, 2011. – с. 136.

3 Андрюхина Н.В Финансовый анализ: Учеб. пособие. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2011. – 66 с.

4 Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – с. 239.

5 Этрилл П. Финансовый менеджмент. – СПб.: Питер, 2011. – с. 489.

6 Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – с. 239.

7 Этрилл П. Финансовый менеджмент. – СПб.: Питер, 2011. – с. 488.

8 Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – с. 241.

9 Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – с. 241.

10 Этрилл П. Финансовый менеджмент. – СПб.: Питер, 2011. – с. 490.

11 Яблукова Р.З. Финансовый менеджмент в вопросах и ответах. – М.: Проспект, ТК Велби, 2012. – с. 196.

12 Свиридов О.Ю., Туманова Е.В. Финансовый менеджмент. – Ростов н/Д: МарТ, 2012. – с. 211.

13 О.В. Грищенко Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2011. – С. 112

14 Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ТК Велби, 2011. — 424 с.




Информация о работе Анализ безубыточности