Анализ деловой активности предприятия и эффективности использования основного и оборотного капитала

Автор: q*********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Анализ на микроуровне наполняется совершенно конкретным содержанием, связанным с повседневной хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий, их коллективов, менеджеров, владельцев-собственников. Это может быть анализ обоснования и выполнения бизнес-планов, анализ конечных финансовых результатов производственной, сбытовой, маркетинговой деятельности, анализ финансового состояния предприятия, анализ его деловой активности и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Содержание, предмет экономического анализа
1.1. Предмет и задачи экономического анализа……………………………..5
1.2. Метод экономического анализа………………………………………….6
1.3. Система показателей анализа хозяйственной деятельности
организаций………………………………………………………………..6
1.4. Виды экономического анализа…………………………………………..7
2. Анализ финансовых результатов и финансового состояния предприятия
2.1. Анализ финансовых результатов………………………………………...9
2.2. Анализ финансового состояния предприятия………………………….13
3. Анализ деловой активности предприятия и эффективности использования
основного и оборотного капитала
3.1. Анализ деловой активности предприятия……………………………...22
3.2. Анализ эффективности использования основного и оборотного
капитала ………………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………....33
Список использованных источников…………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

Экономический анализ I.doc

— 471.50 Кб (Скачать)

    На  втором этапе финансового анализа оценивается качество информации, качество доходов, т.е. влияние способов и методов учета на формирование прибыли и других финансовых результатов.

    На  третьем этапе проводится сам  анализ с использованием следующих  основных методов:

    горизонтального – сравнение каждой позиции баланса или другой формы отчетности с данными предшествующего периода;

    вертикального – определение структуры слагаемых  показателей, влияния каждой позиции  на результат в целом;

    трендового  – анализ показателя за ряд лет и определение тренда с помощью математической обработки ряда динамики.

    Анализ  может вестись как по абсолютным, так и по относительным показателям.

    Финансовые  результаты деятельности предприятия  характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов

деятельности  (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на

финансовых  и валютных биржах и т. д.).

    Прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции.

    Объем реализации и величина прибыли, уровень  рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и  финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют  все стороны хозяйствования.

    Прибыль и рентабельность являются важными показателями эффективности производства. Прибыль – это, с одной стороны, основной источник фонда предприятий, а с другой – источник доходов государственного и местного бюджетов.

    В нашем анализе будут сравниваться показатели предприятия с показателями данного предприятия за предшествующий период. Основные используемые методы – горизонтальный и вертикальный анализ. Проанализируем изменение структуры основных элементов, определяющих формирование финансового результата от продаж. Результаты анализа приведены в таблице 1.

                                                            Таблица 1

Анализ  формирования финансовых результатов  от продаж

Показатель Предыдущий  год Отчетный  год Изменения (+, - ) Темп  роста, %
Тыс. руб. % к строке Тыс. руб. % к строке Тыс. руб. Уд. веса
А 1 2 3 4 5 6 7
1. Выручка  (нетто) от реали-

зации продукции (работ, услуг)

39150 100 53046 100 +13896 0 135,49
2. Себестоимость  реализации това-

ров, продукции, работ, услуг

35226 89,98 46411 87,49 +11185 -2,49 131,75
3. Коммерческие  расходы 916 2,34 1557 2,94 +641 +0,6 169,98

Продолжение табл. 1

4. Управленчес-

кие расходы

- - - - - - -
5. Прибыль  (убы-

ток) от реализа-

ции (стр 1 – стр 2 – стр 3 – стр 4 – стр 4)

3008 7,68 5078 9,57 +2070 +1,89 168,82
 

    Из  таблицы видно, что  выручка от продаж  увеличилась довольно значительно – на 13896 тыс. р. или на 35,49% по сравнению с прошлым годом, прибыль от реализации также возросла, ее рост составил  2070 тыс. р. или 68,82%. Доля прибыли от реализации в выручке возросла на 1,89%.  Этому способствовало то, что доля себестоимости продукции в выручке снизилась на 2,49%  с 89,98% в предыдущем году до 87,49% в отчетном году, хотя нужно отметить, что доля себестоимости производимой продукции все же высока. Доля коммерческих расходов увеличилась, хотя и  незначительно – всего на 0,6% при том, что коммерческие расходы и так составляли малую часть (2,34% в предыдущем году и 2,94% в отчетном).

    Для получения более полной картины  финансовых результатов деятельности предприятия важно учитывать  не только размеры и прирост прибыли, но и уровень рентабельности; знать сколько прибыли получено на каждый рубль производственных фондов. Поэтому проанализируем изменение уровня рентабельности реализованной продукции по отношению к себестоимости и рассчитаем влияние на отклонение рентабельности от уровня прошлого года изменений полной себестоимости реализованной продукции и массы прибыли. Расчет  влияния факторов выполним методом цепных подстановок.

    Метод цепных подстановок используется для  исчисления влияния отдельных факторов на соответствующий совокупный показатель. Данный способ анализа используется лишь тогда, когда зависимость между изучаемыми явлениями имеет строго функциональный характер, когда она представляется в виде прямой или обратно пропорциональной зависимости.

    Метод цепных подстановок состоит в последовательной замене плановой величины одного из алгебраических слагаемых, одного из сомножителей фактической его величиной, все остальные показатели при этом считаются неизменными.

    Степень влияния того или иного показателя выявляется последовательным вычитанием: из второго расчета вычитается первый из третьего второй и т. д.                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                   Таблица 2                   

Показатель Начало года Конец года Абс. откл.
Себестоимость проданных товаров,

продукции, работ, услуг (а)

35226 46411 +11185
Коммерческие  расходы (b) 916 1557 +641
Управленческие  расходы - - -
Прибыль от продаж (d) 3008 5078 +2070
Рентабельность  реализации продукции, % (с) 8,32 10,59 +2,27
 

рентабельность =

рентабельность =

Т.к. в нашем случае управленческие расходы равны 0, формулу можно представить в следующем виде:

с =

, где

с –  рентабельность реализации продукции;

d – прибыль от продаж;

a – себестоимость проданных товаров;

b – коммерческие расходы.

     Выполним  подстановки, представив результаты в  виде таблицы:

                                                            Таблица 3

  a b d c
с
База 35226 916 3008 8,32 -
1-я  подстановка 46411 916 3008 6,36 -1,96
2-я  подстановка 46411 1557 3008 6,27 -0,09
3-я  подстановка 46411 1557 5078 10,59 +4,32
 

Таким образом, по сравнению с предыдущим годом рентабельность увеличилась  на 2,27%, это увеличение произошло  за счет роста прибыли от продаж и было не очень значительным, так как рост себестоимости проданных товаров  вызвал уменьшение рентабельности на 1,96%, а рост коммерческих расходов – на 0,09%. 

    2.2. Анализ финансового  состояния предприятия

    Финансовое  состояние предприятий характеризует  размещение и использование средств предприятия. Оно обусловлено степенью выполнения финансового плана и мерой пополнения собственных средств за счет прибыли и других источников, если они предусмотрены планом, а также скоростью оборота производственных  фондов и особенно оборотных средств. Проявляется финансовое состояние в платежеспособности предприятий, в способности вовремя удовлетворять платежные требования поставщиков, возвращать кредиты, выплачивать заработную плату рабочим и служащим, вносить платежи в бюджет.

    Задачами  экономического анализа финансового состояния являются: объективная оценка использования финансовых ресурсов на предприятиях, выявление внутрихозяйственных резервов укрепления финансового положения, а также улучшение отношений между предприятиями и внешними финансовыми, кредитными органами и др.

    Дадим предварительную оценку финансового  состояния предприятия, исходя из соблюдения им и покупателями его продукции  платежной дисциплины, а также  финансовых результатов за отчетный период.

    Исходя  из табл. 4, предварительная оценка финансового состояния предприятия в целом удовлетворительная, предприятие сохраняет финансовую независимость (хотя степень независимости снижается), сохраняется определенная степень платежеспособности. Вместе с тем на предприятии наблюдается нехватка собственных оборотных средств. Наличие просроченных ссуд, дебиторской и кредиторской задолженности также свидетельствует о неблагополучном состоянии предприятия.

    Абсолютные  значения активов и пассивов служат исходной информацией для   расчета относительных характеристик структуры баланса, по которым и

делаются  основные заключения.

                           Таблица 4

Предварительная оценка финансового состояния предприятия  по балансу

  начало года конец года
1.Динамика  активов Основной  капитал      10340 < 14622 (положит. динамика)

Оборотный капитал     5050 <  9798    (положит. динамика)

Совокупные  активы   15390 <  24420  (положит. динамика), 

динамика  положительная, прирост имущества  связан одно-

временно  с ростом основного капитала и  оборотного капитала

2. Структура  капитала (соотношение собственных  и заемных источников средств) Собственный капитал 11947 < 13418

Заемный капитал           3443 < 11002,  

прирост имущества произошел как за счет прироста собственного капитала, так  и за счет прироста заемного капитала. Но при этом собственный капитал вырос незначительно (на 12,3%), а рост заемного капитала составил 319,5% (т.е. ЗК вырос более, чем в 3 раза), исходя из этого можно сделать вывод, что предприятие теряет финансовую независимость, хотя пока еще СК>ЗК (предприятие остается финансово независимым)

3. Финансовая  устойчивость предприятия (наличие  или отсутствие собственных источников  для формирова-

ния оборотных  активов)

Собственный капитал  11947      13418

Основной  капитал        10340 _    14622__

                                      СК>ОК     СК<ОК

На начало года на предприятии имеется собственный  оборотный капитал, а на конец  года предприятие испытывает недостаток собственных оборотных средств

4. Текущая  платежеспособ-

ность предприятия

Оборотный капитал        5050       9798

Краткосрочн. Обязат-ва  3443        8015

                                       ТА>КрО   ТА>КрО  

И на начало, и на конец года предприятие обладает определенной платежеспособностью

Информация о работе Анализ деловой активности предприятия и эффективности использования основного и оборотного капитала