Анализ безубыточности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение анализа безубыточности на предприятии.
Задачами курсовой работы является изучение следующих вопросов:
определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия;
определение влияния факторов на изменение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия;
методика маржинального анализа прибыли и показателей рентабельности;
определение критической суммы постоянных затрат, критического уровня переменных затрат и критического уровня цены реализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие и область применения безубыточности……………………...4
1.1. Безубыточный объем продаж и зоны безопасности предприятия.…4
1.2. Влияния факторов на изменение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия…………………………………………10
1.3. Маржинальный анализ прибыльности и рентабельности.…….…..11
1.4. Определение критического уровня постоянных затрат, переменных затрат и цены реализации……………………………...…………………14
2. Анализ безубыточности предприятия……………………….………..19
Заключение……………………………………………………………......32
Список использованной литературы………………………………….…34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 1.07 Мб (Скачать)

 

П = å[VРПобщ × Удi (Цi – bi)] – A,

 

Преимущество  методики маржинального анализа  прибыли состоит в том, что  она, в отличие от традиционной, позволяет исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.

 

Методика маржинального  анализа показателей рентабельности

И прибыль, и издержки предприятия  не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть  расходов является постоянной (табл. 1).

Таблица 1

Сравнение традиционных факторных моделей рентабельности и моделей, применяемых в маржинальном анализе

Показатель рентабельности

Детерминированные факторные  модели рентабельности

Традиционные

Применяемые в маржинальном анализе

Рентабельность i-гo вида продукции (Rз I)

Рентабельность продукции  в целом по предприятию (Rз)

Рентабельность оборота i-ro вида продукции (Rоб i)

Рентабельность оборота  общая (Rоб)


 

Расчет и сравнение  полученных результатов показывает, что они значительно различаются. По традиционной методике объем продаж не оказывает влияния на изменение уровня рентабельности, поскольку числитель и знаменатель этих моделей изменяются пропорционально ему. Преимущество методики маржинального анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в результате чего улавливается влияние объема продаж на изменение уровня рентабельности. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и как следствие – более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.

 

 

1.4 Определение критического уровня постоянных затрат, переменных затрат и цены реализации

 

С помощью маржинального анализа  можно установить критический уровень  не только объема продаж, но и суммы  постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных  факторов.

Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального  дохода и объема продаж рассчитывается следующим образом:12

 

А = VPP (p – b)

или

 

А = В × ДМД.

 

Суть этого расчета в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то предприятие будет убыточным, оно не сможет их покрыть за счет своей выручки.

Для того чтобы определить, за сколько  месяцев окупятся постоянные затраты  отчетного периода, необходимо сделать  следующий расчет:

 

.

 

Например, годовой объем продаж составляет 2500 млн. руб., постоянные издержки предприятия за год - 600 млн. руб., прибыль - 400 млн. руб. Требуется определить срок окупаемости постоянных издержек.

Сначала определим сумму маржинального  дохода и его, долю в общей выручке:

МД = 600 + 400 = 1000 млн. руб.,

ДМД = 1000 : 2500 = 0,4.

Безубыточный объем продаж (сумма покрытия постоянных затрат) составит:

В = 600: 0,4 = 1500 млн. руб.

Срок окупаемости постоянных издержек будет равен

 мес.

Остальные 4,8 месяца предприятие будет  получать прибыль. Следовательно, большая  часть года уйдет на возмещение постоянных издержек.

Как видим, критический уровень  постоянных издержек является очень  ценным показателем в управленческой деятельности, с его помощью можно  эффективнее управлять процессом  формирования финансовых результатов.

Критический уровень переменных затрат на единицу продукции (b) для получения некоторой суммы целевой прибыли (П) при заданном объеме продаж (ЧРП), цене (р) и сумме постоянных затрат (А) определяется следующим образом:

 

.

 

Критический уровень цены (ркр) определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:

 

.

 

При объеме производства продукции 4000 единиц, сумме переменных затрат на единицу продукции 35 тыс. руб. и сумме  постоянных затрат 120 000 тыс. руб. минимальная цена, необходимая для покрытия постоянных расходов предприятия, должна быть:

ркр = 120 000 / 4000 + 35 = 65 тыс. руб.

При таком уровне цена будет равна  себестоимости единицы продукции, а прибыль и рентабельность - нулю. Установление цены ниже этого уровня невыгодно для предприятия, так как в результате будет получен убыток.

Основываясь на функциональной взаимосвязи  затрат, объема продаж и прибыли, можно  рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль  по различным вариантам управленческих решений (различным вариантам оборудования, технологии, цен, структуры производства и т.д.).

Если сумму прибыли представить  в виде формулы:

 

П = VPP (p – b) – A = VPP × СМД – А,

 

где неизвестной величиной является объем продаж в натуре (VРP), и приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по второму варианту

 

VPP1 × СМД 1 – А1 = VPP2 × СМД 2 – А2,

 

то объем продаж можно найти  следующим образом:

 

.

 

Можно также определить объем продаж, при котором общая сумма затрат будет одинаковой по различным вариантам управленческих решений, для чего приравнивают затраты по разным вариантам:

 

VPP1 × b1 + А1 = VPP2 × b2 + А2

 

Тогда искомый объем продаж находят  следующим образом:

 

.

На основании проведенных расчетов выбирается один из вариантов управленческого решения.

Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.13

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ безубыточности предприятия

 

 

Проанализируем безубыточность на примере условного предприятия.14

Создано предприятие  ООО «Альфа» по производству шариковых ручек.

 

Таблица 1

Данные о  планируемом объеме производства и  издержках предприятия

Плановые показатели

Объем производства, ед.

Средняя цена, руб.

Переменные затраты, руб./ед.

Постоянные расходы, руб.

Коэффициент прироста объема, %

Осн. вариант

8000

9

5,5

45000

5

Доп. вариант

12000

10

7,0

45000

5


 

На основе исходных данных составим таблицы, в которых разобьем интервал планирования на 24 периода. Таблица 2 отражает расчеты расходов и прибыли за 12 месяцев 2010 года, таблица 3 – за 12 месяцев 2011 года.

Таблица 2

Месяцы (период)

Объем, шт.

Цена, руб.

Расходы, руб.

Себесто-имость

Доходы,  
руб.

Прибыль,  
руб.

Постоян.

Перемен.

Итого

Январь

8000

9

45000

44000

89000

11,13

72000

-17000

Февраль

8400

9

45000

46200

91200

10,86

75600

-15600

Март

8820

9

45000

48510

93510

10,60

79380

-14130

Апрель

9261

9

45000

50936

95936

10,36

83349

-12587

Май

9724

9

45000

53482

98482

10,13

87516

-10966

Июнь

10210

9

45000

56155

101155

9,91

91890

-9265

Июль

10721

9

45000

58966

103966

9,70

96489

-7477

Август

11257

9

45000

61914

106914

9,50

101313

-5601

Сентябрь

11820

9

45000

65010

110010

9,31

106380

-3630

Октябрь

12411

9

45000

68261

113261

9,13

111699

-1562

Ноябрь

13032

9

45000

71676

116676

8,95

117288

612

Декабрь

13684

9

45000

75262

120262

8,79

123156

2894

ИТОГО

127340

9

540000

700372

1240372

––

1146060

-94312


Таблица 3

Месяцы(период)

Объем, шт.

Цена, руб.

Расходы, руб.

Себестоимость

Доходыруб.

Прибыль

руб.

Постоян

Перемен

Итого

Январь

12000

10

45000

84000

129000

10,75

120000

-9000

Февраль

12600

10

45000

88200

133200

10,57

126000

-7200

Март

13230

10

45000

92610

137610

10,40

132300

-5310

Апрель

13892

10

45000

97244

142244

10,24

138920

-3324

Май

14587

10

45000

102109

147109

10,08

145870

-1239

Июнь

15316

10

45000

107212

152212

9,94

153160

948

Июль

16082

10

45000

112574

157574

9,80

160820

3246

Август

16886

10

45000

118202

163202

9,66

168860

5658

Сентябрь

17730

10

45000

124110

169110

9,54

177300

8190

Октябрь

18617

10

45000

130319

175319

9,42

186170

10851

Ноябрь

19548

10

45000

136836

181836

9,30

195480

13644

Декабрь

20525

10

45000

143675

188675

9,19

205250

16575

ИТОГО

191013

10

540000

1337091

1877091

––

1910130

33039


 

Для осуществления расчетов введем некоторые обозначения:

- Ц - цена единицы  продукции;

- К – количество  единиц продукции (объем);

- Д – доход от  реализации продукции;

- А – постоянные  затраты;

- В – переменные  расходы на единицу продукции;

- Вк – переменные  затраты на выпуск всей продукции;

- З – общие суммарные  расходы на выпуск всего объема  продукции;

- П – прибыль от  реализации продукции;

- МД – маржинальный  доход;

- Дмд – доля маржинального  дохода в выручке;

- С – себестоимость  единицы продукции.

Расчет переменных затрат для всего объема продукции осуществим по формуле:

 

Вк = В × Кi

 

Расчет общих суммарных  расходов на выпуск всего объема продукции  помесячно осуществляем по формуле:

 

Зi = Аi + Вкi ,

 

где

i – рассматриваемый период (месяц).

Себестоимость единицы  продукции рассчитаем следующим образом:

 

Сi = Зi / Кi

 

Доходы от реализации продукции определим по формуле:

 

Д = Кi × Ц

 

Для определения прибыли  от реализации продукции воспользуемся  формулой:

 

П = Д - Зi

 

На основании полученных данных построим графики доходов, расходов и определения точки безубыточности для 2010 и 2011 года.

Доход - это выручка  от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат.

Он представляет собой  денежную форму чистой продукции  предприятия, т.е. включает в себя оплату труда и прибыль.  
Доход характеризует общую сумму средств, которая поступает предприятию за определенный период и за вычетом налогов может быть использована на потребление и инвестирование. Доход иногда является объектом налогообложения. В этом случае после вычета налога он подразделяется на фонды потребления, инвестиционный и страховой. Фонд потребления используется на оплату труда персонала и выплаты по итогам работы за определенный период, за долю в уставном имуществе (дивиденды), материальную помощь и т.п.

К материальным относятся затраты, включаемые в соответствующий элемент сметы затрат на производство, а также приравненные к ним затраты на: амортизацию основных фондов, отчисления на социальные нужды, а также «прочие затраты», т.е. все элементы сметы затрат на производство за исключением затрат на оплату труда.

 

 Рис. 2. График доходов, 2010 год

Рис. 3. График доходов, 2011 год

 

Из рис. 2 и 3 видно, что  рост доходов происходит прямо пропорционально увеличению объема производства. По данному показателю наиболее эффективным является вариант «2», т.к. при большем объеме производства предприятие получает большую сумму доходов.

Производство и движение товара в сфере предпринимательской  деятельности можно рассматривать  в двух аспектах: с точки зрения затрат и с позиции результата. Создание продукции и оказание услуг связано с определенными расходами. Современные исследователи издержек производства рассматривают их под углом зрения хозяйственника, предпринимателя. Для ведения хозяйства, будь то индивидуальный производитель или предприятие, приобретаются необходимые компоненты: машины, оборудование, сырьевые и топливные ресурсы, электроэнергия и др. Определенная часть средств идет на оплату труда. Совокупность затрат прошлого и живого труда, расходуемого на создание блага или выработку услуги образует издержки производства.

Информация о работе Анализ безубыточности