Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 17:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение анализа безубыточности на предприятии.
Задачами курсовой работы является изучение следующих вопросов:
определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия;
определение влияния факторов на изменение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия;
методика маржинального анализа прибыли и показателей рентабельности;
определение критической суммы постоянных затрат, критического уровня переменных затрат и критического уровня цены реализации.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие и область применения безубыточности……………………...4
1.1. Безубыточный объем продаж и зоны безопасности предприятия.…4
1.2. Влияния факторов на изменение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия…………………………………………10
1.3. Маржинальный анализ прибыльности и рентабельности.…….…..11
1.4. Определение критического уровня постоянных затрат, переменных затрат и цены реализации……………………………...…………………14
2. Анализ безубыточности предприятия……………………….………..19
Заключение……………………………………………………………......32
Список использованной литературы………………………………….…34
Общая сумма затрат на производство продукции зависит от изменений:
- объема производства продукции;
- структуры продукции;
- уровня переменных затрат на единицу продукции;
- суммы постоянных расходов.
Постоянные издержки - это издержки, которые не зависят от объема производства.
Переменные издержки - это издержки, зависящие от объема производства. Прямые затраты на сырье, материалы, рабочую силу и т.п. изменяются в зависимости от масштабов деятельности.
Сумма постоянных и переменных издержек представляет собой валовые, или суммарные, издержки фирмы.
Деление издержек на постоянные и переменные подразумевает условное выделение краткосрочного и долгосрочного периодов в деятельности фирмы. Под краткосрочным понимают такой период в работе фирмы, когда часть ее издержек являются постоянными. Иными словами, в краткосрочном периоде фирма не покупает нового оборудования, не строит новых зданий и т.д. В долгосрочном периоде она может расширять свои масштабы, поэтому в данном периоде все ее издержки являются переменными.
Рис. 4. График расходов, 2010 год
Рис. 5. График расходов, 2011 год
Как видно из рисунков 4 и 4 переменные издержки варианта «2» выше, чем «1», но это не является отрицательной чертой, т.к. связано не с увеличением стоимости продукции, а с увеличением объема производства, что не влияет на изменение цены товара, а приводит к уменьшению валовых издержек предприятия.
Ниже приведены оба
способа расчета точки
Рис. 6. Определение точки безубыточности, 2010 год
Рис. 7. Определение точки безубыточности, 2011 год
На рисунках 6 и 7 показано, что точка безубыточности для варианта «2» меньше, чем для варианта «1», но ее точное значение определено по аналитическим способом по представленным ниже формулам.
Произведем расчет точки безубыточного объема продаж в стоимостном и натуральном выражении.
Для расчета точки безубыточности в стоимостном выражении воспользуемся формулами:
МД = Д - Вк
Дмд = МД / Д
Дкр = А / Дмд
Произведем расчет данных показателей для 2010 года:
МД = 123156 – 75262 = 47894
Дмд = 47894 / 123156 = 0,39
Дкр = 45000 / 0,39 = 115384,62
И для 2007 года:
МД = 205250 – 143675 = 61575
Дмд = 61575 / 205250 = 0,3
Дкр = 45000 / 0,3 = 150000
Таким образом, критический доход (Дкр), или точка безубыточности в стоимостном выражении составит 115384,62 руб. в 2003 году и 150000 руб. в 2006 году.
Для расчета точки безубыточности в натуральном выражении воспользуемся формулами:
Ккр = А / (Ц – В)
Произведем расчет точки безубыточности в натуральном выражении для 2006 года:
Ккр = 45000 / (9 – 5,5) = 12857 ед.
И для 2004 года:
Ккр = 45000 / (10 – 7) = 15000 ед.
Следовательно, критический объем продукции составит 12857 единиц в 2010 году и 15000 единиц в 2011 году. При выпуске такого количества продукции предприятие не получит прибыли, но и убытков нести не будет.
Себестоимость продукции - это денежное выражение непосредственных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.
Себестоимость продукции - синтетический, обобщающий показатель, характеризующий все стороны деятельности предприятия, а также отражающий эффективность его работы.
В себестоимость продукции включают следующие затраты:
- на подготовку производства
и освоение выпуска новых
- на исследование рынка;
- непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы на управление;
- на совершенствование
технологии и организации
- на сбыт продукции
(упаковка, транспортировка, реклама,
хранение и др.);
- набор и подготовку кадров;
- другие денежные расходы
предприятия, связанные с
Зависимость общей суммы затрат от объема производства показана на рис. 8 и 9.
На оси абсцисс откладывается объем производства продукции, а на оси ординат – сумма постоянных и переменных затрат. На графике видно, что с увеличением объема производства возрастает сумма переменных расходов, при спаде производства, соответственно уменьшается, постепенно приближаясь к линии постоянных затрат.
Как видно из рис. 8 и 9
по мере увеличения объема производства
себестоимость продукции
Прибыль - это часть выручки, остающаяся после возмещения всех затрат на производство и сбыт продукции.
Рис. 10. Зависимость прибыли от объема производства, 2010 год
В долгосрочном временном интервале фирма может менять все используемые факторы производства. Иными словами, все издержки будут выступать в качестве переменных. Анализ изменения долгосрочных издержек важен для выбора стратегии фирмы в области масштабов своей деятельности.
Существует много объяснений
положительного и отрицательного эффекта
масштаба. Экономия, обусловленная
расширением масштабов
- по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении;
- на более крупных предприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование;
- больше возможностей для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов основного производства.
Отрицательный эффект масштаба
возникает в связи с нарушением
управляемости в чрезмерно
- снижается эффективность взаимодействия между ее отдельными подразделениями, фирма становится «неповоротливой», теряется гибкость;
- затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы;
- в отдельных подразделениях возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом;
- с ростом размеров фирмы увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений, и т. п.
За счет эффекта масштаба производства наиболее выгодным является вариант «2», так как доходы по нему превышают затраты уже на 6 месяце и предприятие начинает получать прибыль.
Методика маржинального анализа прибыли, в отличие от традиционной, применяемой на отечественных предприятиях, позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.
И прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.
Преимущество методики
маржинального анализа
Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и как следствие – более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.
Безубыточность - это такое состояние; когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков.
Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
Безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных затрат, удельных переменных затрат и уровня цен на продукцию.
При повышении цен
нужно меньше реализовать продукции,
чтобы получить необходимую сумму
выручки для компенсации
Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат – повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности.
С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов.
С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов.
Критический уровень
постоянных издержек является очень
ценным показателем в управленческой
деятельности, с его помощью можно
эффективнее управлять
Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений (различным вариантам оборудования, технологии, цен, структуры производства и т.д.).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Карасева И.М., Ревякина М.А. Финансовый менеджмент. – М.: Омега-Л, 2011. – с. 294.
2 Кудина М.В. Финансовый менеджмент. – М.: ИНФРА-М, ФОРУМ, 2011. – с. 136.
3 Андрюхина Н.В Финансовый анализ: Учеб. пособие. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2011. – 66 с.
4 Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – с. 239.
5 Этрилл П. Финансовый менеджмент. – СПб.: Питер, 2011. – с. 489.
6 Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – с. 239.
7 Этрилл П. Финансовый менеджмент. – СПб.: Питер, 2011. – с. 488.
8 Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – с. 241.
9 Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – с. 241.
10 Этрилл П. Финансовый менеджмент. – СПб.: Питер, 2011. – с. 490.
11 Яблукова Р.З. Финансовый менеджмент в вопросах и ответах. – М.: Проспект, ТК Велби, 2012. – с. 196.
12 Свиридов О.Ю., Туманова Е.В. Финансовый менеджмент. – Ростов н/Д: МарТ, 2012. – с. 211.
13 О.В. Грищенко Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2011. – С. 112
14 Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ТК Велби, 2011. — 424 с.